Екатерина Чебанаш
Дидактическое пособие, развивающий коврик «Кто, где живет?»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт дидактического пособия развивающий коврик «Кто, где живет?»
группа общеразвивающей направленности от 3 до 4 лет
Цель: развитие связной, лексико-грамматической и звуковой культуры речи. Задачи дидактического пособия :
1. Обучающие:
- учить составлять с помощью взрослого описательный рассказ об животных;
Публикация «Дидактическое пособие, развивающий коврик „Кто, где живет?“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Кто где живет? Среда обитания животных. Дидактические игры
- Развивающий коврик своими руками
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2016
- учить образовывать наименования детенышей животных объяснять значение слов, образованы с помощью суффикса –онок;
- учить различать слова с противоположным значением (большой – маленький);
- учить образовывать уменьшительно – ласкательные название детенышей животных, соотносить наименования детенышей животных в единственном и множественном числе;
- упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, перед, между, под, над;
- учить четко, произносить звуки в словах и различать на слух.
2. Развивающие :
- развивать речевое дыхание;
- развивать мелкую моторику;
- развивать пространственную ориентировку, зрительную и тактильную память, ощущения и восприятие.
3. Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость.
Содержание дидактического пособия,
Варианты игр:
I. Игра «Кто, где живёт?»
Цель: учить детей употреблять в речи грамматические формы предложного падежа с предлогом «в», закреплять знания детей о жилищах животных, насекомых.
Ход. На столе лежит ковер, с изображением, жилищ животных. А в конвертике лежат фигурки животных. Ребенок берет по фигурке и «заселяет» его в своем домик.
Вариант 1. Педагог:
- Кто живёт в дупле? - Белка.
- Кто живёт в гнезде? - Птицы.
- Кто живёт в норе? - Лиса.
- Кто живёт в берлоге? - Медведь.
Вариант 2. Педагог:
- Где живёт медведь? - В берлоге.
Вариант 3. Работа над правильной конструкцией предложений. Детям предлагается дать полный ответ: «Медведь живёт в берлоге».
II. Игра «Кто, что может делать?»
Цель: учить употреблять в речи глаголы, согласовывать слова в предложении, развивать мышление, внимание, воображение.
Ход: педагог, называет какое-либо животное и спрашивает, что может делать оно, а ребёнок, находит на коврике данное животное и называет глагол, который можно отнести к животному. (Лягушка – прыгает, квакает, плавает)
III. Игра «Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов, развивать навык словообразования, умения подбирать родственные слова.
Ход: ребенок выбирает себе по очереди по одной модели с коврика, а педагог предлагает ему:
«Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай».
Белка – белочка
Лиса – лисичка
IY. Игра «Кто как голос подает?»
Цель: учить детей произносить, как животные подают голос.
Ход: ребенок выбирает модель с коврика и произносит как животное подает голос.
- Скажите, как подают голос звери?
- Как тявкает лиса?
- Как квакает животное?
Y. Игра «Кто у кого?»
Цель: учить детей употреблять в речи форму родительного падежа существительных единственного и множественного числа.
Ход:
У медведицы - … (медвежонок, медвежата).
У лисицы - … (лисенок, лисята).
У белки - … (бельчонок, бельчата).
У волчицы - … (волчонок, волчата).
У ежихи - … (ежонок, ежата).
У зайчихи - … (зайчонок, зайчата).
YI. Игра «Узнай зверя по описанию»
Цель: учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия, учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.
Ход:
Вариант 1. Педагог: описываем животного – ребенок отгадывает. - Трусливый, длинноухий, серый или белый. (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий. (Медведь.)
- Хитрая, рыжая, ловкая. (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая. (Белка.)
Вариант 2. Педагог задает вопрос, а ребенок подбирает слова – признаки и описывает животного. Медведь (какой) … (бурый, косолапый, неуклюжий).
Волк (какой) … (серый, зубастый, злой).
Заяц (какой) … (длинноухий, трусливый, пугливый).
Лиса (какая) … (хитрая, рыжая, пушистая).
YII. Игра «Наоборот»
Цель: учить использовать в речи антонимы.
Ход:
Медведь – большой, а заяц - … (маленький).
Волк – сильный, а белка - … (слабая).
У лисы хвост длинный, а у медведя - … (короткий).
YIII. Игра «Один - много»
Цель: учить детей образовывать существительные множественного числа именительного падежа.
Ход: ребята я вам предлагаю быть волшебниками.
«Мы волшебники немного,
Был один, а станет много».
Белка – белки
Медведь – медведи
IX. Игра «Где спряталась бабочка».
Цель. Учить определять пространственное расположение предметов относительно других. Упражнять в понимании и употреблении пространственных предлогов в, на, за, перед, между, под, над.
Ход: Педагог манипулирует фигуркой бабочки, а ребенок комментирует. Бабочка спит под деревом. Бабочка спрятался за елку и т. д.
Дыхательное упражнение «Бабочка»
Цель: развивать речевое дыхание.
Ход: педагога читает:
«Бабочка красавица
На цветочек села. Ветерок дунул – она полетела. Летела, летела и на другой цветок села».
На коврике закрываем один из цветков бабочкой. Задача ребенка сдувать бумажную бабочку с одного цветка на другой.
Методические рекомендации по реализации дидактического пособия.
Предлагаю дидактическое пособие для детей дошкольного возраста. Пособие можно использовать в группах младшего и старшего дошкольного возраста на занятиях по речевому, познавательному развитию и в самостоятельной деятельности. Так же предусматривается - фронтальная, групповая, индивидуальная работа по пособию. В зависимости от возраста подбирается варианты игр и упражнений по содержанию коврика. Данный материал будет полезен для воспитателей и родителей.
По содержанию коврика, возможно работа над определенной лексической темой, отрабатывать употребление в речи различных грамматических категорий, развивать пространственную ориентировку, зрительную и тактильную память, ощущения и восприятие.
Еще необходимо учесть требования к условиям проведения игр с использованием дидактического пособия : при использовании в качестве дидактической игры расположить коврик на ровной поверхности, например, на полу. Обязательно проверить достаточную степень освещенности пособия, для удобства манипуляций, предложить ребенку принять удобную для него позу, можно сесть перед ним на колени, обращая внимание на то, чтобы отбрасываемая тень не заслоняла игровое поле. Или расстелить коврик на столе, где можно сеть на стул или подходить к столу и выполнять задания, стоя, в зависимости от динамичности и вариативности выбранной вами игры.