Оксана Вареник
Дидактическое панно–тренажер «Веселая ферма»
▼ Скачать + Заказать документы
В наши очень часто можно наблюдать задержку в развитии речи детей, хотя при этом они абсолютно здоровы и не страдают поражениями центральной нервной системы или нарушениями слуха. Тогда в чем причина задержки речи?
Главное в развитии речи ребенка это его общение с окружающими его людьми: родителями, родственниками, сверстниками. Рекомендуют как можно больше общаться со своим ребенком. При этом, родители стараются соблюдать рекомендации полученные от педагогов, но ребенок продолжает общаться при помощи жестов и звуков. Наблюдения показывают, что уровень развития речи детей зависит от развития мелкой и крупной моторики рук. Ведь еще В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках пальцев», а философ И. Кант сказал «Рука – это своего рода внешний мозг». Чем лучше развита крупная и мелкая моторика рук, тем лучше будет говорить ребенок. А как можно развивать моторику рук? По наблюдениям через игру. Ведь игра для ребенка – это не только радость, но и тот мир, через который он изучает и познает, в котором он живет и развивается.
Публикация «Дидактическое панно–тренажер „Веселая ферма“» размещена в разделах
- Домашние животные. Все материалы
- Домашние животные. Игры, дидактические пособия
- Поделки. Мастерим с детьми
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» апрель 2016
В игре можно развить у детей: речь, память, мышление, внимание, мелкую моторику рук, то есть все те качества, которые необходимы для ребенка в дальнейшей его жизни. Одним из факторов, влияющих на развитие всех этих качеств, является создание специальной среды, которая наполнена разными необходимыми предметами для изучения. Такими предметами являются в первую очередь игры и игрушки, дающие зрительные и тактильные ощущения.
Для эффективной работы с детьми изготовилось игровое дидактическое панно – тренажер «Веселая ферма» для развития мелкой моторики рук и речи. Данное панно многофункциональное, легкое в использовании при работе с детьми. С помощью данного панно – тренажера я с детьми развиваю речь и мелкую моторику рук, внимание, память, мышление.
Панно имеет тканевую основу, состоящую из пяти различных цветов. На каждой цветной ее части нашиты: пуговицы, застежки, молнии, липучка, шнуровка, что позволяет в игре развивать ребенку мелкую моторику рук (завязывание и развязывание шнурков, застегивание и расстегивание замка – молнии, пуговиц, липучек, а так же тактильное ощущения, логическое мышление, память внимание, речь).
Панно можно повесить на стену за специальные петли, а можно просто разложить на столе. Дополнительно к панно изготовлены фигурки на липучке: бабочка, яблоко, тучки, солнышко, лягушка, птичка, гриб, машина и трактор, фигурки мальчика и девочки, фигурки домашних животных (корова, лошадь, свинья, коза, овца, собака, кролик, овощи (морковь, репа).
Варианты работы с панно разнообразны. Панно можно использовать как для мини занятий, так и как составляющую часть интегрированного занятия.
Цель: развитие речи и мелкой моторики рук ребенка.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с дидактическим панно – тренажером «Веселая ферма»;
- формировать представление о предметах;
- формировать и активизировать словарь ребенка.
Развивающие:
- развивать интерес и побуждение к действиям;
- развивать умение сравнивать по свойствам и признакам;
- развивать зрительное, осязательное и тактильное восприятие.
Воспитательные:
- создавать эмоционально положительное настроение;
- способствовать развитию наглядно-действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения, речи и мелкой моторики рук.
Варианты дидактических игр.
«Звукоподражание»
Цель: стимулировать речевую активность ребенка.
Описание: играя с ребенком, взрослый должен активно и часто подражать различным звукам: «цып-цып» - курочка зовет своих цыплят; «бе-бе-бе» - блеет овечка; «хрю-хрю-хрю» - хрюкает свинка и т. д. Не просите ребенка сразу повторять за вами звукоподражания. После нескольких занятий он сам попытается повторить за вами. Можно вводить в сюжет панно дополнительных персонажей. Пример: лягушка – «ква-ква», петушка – «ку-ка-ре-ку», мышку и т. д.
«Кто такой?»
Цель: расширение словарного запаса ребенка и развитие связной речи.
Описание: Взрослый, играя с ребенком, употребляет слова – эпитеты.
Пример: «солнышко – лучистое», «репка сладкая, желтая, крепкая», «овечка кудрявая». После совместных занятий, когда ребенок запомнит определения, можно спросить у него: «Морковка какая?» - вкусная. «А еще какая?» и т. д.
Составляйте предложения с этими словами и словосочетаниями. Постоянно включайте в свою речь новые слова. Следите за тем, чтобы ребенок постепенно, не сразу, но использовал их в активной речи.
«Части тела»
Цель: учить детей ориентироваться в теле человека и животного, расширять словарный запас ребенка.
Описание: спросите ребенка где у медведя (овечки, свиньи) уши, нос, глаза, брови, морда, голова, лапы и т. д. Затем выясните, есть ли у ребенка все это? Чего нет? Как называются части тела и головы человека? (лицо, руки, ноги и т. д.) Выясните, чем отличаются части тела животных и человека. Со старшими детьми (4,5-5 лет)выясните, где у них левый глаз, а где правый, где правое ухо и т. д. Попросите показать эти части тела у животных.
«Предлоги»
Цель: уточнить значение предлогов, ввести предлоги в пассивный и активный словарь ребенка.
Описание: Во время игры старайтесь употреблять следующие предлоги : «над, под, в, из, на, с, между, за, из, около, от», произнося их более выразительно, чем другие слова. Не требуйте немедленно от маленького ребенка правильного их употребления.
Для закрепления употребления предлогов просите ребенка отвечать на вопросы типа: «С кем играет Мишка?», «От кого он прячется?», «Где растут овощи?», «Где находится лес?».
«Обобщающие понятия»
Цель: Формировать обобщающие понятия «животные», «дикие животные», «домашние животные», «овощи», развитие словарного запаса, связной речи.
Описание: Дать ребенку понятие диких и домашних животных, проиллюстрировать на примере животных.
Учить описывать животное по плану:
1. Дикое или домашнее животное
2. Описание внешнего вида (размер ела, поверхность тела, внешние особенности животного)
3. Характер, привычки, повадки
4. Чем животное полезно для человека.
Аналогично работать над понятием «Овощи» (отработка понятия, описание овоща).
«Придумывание сказок и историй»
Цель: развитие фантазии и воображения, моделирование желательных образов поведения, развитие связной речи, эмоциональное раскрепощение, снятие психического напряжения. При рассказывании истории или сказки использовать ранее пройденные упражнения или игры.
Пример: «В маленьком домике, который стоял на опушке, жили-были. Просыпаясь утром, они выглядывали из окна и улыбались солнышку. Затем они умывались и делали зарядку и шли….»
Несколько дней (и даже недель) можно рассказывать ребенку одну и ту же сказку с продолжениями, добавлять дополнительных персонажей (куклы, игрушки).
Обязательно подключайте ребенка помочь вам искать новые повороты сюжета, более старших детей (с 4 лет) можно просить придумывать истории самим (с помощью взрослого). Рассказывание сказки сопровождается соответствующими действиями.
Дидактическое панно – тренажер создаст для детей особую атмосферу. Детям всегда будет интересно и весело играть, а вместе с тем и развиваться. Каждодневные игры с панно, плюс меняющаяся мотивация игровой деятельности позволят детям улучшить качество выполнения заданий и бережно относиться к пособию. Работа с детской фантазией и воображением, затраченное время окупятся прекрасными отношениями с детьми, их гармоничным развитием.