Светлана Коровкина
Дидактическое пособие «Азбука города»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей Правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети.
Приводит к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины, ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Публикация «Дидактическое пособие „Азбука города“» размещена в разделах
Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице. В сложной ситуации, при появлении опасности взрослого человека иногда выручают инстинкт самосохранения, ловкость, быстрота реакции. К сожалению, малыши обладают этими качествами не в полной мере и, оказавшись в критической ситуации, не могут моментально принять правильное решение.
Избежать опасность можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с самого раннего возраста.
Дидактическое пособие «Азбука города» призвана помочь развивать ребенку
восприятие, мышление, воображение, память, мелкую моторику, любознательность и познавательную активность!Пособие представлено в виде красочной книжки, связанной спицами и крючком из ниток ярких цветов.
Дидактическая книга «Азбука города» предназначена для закрепления детей специальными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения. Книга учит детей правильно вести себя на дорогах, развивает произвольное внимание и зрительную память. Рекомендована для детей дошкольного возраста. Может использоваться как для индивидуальной, так и для подгрупповой работы в ДОО, а также в условиях семейного воспитания/для педагогов и родителей/.
Книга отвечает санитарно-гигиеническим требованиям. Рекомендовано для детей 5- 7 лет.
Рекомендации по организации игр с пособием
1. «Где, чья машина?»
Цель: закреплять знания детей о транспортных средствах; упражнять в умении соотносить транспортное средство с его назначением.
Оборудование: книга «Азбука города»
Ход игры: ребенок должен определить название машины на 1 странице книги (скорая помощь, полицейская машина, пожарная машина) и рассказать, как человек использует данный транспорт.
Инструкция: «Посмотри внимательно на машины, определи, как они называются? Для чего предназначены эти машины?»
2. «Профессии на спецтранспорте»
Цель: знакомство с профессиями людей, работающими на спецтранспорте.
Оборудование: книга «Азбука города»
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть транспортные средства (скорая помощь, полицейская машина, пожарная машина) и рассмотреть картинки с профессиями (пожарный, полицейский, врач) и соотнести машину с профессией. Например (скорая помощь – врач)
Инструкция: «Подбери к каждой машине картинку с человеком подходящей профессией»
3. «Телефон»
Цель:закреплять знание номеров телефонов аварийных служб.
Оборудование: книга «Азбука города»
Ход игры: предлагаем ребенку рассмотреть машины - скорой помощи,
аварийно-газовая служба, полиции, пожарной, и карточки с номерами телефонов экстренных служб 01, 02, 03, 04. Предлагаем ребёнку выбрать номер экстренных служб и найти машину, которая придёт по этому номеру.
Инструкция:«Подбери к каждой машине картинку с номером аварийных служб 01, 02, 03, 04»
4. «Общественный транспорт»
Цель: развитие мышления, логики, обогащение словаря, умения
соотносить вид транспорта и дополнительное устройство, которое имеется в данном виде транспорта
Оборудование: книга «Азбука города»
Ход игры: предлагаем ребенку соотнести картинки с изображениями: место для детей и инвалидов, автокресло, трамвайные поручни с транспортными средствами - автобус, трамвай, троллейбус, такси.
Инструкция: «Определи, что и где находится? Где можно разместить автокресло?»
5. «Наши помощники»
Цель: сформировать умение определять функции грузовых машин, развивать внимание, умение группировать и обобщать предметы по общему признаку.
Оборудование: книга «Азбука города»
Ход игры: предлагаем ребенку рассмотреть грузовые машины и выделить их отличительные части (у эвакуатора есть кран, у грузовика кузов) и определить их назначение (в кузове перевозят песок, мусор, краном поднимают тяжелые грузы и перевозят их)
Инструкция: «Определи, какая машина, что перевозит? Может ли грузовик перевозить бетон? Почему? Может ли бетономешалка перевозить молоко? Почему?»
А
6. «Дорожная азбука»
Цель: закреплять знания детей о дорожных знаках, о правилах поведения на
дороге.
Оборудование: книга «Азбука города»
Вариант 1:
Ход игры: предлагаем ребенку определить названия дорожных знаков
Инструкция: «Для того чтобы правильно передвигаться по дороге, нужно
знать правила дорожного движения. Расскажите своим друзьям, что обозначают эти дорожные знаки и объясните, что надо делать, когда их увидишь?»
Вариант 2:
Ход игры: предлагаем детям соотнести карточки-схемы с дорожным
знаком.
Инструкция: «Посмотри внимательно на схему и определи, какой
дорожный знак здесь спрятался?»
Методические рекомендации для педагогов,
организующих работу с использованием «Азбуки города»
Познакомить детей с машинами специального назначения, к ним
относятся пожарная машина, полицейская машина, скорая помощь.
Пожарная машина - используется для тушения огня, оснащена специальным оборудованием, имеет звуковой сигнал, предупреждающий других водителей о ее приближении.
Скорая помощь - предназначена для перевозки больных людей, имеет все необходимое оборудование, позволяющее доставить пациента в больницу в удовлетворительном состоянии. Как и пожарная машина, имеет специальную мигалку и звуковой сигнал, оповещающий о том, что скорую помощь необходимо пропустить.
Полицейский автомобиль - используется для патрулирования дорог, поимки преступников. Машина оборудована мощным двигателем, позволяющим развивать хорошую скорость, что так важно при погоне.
К общественному транспорту относятся (автобусы, трамваи,
троллейбусы, маршрутное такси) используется для перевозки пассажиров внутри города, между населенными пунктами (городом и селом).
Автобус - перевозит пассажиров, доставляет их в нужную точку города, имеет строгий маршрут и специальные места для остановок, где производится посадка и высадка людей. Туже функцию выполняют троллейбус и трамвай, отличающийся от автобуса тем, что работают не на бензине. Современные автобусы оснащены удобными сидячими местами и поручнями, за которые можно держаться во время движения. Во всех автобусах есть большие окна, пассажиры могут наблюдать, где они проезжают, осматривать окрестности и достопримечательности. Чтобы перевезти как можно больше пассажиров, автобусы стараются делать вместительными. Был придуман даже двухэтажный автобус. Места на дороге он занимает мало, зато перевозит значительное количество пассажиров.
Для автомобильного транспорта построены автостанции, автовокзалы и автостоянки. На них производятся посадка и выгрузка пассажиров из общественного транспорта, его стоянка. Заправляется автотранспорт на автомобильных заправочных станциях.
Технический осмотр и ремонт производятся на станциях технического обслуживания автомобилей, в троллейбусных и автобусных парках. Дороги в порядке содержат автодорожные службы. В наше время тысячи автобусов курсируют по городам и между ними. Это самый массовый наземный транспорт. Преимущество автобуса в том, что он не привязан ни к рельсам, ни к линиям электричества. Он может легко менять маршрут, объезжать заторы, ехать там, где есть дорога.
Трамвай
Электрический ток для трамвая поступает по проводам, натянутым над рельсами на высоте 4-5 метров. Обычно трамвай состоит из одного-двух вагонов.
Трамвайные линии очень важны для города с его огромным автомобильным парком. От выхлопных газов в городе нечем дышать. Трамвай в этом отношении безопасный вид транспорта. Трамвай перевозит пассажиров по заданным маршрутам. В соответствии с маршрутом каждый трамвай имеет свой номер. Движется он с помощью электричества. Это удобный городской вид транспорта, так как для него не существует автомобильных пробок. Проигрывает он автомобилям по скорости движения.
Троллейбус
Троллейбусные линии есть во многих городах мира. Тысячи пассажиров ежедневно пользуются троллейбусом. Выглядит троллейбус как обычный автобус, но с «усами» на крыше. Это и есть токоприемные штанги. В отличие от автобуса троллейбус работает тише, не выделяет отравляющих выхлопных газов. Троллейбус маневреннее трамвая, ездит почти бесшумно, не грохочет.
Такси
В каждом городе есть особый вид транспорта, который отвезет вас туда, куда пожелаете, - нужно только назвать адрес. Такси имеют специальные знаки и отличительную окраску, чтобы их было видно издалека. Почти везде прижился отличительный знак на кузове такси - шашечки.
У такси есть неоспоримое преимущество. Можно добраться до любого места в городе, сев в одну машину, то есть без пересадок. Это удобно и комфортно. Машина едет быстро, такси можно вызвать в любое время суток, когда общественный транспорт уже не работает. Это важно, если необходимо добраться в аэропорт, либо на вокзал в ночное время. Водитель, который работает таксистом, возит людей по городу. Он хорошо знает городские улицы и переулки.
Работа со схемами: ребенку предлагаются схемы дорожных знаков, он должен подобрать к каждой схеме определенный знак:
• предупреждающий знак («Уступи дорогу»)
• знак приоритета («Главная дорога»)
• знаки сервиса («Пункт медицинской помощи», «Пункт питания»)
• предписывающий знак («Велосипедная дорожка»)
• информационный знак («Место стоянки»)
• запрещающие знаки («Въезд запрещен», «Стоянка запрещена»)
Таким образом, дидактическое пособие «Азбука города» развивает интеллектуальные качества ребенка, способствует их разностороннему развитию, открывает множество возможностей для самостоятельной деятельности детей. Пособие вызывает эмоциональный отклик у ребенка – это непроизвольно активизирует познавательные процессы и повышает интерес.