Надежда Петровна Абросимова
Картотека игр на формирование правовых основ у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад»
ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
ДАВАЙ, ПОИГРАЕМ
«Игры на формирование
правовых основ у дошкольников»
Красноуфимск
Практическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Красноуфимск, 2017г.
Составитель: Абросимова Надежда Петровна, воспитатель высшей квалификационной категории
Публикация «Картотека игр на формирование правовых основ у дошкольников» размещена в разделах
- Игры для детей
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности. Помочь ему в этом можем мы – взрослые, используя разные формы работы. Познакомить ребенка в доступной форме с такими правами, как право жить и воспитываться в семье, право на имя, отчество, фамилию, право на охрану здоровья, право на образование, на воспитание в образовательном учреждении, право быть гражданином своей страны и т. д.
Полученные знания детей о своих правах могут быть пополнены и закреплены в интересных для ребенка видах детской деятельности. Очень важно дать возможность детям применить полученные знания в практической деятельности - творческих и развивающих играх, попытаться использовать эти знания в общении с другими детьми. В методическом пособии «Давай, поиграем» подобраны игры по правовому воспитанию детей, которые помогут педагогам сформировать у детей позитивное отношение к своему «Я», понять, что каждый человек - личность и он должен любить и уважать себя, расширят их представления о собственном месте в обществе. Желаю удачи!
Игры по правовому воспитанию в детском саду.
Игра «Кто, где живёт?»
Цель игры: закрепляем знания детей о странах, народах, которые живут в них.
Ход игры: дети встают в круг. Воспитатель кидает мяч и называет страну. Ребёнок возвращает мяч и называет жителей этой страны (в Америке – американцы, в Англии – англичане).
Корейская игра «Закройте уши».
Цель игры: познакомить с иргой другого народа, закрепляем знания о том, что все дети разные, но у них много общего: игры, интересы, эмоции, желания, мечты.
Ход игры: все садятся в круг. Один ребёнок выбирается ведущим и закрывает уши руками. Игрок слева от ведущего закрывает правой рукой свое правое ухо. Игрок справа должен закрыть левой рукой своё левое ухо. (Другими словами, нужно закрывать уши со стороны ведущего.) Ведущий снимает обе руки и указывает на другого игрока в круге. Новый ведущий и игроки, сидящие слева и справа от него, закрывают уши. Затем новый ведущий указывает на другого игрока, и игра стремительно продолжается. Тот, кто допустил ошибку выходит из круга.
Чилийская игра «Кто это?»
Цель игры: познакомить с игрой другого народа, закрепляем знания о том, что все дети разные, но у них много общего: игры, интересы, эмоции, желания, мечты.
Ход игры: один ребёнок – отгадчик. Другие выстраиваются в цепочку позади него. Отгадчик не должен видеть, кто стоит сзади. Дети спрашивают отгадчика: «Кто стоит за тобой?». Отгадчик может задавать три вопроса. Например: «Это мальчик или девочка? Какие у него/ неё волосы?» и т. д. Если – неправильно, то отгадчиком становится другой ребёнок.
Игра «Вопрос – ответ».
Цель игры: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Ход игры: дети по музыку двигаются по группе. Как только она затихнет, Дети должны найти себе пару и задать друг другу любой вопрос: «Твоя любимая еда, цвет, время года? У тебя есть братья и сёстры? Куда бы ты хотел отправиться в путешествие?». Воспитателю необходимо игнорировать сложившиеся пары, следить, чтобы все дети поучаствовали в игре.
По окончании игры детям предлагается оформить выставку из своих фотографий «Вот мы какие!».
Игра «Назови ласково»
Цель игры: Познакомить детей с ласковыми именами.
Ход игры: Каждый ребёнок называет своё имя. Воспитатель просит сказать как его ласково называют дома. За каждый вариант имени даётся фишка, В конце игры вручается приз имени с самым большим количеством вариантов.
Игра «Руки вверх».
Цель игры: закрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми.
Ход игры: дети встают в круг. Считалкой выбирается водящий, ему завязывают глаза. Воспитатель раскручивает водящего на месте и подводит к какому-нибудь ребёнку. Водящий должен догадаться, кто перед ним, ощупывая руками его одежду, волосы, лицо. Игра продолжается до тех пор, пока все дети не примут в ней участие.
Игра «Я живу на…».
Цель игры: закрепить знания детей своего домашнего адреса, номер этажа, на котором живут, закрепить знание права на жильё, неприкосновенность жилища.
Ход игры: все встают в круг, воспитатель передаёт мяч ребё нку и говорит: Я живу на … этаже», ребёнок продолжает, называя свой этаж, и передаёт мяч соседу и т. д. Аналогично можно провести игру «Мой домашний адрес».
Игра «На одну букву».
Цель игры: закрепить умение находить предметы, которые начинаются на заданную букву. Выяснить, что знают это потому, что есть у детей право на образование, и они им пользуются.
Ход игры: Воспитатель просит детей оглядеть помещение в группе и назвать все предметы, которые начинаются на букву «К» (кубики, книги, краски, котёнок и т. д.)
Игра «Назови виды спорта».
Цель игры: закрепить виды спорта: летние, зимние, спортивный инвентарь. Уяснить, что занимаясь, спортом мы получаем здоровье, отдых.
Ход игры: Все встают в круг, передают друг другу мяч и называют: зимние виды спорта, летние виды спорта, спортивный инвентарь.
Игра «Прогулка по ручью».
Цель игры: закрепить право детей на отдых, учиться совместному отдыху.
Ход игры: на полу изображён ручеёк – то извилистый, то широкий, то узкий. Все дети – туристы. Они становятся друг за другом в цепочку, кладут руки на плечи впереди стоящему, расставляют ноги на ширине плеч впереди стоящему, расставляют ноги на ширину ручья в том месте, где начинается их путь, и передвигаются дальше все вместе, меняя ширину ног и направление движения, ступая по берегам ручья. Оступившийся становится в конец цепочки.
Игра «Спасатели».
Цель игры: Закрепление права на жизнь. Дети должны спасти игрушки, которые оказались на льдине (на острове, в горящем доме). На линии старта дети получают задание и инструкции по способу его выполнения.
Ход игры: 1. Встать в позицию «паучок», добежать до обруча, взять игрушку, положить её себе на живот и вернуться назад.
2. Встать парами, взяться за руки, добежать до обруча – «льдины», взять игрушку, положить её на руки и вернуться назад.
3. Встать парами. Взявшись за руки, добежать до обруча, взять игрушку и принести её на линию финиша, удерживая головами.
4. Встать парами. Добежать до обруча. Один из спасателей упирается руками в пол, другой кладёт на спину партнёра игрушку, берёт его за ноги, дети возвращаются к финишу.
Игра может проводиться в виде эстафеты. В этом случае используются два обруча. Если все движения отработаны, можно предложить детям самостоятельно выбрать «способ спасения» игрушки.
Игра «Я умею».
Цель игры: закрепить представление детей о праве на жизнь. Уточнить, что жизнь дана на добрые дела.
Ход игры: дети стоят в кругу и бросают мяч друг другу со словами «Я умею…», называя те добрые дела, которые они совершают по отношению к близким.
Игра «Найди себе пару».
Цель игры: закрепляем знания имён, учимся подбирать рифмующиеся имена.
Ход игры: воспитатель предлагает детям найти себе пару. Для этого кто-нибудь из ребят назовёт своё имя, а то, чьё имя, похоже (рифмуется) с названным, должны откликнуться. Например, Оля – Коля, Галя – Валя, Тома – Рома и т. д.
Казахская народная игра «Жмурки в кругу».
Цель игры: закрепляем знание права на имя.
Ход игры: для игры начертить на полу круг, водящему завязать глаза. Он старается поймать и узнать кого-нибудь из ребят. Если имя названо правильно, водящим становится узнанный. Выходить из круга нельзя. Если водящий выходит за пределы круга, дети говорят ему об этом.
Игра - пантомима «Помогаю взрослым».
Цель игры: закрепить с детьми понятие обязанности.
Ход игры: ребёнок с помощью движений показывает, как он помогает родным по дому, а остальные дети внимательно наблюдают и отгадывают, что хотел «рассказать «их товарищ.
Игра «Поводырь».
Цель игры: развивать чувство ответственности за другого человека; воспитывать доверительное отношение друг к другу.
Ход игры: в комнате разложены и расставлены предметы-препятствия. Дети распределяются по парам: ведущий, ведомый. Ведомый надевает повязку, ведущий ведёт его, рассказываю, как двигаться. Например: «Переступи через кубик», «Здесь стул, обойдём его». Затем ведущий и ведомый меняются ролями.
Игра с лентой.
Вышел Ваня погулять (Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом, поют,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать,
Кому ленточку отдать? (Дети останавливаются).
Поклонися, поклонись (Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает)
Да за ленточку держись (Девочка подхватывает свободный конец ленты).
Мы считаем: раз, два, три,
Ну – ка, ленту забери! (Ваня и подружка подбрасывают ленту вверх и обегают круг по внешней стороне за детьми в разные стороны.)
Кто первым подбежит и возьмёт ленту, тот выиграл. Если победитель девочка, то она водит. Петь следует так:
Вышла Таня погулять,
Стала друга выбирать…и т. д.
Дидактическая игра «Кто для кого?»
Воспитатель: А теперь мы с вами поиграем в увлекательную игру. Для этого вам нужно будет вспомнить родственные связи в семье и постараться ответить на мои вопросы.
Кто для папы и мамы мальчик, девочка? (Сын, дочь)
Кто для дедушки и бабушки мальчик, девочка? (Внук, внучка)
Кто для дедушки и бабушки папа? (Сын)
Кто для дедушки и бабушки мама? (Дочь)
Кто мальчик для девочки в семье? (Брат)
Кто девочка для мальчика в семье? (Сестра)
Игра «Чудесный мешочек».
Воспитатель: Поиграем в игру «Чудесный мешочек» На доске вы видите картинки. Кто на них изображены? (Дедушка, бабушка, папа, мама, брат, сестра).
Я из сундучка буду доставать различные предметы, а вы подумайте и скажите, кому из семьи этот предмет больше всего подходит.
Губная помада (Маме)
Лента (Сестре)
Очки (Бабушке, дедушке)
Кепка (Брату)
Галстук (Папе)
Мячик (Брату)
Кукла (Сестре)
Клубок шерсти со спицами (Бабушке)
Газета (Дедушке)
Фен (Маме)
Бритва (Папе).
Игра «Моих родителей зовут…»
Цель игры: Закрепляем знания имени и отчества своих родителей.
Ход игры: дети, передавая друг другу мяч, быстро называют фамилию, имя, отчество мамы и папы.
Игра с мячом «Кому, какой дом».
Цель игры: закрепить названия жилищ зверей и насекомых, Пояснить, что животные тоже имеют право на жильё и неприкосновенность жилища.
Ход игры: все становятся в круг, воспитатель кидает мяч одному из детей, называя животное, ребёнок кидает мяч воспитателю, называя жилище этого животного.
Медведю – берлога
Белке – дупло
Волку – логово
Птице – гнездо
Пчеле – улей
Человеку – дом
И т. д.
Корейская игра «Закройте уши».
Цель игры: познакомить с иргой другого народа, закрепляем знания о том, что все дети разные, но у них много общего: игры, интересы, эмоции, желания, мечты.
Ход игры: все садятся в круг. Один ребёнок выбирается ведущим и закрывает уши руками. Игрок слева от ведущего закрывает правой рукой свое правое ухо. Игрок справа должен закрыть левой рукой своё левое ухо. (Другими словами, нужно закрывать уши со стороны ведущего.) Ведущий снимает обе руки и указывает на другого игрока в круге. Новый ведущий и игроки, сидящие слева и справа от него, закрывают уши. Затем новый ведущий указывает на другого игрока, и игра стремительно продолжается. Тот, кто допустил ошибку выходит из круга.
Дидактическая игра «Настоящий гражданин»
Воспитатель: Каждая команда должна собрать по образцу сюжетную картинку.
Команды подходят к столикам.
Задание 1 команде. Настоящий гражданин не будет птиц, животных обижать.
Задание 2 команде. Настоящий гражданин не будет дом и город обижать.
Задание 3 группе. Настоящий гражданин не будет правила движения нарушать.
Игра «Кто, где живёт?»
Цель: напомнить детям, что каждый имеет право на собственное жилье и выбор
местожительства.
Давайте поиграем в игру «Кто, где живёт?» Я называю города, поселки нашей области, а вы называете жителей, которые в нем живут
Например: Екатеринбург – Екатеринбуржцы;
Верхняя Пышма -
Нижний Тагил -
Верхняя Салда -
Тавда -
Ревда -
Первоуральск -
Новоуральск -
Алапаевск -
Кировоград -
Красноуфимск-
Ачит -
Арти -
Игра «Я и мои чувства»
Цель: формировать умение заботиться о своем здоровье
Дети встают в круг. Ведущий (взрослый) начинает фразу и бросает ребенку мяч:
Слух помогает мне….
Зрение помогает мне…
Обоняние помогает мне….
Осязание помогает мне…
Пробуя пищу на вкус, я могу….
Можно перестроить вопросы, приспосабливая их к потребностями детей с деффектами. Например:
Я не могу видеть (совсем, очень хорошо, но все же это я и я могу….
Игра «Круговая беседа»
Цель: учить детей оценивать себя и не занижать свою самооценку.
Дети садятся в круг вместе воспитателем. Воспитатель говорит следующие фразы:
Больше всего мне нравится в себе….
Я бы хотел быть…
Моя любимая игра…
Я думаю, что мое имя означает….
Я чувствую себя счастливым, когда….
Я чувствую печаль, когда….
Я хочу стать более…
Когда-нибудь я надеюсь….
Каждую фразу дети дополняют по очереди. Очень важно выслушать всех до конца (поэтому перебивать запрещено). Дети могут пропустить свою очередь, если пожелают; каждый остается на своем месте до конца.
Игра «Загадывание желаний»
Цель: напомнить детям, что каждый человек имеет право на мечту.
Дети садятся в кружок. Скажите им, что это круг загадывания желаний. Предложите, чтобы каждый ребенок по очереди загадывал следующие желания (это можно сделать небольшими группами или парами) :
Если бы я мог быть птицей, то я бы. потому что…
Если бы я мог быть каким-нибудь животным, то я бы…потому что…
Если бы я мог быть насекомым, то я бы…потому что…
Если бы я мог быть цветком, то я бы… потому что…
Если бы я мог быть деревом, то я бы… потому что…
Если бы я мог быть автомобилем, то я бы… потому что…
Если бы я мог быть страной, то я бы… потому что….
И так далее (на усмотрение педагога)
Игра «Дружба»
Цель: подвести детей к тому, что все дети разные, но у них и много общего;
воспитывать доверительное отношение друг к другу, умение сближаться.
Дети подбирают себе пару, становятся напротив друг друга и говорят вместе:
Ты дрозд (показывая указательным пальцем друг на друга,
Я дрозд (указательным пальцем на себя).
У тебя нос (указательным пальцем на нос напарника,
У меня нос (указательным пальцем на свой нос).
У тебя гладкие (поглаживает ладонями щеки напарника,
У меня гладкие (поглаживает ладонями свои щеки).
У тебя сладкие (указательным пальцем на губы напарника,
У меня сладкие (указательным пальцем на свои губы).
Ты друг (указательным пальцем показывая на напарника,
Я друг (указательным пальцем показывает на себя).
Мы любим друг друга (обнялись).
Игра «Подбери рифму»
Цель: напомнить детям, что каждый человек имеет право на образование и
выбор профессии.
Поезд водит …машинист
Пашет поле…. тракторист
Самолетом правит…. летчик
Клеит книги ….переплетчик
В школе учит нас …учитель
Строит здания ….строитель
Красит стены нам …маляр
Мебель делает …. столяр
Песни нам поет ….певец
Торговлей занят….продавец
На станке ткет ткани….ткач
От болезней лечит….врач
Лекарство выдает…аптекарь
Хлеб печет в пекарне…пекарь
Пишет красками…художник
Сапоги сошьет …. сапожник
В жаркой кузнице… ….кузнец
Кто всех знает…молодец! (А. Дорофеева)
Игровое упражнение «Все прекрасное планеты сохраним»
Цель: Напомнить правила настоящего гражданина, который не будет:
- людям досаждать;
- дом и город обижать;
- в квартире прыгать и скакать;
- громким голосом кричать;
- дверь ногою открывать;
- в лифте кнопками играть;
- и на стенах рисовать;
- сор на улицах бросать;
- правила движенья нарушать.
Игра «Кто самый важный на Земле?
Цель: формировать у ребенка позитивное отношение к своему «Я»,
дать понять, что каждый человек - личность и он должен любить и уважать себя.
Дети сидят полукругом. В руках у воспитателя коробочка, а в ней отверстие. Внутри коробочки, на дне лежит зеркало. Воспитатель говорит, что ему прислали коробочку, в которой можно увидеть изображение самого важного человека на Земле. Предлагает детям посмотреть на этого человека, но другим не рассказывать, пока все не посмотрят. В конце спрашивает, кто же самый важный человек на Земле?
Игра «Я разный»
Цель: воспитывать умение детей выражать свои мысли.
Дети стоят в кругу и, передавая друг другу мяч, говорят:
Я радуюсь, когда…
Я печалюсь, когда…
Я смеюсь, когда…
Я плачу, когда…
Я прыгаю, когда…
Я тихо сижу, когда…
Я пою, когда…
Игра «Передай улыбку»
Цель: формировать умение управлять своими эмоциями.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что они могут улучшить настроение каждого и свое, если научиться передавать друг другу улыбку. Все становятся в круг и, посмотрев на соседа, говорят ему хорошее слово, улыбаются. В конце игры уже все весело смеются.
Игра «Кто позвал»
Цель: напомнить детям, что каждый человек индивидуален.
Один ребенок отворачивается, а кто-то его зовет по имени. Он должен отгадать, кто его позвал. Воспитатель поясняет детям, что нет одинаковых голосов, у каждого человека свой голос, только нужно внимательно вслушиваться в него и распознавать, даже если его позвали тихо или изменили тембр голоса.
Игровое упражнение «Покажи как»
Ход: Дети с помощью мимики показывают выражение лица по заданию воспитателя:
- нахмуриться, как - осенняя туча, злая волшебница
- улыбнуться, как - солнышко;
- разозлиться, как жадина
- испугаться, как трусливый заяц
- устать, как трудяга - муравей, как папа после работы.