Бунакова Елена
Дидактические пособия изготовленные своими руками как эффективная альтернатива фабричным играм
▼ Скачать + Заказать документы
Не секрет, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь одновременно. Игра помогает обобщать знания у детей, учит применять полученные навыки в новой обстановке, углубляет познавательные интересы.
Игровым методом и формой обучения детей дошкольного возраста, а так же самостоятельной игровой деятельностью ребенка являются пособия и дидактические игры, которые способствуют развитию речи, познавательному, сенсорному и социально-нравственному развитию.
Публикация «Дидактические пособия изготовленные своими руками как эффективная альтернатива фабричным играм» размещена в разделах
На рынке представлен широкий ассортимент разнообразных развивающих игр и пособий, все они отличаются красочностью и долговечностью, однако стоимость порой измеряется ни одной тысячью рублей. Следовательно, в силу ограниченных финансовых возможностей дошкольных учреждений позволить приобрести их не всегда имеется возможность. Выход из ситуации мною был найден. И заключается в использовании такого альтернативного варианта, как игры и пособия, сделанные своими руками.
Новизна моего опыта работы заключается в изготовлении своими руками аналогов фабричных развивающих игр и пособий. При этом мною используются современные безопасные материалы, которые позволяют проводить дезинфекцию, а так же легко, без особых затрат, внести изменения, модернизировать пособия в соответствии с взрослением детей.
Поставила перед собой цель – создание условий для обогащения развивающей предметно-пространственной среды инновационными развивающими пособиями, изготовленными своими руками.
Достижению цели способствует реализация ряда задач, которые вы можете видеть на экране:
- изготовить дидактические пособия с целью пополнения развивающей предметно-пространственной среды;
- развивать кругозор детей, сенсорные и познавательные способности, мелкую моторику рук;
- воспитывать доброжелательность, умение работать в коллективе и индивидуально.
- привлечь родителей воспитанников к изготовлению и применению развивающих игр в домашних условиях.
Представляю вашему вниманию дидактические пособия, которые не потребуют много материальных затрат. Такие игры Вы можете изготовить самостоятельно из доступных материалов. Кроме экономической выгоды такие пособия позволяют быть уверенным в безопасности материалов, воспитывать в детях бережное отношение к играм, развивать творческий потенциал взрослых. По данному направлению я работаю более 5 лет, сегодня же хочу представить вашему вниманию игры и пособия для детей младшего дошкольного возраста.
Это, например развивающая игра «Волшебная коробка», которая дает представление о разнообразии форм, цвета и фактуры. Игра предназначена для сенсорного развития, закрепление в речи представлений о цвете, геометрических фигурах, представлений о соотношениях по величине между тремя предметами, закреплении понятий «много - мало». А так же развития логического мышления и координации движений. Изготовить такую волшебную коробку очень просто. Понадобится коробка из плотного картона, цветные картинки, которые можно распечатать на цветном принтере и самоклеющаяся цветная бумага. Как вы можете видеть, коробка украшена бубенчиками, с одной стороны – вырезан круг, через который ребенок на ощупь угадывает предмет и называет его по принципу игры «Чудесный мешочек». Сверху, в прорези разной длины и цвета вставляются, например, геометрические фигуры, цветочки, бабочки разные по размеру и цвету. По бокам коробки приклеены кармашки с картонными геометрическими фигурами. На липучки крепятся различные предметы – облака, одежда, машины, которые надо подобрать по цвету и форме. Коробка тщательно оклеена скотчем, а дополнительные атрибуты за ламинированы, поэтому пособие можно протирать влажными салфетками.
Хочется акцентировать внимание, на том, что психологи выделяют уникальные свойства для детского творчества и развития в играх и пособиях из фетра и флиса. Если вы возьмете фетр или флис в руки, то почувствуете насколько это теплый и уютный материал. Работа и игра с такими материалами дает детям ощущение безопасности, покоя и доверия. Материал идеально подходит для создания дидактических пособий для детского сада. При этом вовсе не обязательно создавать сложные в исполнении пособия или игрушки. Фетр прост в работе, как бумага, и практичен в игре.
Например, с целью закрепления знаний о диких животных, их детенышей, где они обитают, чем питаются; а также для освоения детьми пространственных отношений: «верх-низ», «справа - слева», «посредине», «за, под, над, из - за». Для создания условий для развития мелкой моторики рук, логического мышления и речи, было изготовлено такое дидактическое пособие, как «Мягкий кубик». Кубик изготовлен из фетра, картинки распечатаны на термо трансфере и приклеены в домашних условиях на фетр. Внутри вставлен поролон, что делает его легким и упругим. На кубик пришиты пуговицы, бусины, бубенчики, колечки для шнуровки. Все детали двигаются, например, солнышко прячется за тучку, гусеница за кустик, бабочка садится на цветочек и т. д. При необходимости можно распечатать картинки на любую другую тему.
А сейчас вы можете видеть развивающий экран из фетра, который я использую с целью закрепления элементарных математических представлений. Его можно переносить в любую часть группы.
Воспитатели, работающие с детьми младших групп, поймут насколько важно малышам научиться одеваться самостоятельно, при этом основным инструментом является – игровая деятельность.
Для ознакомления детей с видами одежды, её названиями; закреплением алгоритма раздевания – одевания изготовила ростовые, плоскостные куклы. Помимо основного назначения также использую их с детьми младшей группы для закрепления знаний при наблюдении за погодой (после или до прогулки надевать одежду, соответствующую погоде). Куклы и одежда к ним яркие, вырезаны из толстого фетра, на который наклеен влагостойкий материал, использующийся для печати баннеров. Одежда крепится на липучки.
В младшей группе мы столкнулись с такой ситуацией, что дети отказываются есть кашу, беседы и пример сверстников не оказывали положительного влияния, поэтому пришла мысль изготовить тактильное пособие «Злаки». Сделано оно из фетра, картинки также распечатаны на влагостойком материале, который используется для печати баннеров. В прозрачные кармашки насыпаны различные виды круп, которые можно пощупать и рассмотреть.
Занимаясь с данной книгой, мои воспитанники стали проявлять интерес к процессу приготовления различных каш, поэтому по инициативе детей была создана дополнительная книга рецептов, из которой дети узнают, из каких продуктов готовят каши. А беря в кармашках картинки с нужными продуктами, имеют возможность самостоятельно «сварить» любимую кашу. На страницах книг есть загадки и стихотворения, что помогает малышам познавать разновидности злаковых культур и их свойства. Благодаря организованным играм с данным пособием мы забыли об уговорах покушать кашу во время завтрака.
Учитывая интерес воспитанников к развивающим книгам, а также с целью закрепления знаний малышей о домашних животных, обогащения словарного запаса и развитие эмоциональной сферы изготовила «Чудесную книгу» о домашних животных.
Пособие изготовлено из потолочной плитки, с наклеенными цветными картинками с изображением животных. На страничках расположены круги, где подобраны материалы по цвету и фактуре – кожа, мех. А так же загадки, сказки о животных. Детям предлагаются лабиринты, шнуровки, игры «Чей домик», «Подбери по цвету», театр - веселые пальчики. Яркий дизайн привлекает детей, делает образовательный процесс непосредственным и увлекательным.
Помочь малышам лучше разобраться в таком непростом процессе, как смена времен года помогает простая игра - календарь «Времена года». Календарь изготовлен из потолочной плитки и распечатанных на принтере картинок по временам года. Фигурки крепятся на нужную страницу при помощи липучек. Для прочности картинки оклеены скотчем.
В соответствии с ФГОС ДО, все пространство группового помещения должно иметь развивающий потенциал, практика показала, что наиболее эффективный способ модернизации предметно-пространственной среды в условиях малых групповых помещений является переход от горизонтали в вертикаль. Так, мною был изготовлен развивающий настенный коврик «Дикие и домашние животные», который используется для формирования элементарных математических представлений, зрительной памяти, например, такие игры как «Расставь по размеру» и «Выложи столько же» полюбились детьми и используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности. Дети делятся впечатлениями, спорят, проявляют эмоции. Играем в речевые игры : «Кто как кричит? Кто, где живет?», «Опиши – мы отгадаем» и др. Здесь дети закрепляют знания о приметах времен года (деревья желтые и зеленые т. д.).
Изготовление дидактических игр и пособий – достаточно трудоёмкий процесс, поэтому привлекаю к нему родителей воспитанников. Например, сейчас перед вами тактильная книга, которая была сшита родителями воспитанников с целью развития мелкой моторики. А также тактильное пособие для закрепления правил безопасного поведения.
Благодаря совместной работе родители воспитанников оценили, что игры и пособия, изготовленные своими руками эффективны, экономичны и практичны. Такой индивидуальный подход к развитию дошкольников вызывает интерес у родителей и делает процесс взаимодействия с педагогом творческим и продуктивным.
У коллег и родителей воспитанников регулярно возникает вопрос – откуда я черпаю идеи и вдохновение. Ответ прост – я часто посещаю детские магазины и сайты товаров для детей, подробно изучаю содержание понравившегося пособия, а далее, подключив фантазию и воображение, приступаю к подбору альтернативных материалов и форм. Также некоторые идеи встречаются на педагогических сайтах коллег из разных регионов страны, помимо этого сейчас имеется большое количество платных сайтов, где за символическую плату можно скачать материал с подробной инструкцией, распечатать его и использовать при изготовлении развивающих пособий.
Таким образом, применяя в работе с детьми дидактические игры и пособия, изготовленные своими руками, я отметила, что воспитанники быстрее и легче усваивают материал, овладевают сенсорными эталонами. У воспитанников, наблюдающих за процессом изготовления пособий, формируется бережное отношение к игрушкам. А увлеченно играя, дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, что особенно важно в младшем дошкольном возрасте. Также обратила внимание, что дети с радостью приходят в детский сад, ведь здесь их ждут игры, сделанные с душой.