Минзия Шайдуллина
Дидактические основы и специфика работы по воспитанию любви к родному языку и развитию эстетических чувств у детей
▼ Скачать + Заказать документы
Как сделать процесс обучения татарскому языку доступным, занимательным и интересным, обеспечивая при этом такой уровень усвоения знаний языка, при котором ребёнок легко смог бы пользоваться им.
Успех занятия во многом зависит от организации его начала. В начале занятия (2-3 минуты) полезно использовать такие образовательно-игровые действия, которые погружали бы ребёнка в обстановку непринуждённого заинтересованного общения на татарском языке, снимали с него напряжение и скованность.
Публикация «Дидактические основы и специфика работы по воспитанию любви к родному языку и развитию эстетических чувств у детей» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День родного языка. 21 февраля
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Это может быть физкультминутки с рифмованным текстом, хороводная песенка, знакомая дидактическая игра, дидактическое упражнение.
Уже на первых занятиях татарским языком важно создать непринуждённую обстановку, добиваться того, чтобы все дети принимали активное участие в речевой деятельности, не боялись татарского слова.
Для активизации детей целесообразно поощрять их участие в общении на татарском языке улыбкой, мимикой, подбадривать словесно: «Хорошо!» «Молодец!» «Правильно!» и т. д.
На каждом занятии должно проводиться двух-трёх минутное фонетическое упражнение, направленное на развитие фонематического слуха детей.
Обучение языкам в дошкольном возрасте базируется на общепринятых дидактических принципах, среди которых принцип наглядности занимает одно из ведущих мест. Для поддержания интереса на занятиях с детьми дошкольного возраста необходимо применять всевозможные средства наглядности и проводить более частую смену видов деятельности.
Нельзя ограничиваться только показом предметов и их названием. Чтобы татарское слово вошло в память ребёнка без перевода на родной язык, необходимо подключить не только зрение и слух, но осязание и вкус. Кроме того, целесообразно показать предмет в натуре, если это возможно, а затем на картинках.
Для ознакомления детей с новыми словами, словосочетаниями, конструкциями предложений и особенно для закрепления пройденного, можно использовать большие возможности изобразительной деятельности.
Дети быстро овладевают контурным рисунком, в основе которого линии, и не только с интересом отвечают на вопросы воспитателя о том, что изображено на рисунке, но и сами могут схематично изобразить предмет, его действие (пиктограммы).
Хорошо продуманный, ориентирующий инструктаж на родном языке во многих случаях помогает, не прибегая к переводу, обеспечить правильное понимание слова или словосочетания.
В целях обеспечения понимания детьми татарской речи и реагирования на речь действием целесообразно сопровождать обращённую к детям речь жестами, мимикой, действием. Многие дети порой бессознательно прибегают к помощи жестов при попытке выразить мысль или вспомнить что-либо. Практически каждая фраза вводиться в сопровождении того или иного жеста вплоть до полного усвоения фразы сопровождается им. Воспитателю часто бывает достаточно показать жест, чтобы ребёнок вспомнил необходимое слово.
Необходимо целенаправленно использовать в образовательно-воспитательном процессе дидактическую игру как одну из основных форм мотивации, организации и стимулирования познавательной и речевой деятельности детей. Игры вносят большое разнообразие и оживление в работу с дошкольниками. Во время игр ребята учатся говорить по-татарски, быстро находить ответ.
Дети с удовольствием закрепляют знакомый материал в подвижных и хороводных играх с пением.
Использование песен, стихотворений, загадок и пословиц на занятиях татарского языка повышает интерес детей к процессу обучения. Большое оживление в занятия с детьми вносят диалоги.
Этот вид работы над связной речью вызывает интерес у детей, т. к. появляется возможность поговорить друг с другом на татарском языке.
Дошкольники отличаются конкретным мышлением, быстротой утомляемости, не выносят однообразия в деятельности. В связи с этим необходимо использовать все возможности, способствующие поддержанию внимания и интереса детей. Чем разнообразнее, интереснее будут приёмы, активизирующие изучение словарного и фразеологического материала, тем легче дети овладеют татарским языком.
Воспитатель добьётся хороших результатов, если сумеет пробудить интерес к изучению языка и любовь к нему.
Литература
1.«Раз-словечко, два-словечко».
Р. К. Шаехова.
2. «Татарский язык-язык Родины».
В. Н. Мещерякова.
3. Методика развития речи.
А. М. Бородич.