Елена Андреева
Дидактические игры с мячом
▼ Скачать + Заказать документы
«Съедобное - несъедобное»
Цель игры : развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, быстроту мышления. Научить детей за короткое время делить предметы на две категории: съедобное и несъедобное.
Ход игры : бросайте ребенку мяч и называйте разные слова (существительные). Все, что можно съесть, малыш должен поймать, а «несъедобное» отбросить.
Публикация «Дидактические игры с мячом» размещена в разделах
Другой вариант игры : перекатываем друг другу мячик просто называя слова на разные темы: любимая еда, напитки, деревья, цветы, домашние и дикие животные, фрукты и овощи и т. д. Таким образом в процессе веселой игры мы значительно расширяем кругозор, ведь взрослые знакомят ребенка с более сложными и неизвестными ребенку предметами, оставляя ему более легкие варианты.
«Горячая картошка»
Цель игры : учить детей ловить и передавать мяч друг другу с небольшого расстояния.
Ход игры : дети стоят по кругу. По сигналу «горячая картошка» начинают перебрасывать или передавать мяч по кругу. Если ребенок не поймал мяч, то он «обжегся», должен пробежать с мячом круг и вернуться на свое место.
«Колобок»
Цель игры : учить детей катать и ловить мяч.
Ход игры : воспитатель находится в центре зала с мячом в руках. Дети располагаются хаотично.
Воспитатель: «Колобок – румяный бок покатился во лесок». На сигнал: «Зайцы» дети прыгают, как зайцы.
Воспитатель: «К зайцу (имя ребенка) покатился». Воспитатель катит мяч тому, кого назвал. Ребенок возвращает мяч – катит его обратно.
Сигнал: «Волки» - дети передвигаются по залу широким шагом.
Воспитатель: «К волку (имя ребенка) в лапы прыгнул». Воспитатель бросает мяч ребенку способом снизу. Ребенок бросает мяч воспитателю тем же способом. Игра продолжается. Дети имитируют походку медведя и лисы.
«Пирамидка»
Цель игры : элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении).
Ход игры : из 3-4 пластиковых кубиков строится пирамидка. Малыши, с обозначенного места (цветной кружок или шнур) на расстояния 1,5 м., прокатывает мяч двумя руками вперед, стараясь сбить пирамидку из кубиков.
Следить, чтобы дети энергично отталкивали мяч двумя руками, а не подбрасывал его вперед-вверх. Перед тем как оттолкнуть мяч, приучать детей смотреть на пирамидку. После попадания, предложить малышам самостоятельно составить пирамидку.
«Детский боулинг» или «Сбей кегли»
Цель игры : развивать элементарные навыки попадания мячом в цель (энергично отталкивать мяч в заданном направлении, развивать зрительно-двигательную координацию, общую моторику.
Ход игры : расположить кегли треугольником, как в настоящем боулинге. Отойти на 1-1,5м. и веревкой или лентой отметить линию. Пусть дети встанут за ней. Взять мяч и покажите, как нужно сбивать кегли. Дайте мячи малышам и попросите их сделать то же самое. Сопровождать игру следующими словами:
Посмотри, какие кегли
Ровно-ровно в ряд стоят!
К ним направим мяч умело
И они уже лежат!
Это прекрасная игра для отработки меткости и навыков катания. Малыши, присев на корточки (наклонившись, ноги чуть шире плеч, с обозначенного места прокатывают мячи двумя руками вперед, стараясь сбить кегли.
Правила игры : следить, чтобы малыши энергично отталкивали мячи двумя руками, а не подбрасывали его вперед-вверх. Перед тем как оттолкнуть мяч, приучать детей смотреть на кегли. Отметить точки на полу, куда надо ставить кегли (мелом, кусочками пластыря, кружочком из цветной бумаги или картона, и позволить малышам по очереди самостоятельно установить сбитые кегли на место.
«Снежинки»
Цель игры : учить ребенка бросать мяч двумя руками, развивать зрительно-двигательную координацию, общую и мелкую моторику рук.
Предварительная работа: перед игрой (обязательно вместе с детьми) нарвать небольшие кусочки белой легкой бумаги (например, салфетку) – в игре это будут «снежинки». Положить на пол большую взбитую подушку. Сверху подушки насыпать «снежинки».
Ход игры : отойдите от подушки на 0,7-1,5 м (в зависимости от возможностей и умений) и показать, как бросить мяч на подушку (двумя руками снизу). Дети придут в восторг от разлетающихся в стороны «снежинок».
«Веселые мячи»
Цель игры : развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве, зрительно – двигательную координацию.
Ход игры : дети с мячами в руках выстраиваются на исходной линии в шеренгу. Педагог произносит слова:
Раскатились все мячи, покатились. Дети бросают мячи из-за головы и бегут за ними.
Вот распрыгались мячи, разыгрались Прыгают на двух ногах на месте с мячами в руках.
Наши яркие мячи, разноцветные мячи.
В уголок бегут мячи, убегают. Дети бегут на исходную линию.
Там попрятались мячи, отдыхают. Присаживаются на корточки.
Правила игры : действовать согласно тексту стихотворения.
«Мяч в кругу»
Цель игры : совершенствовать навык отталкивания мяча, учить ориентироваться в пространстве, развивать фиксацию взора, активизировать прослеживающую функцию глаза.
Ход игры : дети сидят на корточках на полу, образуя круг. Воспитатель дает одному из участников игры мяч-Колобок (на нем нарисованы или приклеены глаза, нос, рот) и читает стихотворение.
Колобок, Колобок,У тебя румяный бок.
Ты по полу покатись
И Катюше (ребятам) улыбнись!
Воспитатель: «Катенька, покати мячик Диме». Девочка прокатывает мяч двумя руками названному участнику. Тот, получив мяч, прокатывает его другому ребенку, которого назвали по имени, и т. д.
Правила игры : мяч нужно отталкивать посильнее, что бы он докатился до другого участника игры, а также подавать выкатившийся из круга мяч.
«Прокати и догони»
Цель игры : учить катать мяч в прямом направлении, отталкивать его энергично, развивать умение ориентироваться в пространстве, активизировать прослеживающую функцию глаза.
Ход игры : ребенок с мячом в руках подходит к обозначенному месту (шнур, полоска пластыря, цветной кружочек) и выполняет действия в соответствии со стихотворным текстом.
Наш веселый, звонкий мячик Толкает мяч двумя руками
Мы прокатим далеко Смотрит, куда он покатился,
А теперь его догоним. Бежит за мячом, догоняет его
Это сделать нам легко! Поднимает мяч над головой: «Поймал!»
В зависимости от диаметра мяча ребенок может прокатывать его одной рукой, чередуя правую и левую руку, если маленький (диаметром 5-8 см) или двумя руками, если большой (диаметром 18-20 см).
Правила игры : ребёнок смотрит вперед, прежде чем катит мяч. Не бежит за мячом сразу, а дожидается речевого сигнала.
«Передача мячей»
Цель игры : развивать быстроту реакции, ориентировку в пространстве, зрительно – двигательную координацию.
Ход игры : дети синят на стульчиках (на полу) кружком. Воспитатель дает двум рядом сидящим детям по мячику небольшого диаметра и предлагает передавать их (один — вправо, другой — влево). Когда мячи встречаются, дети ударяют их друг о друга со словом «стукнулись», затем встают и бегут по кругу в противоположные стороны, остальные играющие приговаривают «побежали, побежали.». Прибежав к своим стульчикам (местам, дети со словом «встретились» отдают шары воспитателю. Он передает их другим детям и игра повторяется.
«Игра в мяч»
Цель игры : развивать ловкость, зрительно – моторную координацию.
Ход игры : взрослый произносит:
Кач, кач, кач. Дети берут мячи и встают в круг.
Поиграть хотим мы в мяч
Из корзины, где игрушки,
Поскорей его достань
И играть со всеми встань
Кач, кач, кач. Дети бросают мяч двумя руками
Высоко подбросим мяч! вверх и ловят его.
А потом его поймаем
И подбросим снова ввысь.
Только мячик наш держись.
Кач, кач, кач. Бросают мяч двумя руками о пол
Мы о пол ударим мяч! и ловят его.
А потом его поймаем
И ударим снова в низ.
Только мячик наш держись.
Кач, кач, кач. Дети кладут мячи в корзину.
Утомился бедный мяч.
Закатился в уголок.
И тихонечко умолк.
Правила игры : выполнять движения согласно тексту.
«Салют»
Цель игры : развивать ловкость, зрительно – двигательную координацию.
Ход игры : дети берут мячи разных цветов и свободно располагаются по залу. Взрослый вместе с детьми произносит:
Это не хлопушки:
Выстрелили пушки.
Люди пляшут и поют.
В небе - праздничный салют! Дети подбрасывают мячи и ловят их.
По сигналу взрослого «закончился салют!» дети перестают бросать мячи вверх.
Правила игры : подбрасывать мяч вверх можно только после команды «Салют».
Вот несколько игр с мячом для развития словаря, грамматического строя речи
• «Я назову пять названий овощей» - назвать соответствующие слова.
• «Мяч бросаю, диких животных называю».
• «Мяч передаю, деревья назову».
•«Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова» - образование притяжательных прилагательных (у волка - волчья, у лисы – лисья).
• «Мы волшебники немного: был один, а станет много» - назвать существительное во множественном числе.
• «Вот предмет, а из чего люди сделали его?» - образование относительных прилагательных (стул из дерева – деревянный, ножницы из железа – железные).
• «Я кидаю, ты лови, слово ласково скажи» - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
• «Мой, моя или мои, ну-ка правильно скажи» - согласование существительных с местоимениями.
• «Никогда мы не забудем, что умеют делать люди» - назвать глагол, обозначающий, что умеет делать человек названной профессии.
• «Умеют многое зверюшки: собаки, лошади и хрюшки» - обогащение глагольного словаря.
• «Чтоб наоборот сказать, надо мячик мой поймать» - назвать слова-антонимы.
• «Что бывает, а что нет, дайте быстро мне ответ» - закрепление активного словаря и развитие логического мышления.
• «Мяч бросаю, не зевай – одним словом называй» - назвать обобщающим словом предложенные слова.
Результатом применения этих игр является то, что повышается процент усвоения речевого материала, каждый ребёнок становится активным участником, происходит оптимизация процесса коррекции речевых нарушений и в целом гармонизация развития ребёнка.
Считалки с мячом
Тема: «Игрушки»
Считалка «Мяч».
На каждую строчку - четыре удара мяча об пол.
Чуть ударишь этот мячик —
Начинает он скакать.
Скачет, скачет, скачет, скачет
И не хочет перестать.
Тема: «Детский сад»
Считалка «Детский сад».
На каждую строчку считалки четыре ритмичных удара мяча об пол:
Детский сад мы очень любим,
В нем играть, расти мы будем.
Тема: «Овощи»
Считалка «Овощи».
На каждую строчку считалки — четыре удара мяча об пол.
Раз, два, три, четыре,
Дети овощи учили:
Лук, редиска, кабачок,
Хрен, морковка, чесночок
Тема: «Грибы»
Считалка «Лисички».
На каждую строчку считалки —четыре удара мяча об пол.
У мосточка под кусточком—
Две лисички, две сестрички
Тема: «Осень»
Считалка «Листопад».
На каждую строчку четыре удара мяча об пол.
Листопад, листопад,
Осыпается наш сад,
Листья желтые летят,
Под ногами шелестят.
Тема: «Посуда»
Считалка «На моей тарелочке».
На каждую строчку — четыре удара мяча об пол:
На моей тарелочке —
Рыженькая белочка,
Чтоб была она видна,
Все съедаю я до дна.
Тема: «Продукты питания»
Считалка по мяч:
Пек Мишутка пирожки,
Вышли чудо-пирожки.
Тема: «Зима»
Считалка под мяч «Снегопад» :
Снего-снего-снегопад,
Каждый очень, очень рад,
Будут лыжи и коньки,
Будут санки и снежки
Тема: «Новый год»
Отстучать мячом рисунок четверостишия (каждый слог) :
К нам на елку, ой-ё-ёй,
Дед Мороз пришел большой,
Дед Мороз. Дед Мороз,
Он подарки нам принес.
Тема: «Зимующие птицы»
Считалка.
На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.
Верещунья — белобока,
Все зовут ее сорока.
Тема: «Транспорт»
Считалка «Машина».
На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.
Не летает, не жужжит,
Жук по улице бежит.
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька.
Тема: «Домашние животные»
Считалка под мяч «Коза» :
Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
За перила зацепила,
Прямо в речку угодила.
Тема: «Дикие животные жарких стран»
Считалка «Крокодил».
На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.
В реках Африки живет
Злой зеленый пароход.
И кто в речку угодил —
Всех проглотит крокодил.
Тема: «Наш город»
Считалка под мяч «Дом».
Желательно использовать предметные картинки: бревна, кирпичи, гвозди, краска, замазка и т. д.
Чтобы дом построить новый,
Запасают лес дубовый,
Кирпичи, железо, краску,
Гвозди, паклю и замазку,
А потом, потом, потом
Начинают строить дом.
Тема: «Насекомые»
Считалка «Сверчок».
На каждую строчку считалки -четыре удара мяча об пол:
Жил за печкою сверчок,
Каблучками чок да чок,
Но сломался каблучок,
И за печкою — молчок.
Тема: «Хлеб»
Считалка.
На каждую строчку — четыре удара мяча об пол.
Наш сластена очень рад,
Семь пирожных съел подряд.