Светлана Чернышева
Дидактическое пособие «Развивающий тренажер»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическое пособие «Развивающий тренажер» предназначено для работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ. Это пособие помогает детям в игровой форме развивать мелкую моторику и зрительно-двигательную координацию, тактильные ощущения.
Публикация «Дидактическое пособие „Развивающий тренажер“» размещена в разделах
Цель: Формирование у детей предпосылок, необходимых для осуществления любой и особенно учебной деятельности, которая требует развитой двигательной сферы (крупных и мелких движений, развитых внимания, памяти, пространственного восприятия, речи и мышления, волевых усилий, навыков планирования и самоконтроля (облегчение процесса овладения навыками рисования, письма и чтения; профилактика дислексии и дисграфии).
Задачи:
-совершенствовать первоначальные графические навыки ориентировки в микропространстве, укрепляя мышцы руки и пальцев;
- повышение умственной работоспособности, синхронизации работы глаз и рук (база для овладения графомоторными навыками);
- развитие графомоторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук (развитие крупной и мелкой моторики);
- развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений;
- развитие произвольной сферы.
Дидактическое пособие – самодельная папка-раскладушка формата А4 с тремя разворотами. На разворотах находятся кармашки с заданиями, которые ребенок может самостоятельно использовать для игр. Все материалы несут в себе познавательную и развивающую функции : активизируют словарь ребенка; развивают мышление, память, внимание, воображение, зрительное восприятие, ориентировку на плоскости, мелкую моторику рук, графо-моторные навыки и тактильные ощущения, способствует развитию творчества и фантазии. Материал дидактического пособия можно менять, добавлять новое, усложнять по мере необходимости, пособие может быть использовано в совместной или самостоятельной деятельности ребенка.
Дидактический материал прост по своему содержанию и оформлению, наличие разнообразного материала, игр обеспечивает свободный выбор детей. Играя, ребенок учится логически мыслить, выбирать варианты выполнения заданий, ориентироваться на плоскости и в пространстве.
Игры и образовательные ситуации с использованием пособия
«Лабиринты»
Цель:совершенствование навыков ориентировки на плоскости, развитие логического мышления, зрительного внимания.
Методические рекомендации: ребенок выбирает любую картинку-лабиринт и выполняет задание. Рекомендуется сначала подбирать картинки с легкими заданиями, когда дети научатся выполнять их, можно предлагать более сложные задания.
«Волшебные линии»
Цель: развитие мелких движений мышц руки (проведение непрерывной линии, пальцевой моторики, подготовка руки к письму.
Методические рекомендации: дети выбирают любую картинку.
Педагог предлагает ребенку провести путь для каждого объекта на картинке: пчелы, гусеницы, жука, независимо от того, какой формы линия – волнистой, извилистой, заостренной и т. д. При этом нельзя отрывать карандаш от бумаги.
«Зашумленные рисунки»
Цель: развитие зрительного восприятия.
Методические рекомендации:Зашумленные картинки представляют собой контуры наложенных друг на друга предметов, животных, насекомых. Изображения можно «опознавать», пересчитывать, обводить пальцем или фломастером. Благодаря этой простой игре у детей развивается зрительное восприятие и внимание - необходимые качества для успешной учебной деятельности.
Работа с зашумленными рисунками имеет множество вариантов. Например:
- Найди и выдели среди овощей – фрукт (или среди фруктов – овощ).
- Найди и выдели среди домашних животных – дикого животного (или среди диких животных – домашнего).
- Выдели силуэты животных жарких стран.
- Отыщи и выдели заданную геометрическую фигуру (или несколько геометрических фигур).
- Найди и выдели среди домашних птиц – дикую (или среди диких птиц – домашнюю).
- Найди силуэт животного среди насекомых.
«Коврик»
Цель: развитие координации движений, мелкой моторики, воображения; воспитывать уважительное отношение к традициям наших предков.
Методические рекомендации: Отгадайте загадку:
Это что за простачок лег у двери на бочок,
На дороге, на пороге останавливает ноги? (коврик)
Ковры часто встречаются в сказках. Помните ли вы, что это за сказочные ковры? (волшебные ковры-самолеты)
Какие вы можете вспомнить сказки, где герои летают на таких коврах? (старик Хотабыч). А из чего плетут настоящие ковры? Правильно, это нитки. Я предлагаю вам сплести ковер из цветной бумаги. Используя основу и полоски цветной бумаги, дети плетут коврик.
Можно использовать разные варианты в этой игре – сплести однотонный коврик или используя цветные полоски только двух (трех цветов).
«Художник»
Цель: развивать мелкую моторику рук методом нетрадиционного рисования «ниткография», развивать связную речь, пространственное воображение, внимание, память, слуховое и зрительное восприятие.
Методические рекомендации:педагог совместно с детьми рассматривает нитки и классифицируют их по виду, цвету, толщине. Сегодня мы будем учиться рисовать ниткой по бархатной бумаге. Перед вами карточки с рисунками и нитки, предлагаю повторить рисунки. Когда дети освоят технику «ниткография», темы рисунков могут придумывать сами.
«Веселый счет»
Цель:обогащение сенсорных навыков,развитие тактильных ощущений у детей с ОВЗ, совершенствование навыков порядкового счета.
Методические рекомендации:на полосках из фетра нашиты разные мелкие предметы. Ребенок с закрытыми глазами считает пальчиками, сколько предметов находится на полоске. Затем открывает глаза и пересчитывает предметы, проверяя не ошибся ли он.