Наталья Силаева
Дидактический синквейн — новая технология в развитии речи
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактический синквейн — новая технология в развитии речи
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Усть-Абаканская средняя общеобразовательная школа»
Статья «Дидактический синквейн – новая технология в развитии речи»
Подготовила: учитель – логопед Силаева Н. М.,
высшей квалификационной категории
Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в логопедической практике объясняется тем, что:
Публикация «Дидактический синквейн — новая технология в развитии речи» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Синквейн. Сочиняем стихи - синквейны
- Сочинительство. Учимся сочинять
- Темочки
- новая технология – открывает новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя - логопеда.
- гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
- способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
- является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
- носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
Правила составления дидактического синквейна
• первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
• вторая строка – два слова, прилагательные;
• третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
• четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение к теме;
• пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).
Например
1. Матрешка
2. Красивая, любимая.
3. Стоит, сидит, улыбается.
4. Моя матрешка самая красивая.
5. Игрушка.
1. Машина
2. Быстрая, мощная.
3. Едет, обгоняет, тормозит.
4. Я люблю кататься.
5. Транспорт.
1. Воробей.
2. Пугливый, маленький.
3. Прыгает, чирикает, клюёт.
4. Воробей живет под крышей.
5. Птица.
1. Зима
2. Снежная, морозная.
3. Пришла, укрыла снегом, запорошила.
• 4. Все вокруг в снегу.
5. Холодное время года.
Из приведённых примеров видно, что для того чтобы правильно составить синквейн необходимо :
• иметь достаточный словарный запас в рамках темы,
• владеть обобщением,
• понятиями: слово - предмет (живой не живой, слово-действие, слово-признак,
• научиться правильно, понимать и задавать вопросы,
• согласовывать слова в предложении,
• правильно оформлять свою мысль в виде предложения
Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство школьников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.
Синквейн может использоваться на индивидуальных и групповых занятиях, с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие в виде устных сочинений. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребё нка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн. Могут быть использованы такие варианты работы как:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- коррекция и совершенствование готового;
-анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы – без первой строки, необходимо на основе существующих её определить);
Полезно составлять синквейн для закрепления изученной лексической темы.
Составление синквейнов облегчает процесс усвоения понятий и их содержания, учит коротко, но точно выражать свои мысли, способствует расширению и актуализации словарного запаса.
Составление синквейна, полезно для выработки способности к анализу. Синквейн требует меньших временных затрат, его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные,
• изученный на занятии материал приобретает эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;
• отрабатываются знания о частях речи, о предложении;
• дети учатся соблюдать интонацию;
• значительно активизируется словарный запас ;
• совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;
• активизируется и развивается мыслительная деятельность;
• совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо, осуществляется подготовка к краткому пересказу;
• дети учатся определять грамматическую основу предложений…
Таким образом, технология «Дидактический синквейн» гармонично сочетает в себе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной и может успешно применяться в логопедической практике.
Литература:
1. Акименко В. М. Новые педагогические технологии : учебно-метод. пособие. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
2. Акименко В. М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011.
3. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей. - Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008.
4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М. : ИНТУИТ. РУ, 2007.
5. Гин А. Приемы педагогической техники. – М. :Вита-Пресс, 2003
6. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005).
7. Терентьева Н. Синквейн по «Котловану». Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).
Электронные ресурсы:
1. Бахман Е. В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем.
https://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410
2. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
https://festival.1september.ru/articles/518752/
3. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).
https://www.medbio-kgmu.ru/cgi-bin/go.pl?i=2293
4. Педагогический словарь
https://enc-dic.com/pedagogics/Pedagogicheskaja-Tehnologija-1271.html