Ольга Мартыщенко
Дидактические игры про геометрические фигуры
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра : «Разложи фигуры»
Цель: формировать представления об основных цветах и о геометрических
фигурах,
развивать зрительное восприятие, мыслительные операции, внимание.
Оборудование: набор геометрических фигур.
Игровое правило: находить и выкладывать фигуры по заданию ведущего.
Публикация «Дидактические игры про геометрические фигуры» размещена в разделах
- Геометрические фигуры и формы
- Геометрические фигуры. Игры, дидактические пособия
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Темочки
Ход игры:
1. Воспитатель предлагает ребенку разложить фигуры по форме. Назвать цвет своих фигур.
2. Воспитатель предлагает собрать фигуры названного цвета. Все фигуры перемешены и ребенок отбирает фигуры только нужного цвета.
3. Воспитатель предлагает собрать названные фигуры. Все фигуры перемешены. Ребенок должен отобрать фигуры только названной формы.
Дидактическая игра «Разложи фигуры в домики»
Цель: развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур;
формировать умение различать и правильно называть некоторые
сравнивать их по величине;
закреплять знания цветов.
Оборудование: карточки-домики разного цвета, геометрические фигуры
разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники,
овалы, прямоугольники, звездочки, шестиугольники).
Игровое правило: брать только по одной геометрической фигуре и класть в
нужный домик в соответствии с указанием воспитателя.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках».
Размести «жильцов» в домики.
-По цвету (в красном домике – красные фигуры и т. д.)
-По форме (в красном домике – круги и т. д.).
-По величине (в красном домике –большие треугольники и т. д.).
Далее можно усложнить задание и предложить ребенку разместить фигуры так, чтобы они были чем-нибудь похожи и объяснить, почему так расположил фигур.
Дидактическая игра «Найди предмет такой же формы»
Цель: учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые
геометрические фигуры;
развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую
моторику, речь.
Оборудование: игровое поле, карточки с предметными картинками.
Игровое правило: брать только по одной карточке, находить ей нужное место
и только потом брать другую.
Ход игры:
Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле, обсуждает картинки: «Смотри, арбуз. По форме он напоминает круг. Арбуз круглый!» и т. д. Объяснить ребенку смысл игры : «Вот арбуз, он круглый. Найди подходящую карточку и положи ее сверху. Теперь давай найдем карточки, на которых изображены предметы круглой формы и закроем пустые клеточки. Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз, колесо, мяч и пуговица.»
Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам.
В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.
Дидактическая игра «Сложи узор»
Цель: развивать умение различать геометрические фигуры, определять их
цвет, анализировать положение предметов в пространстве;
закреплять знание основных цветов, умение сравнивать геометрические
фигуры по размеру;
развивать внимание, мыслительные операции.
Оборудование: большие карточки с геометрическим узором, набор
геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники).
Игровое правило: брать только одну карту и геометрические фигуры к ней.
Ход игры:
1. Воспитатель предлагает детям рассмотреть большую карточку и ответить на вопрос: «Из каких геометрических фигур составлен узор на образце?». Затем дети определяют - какого цвета фигуры и где они расположены. После этого ребенок выбирает нужные геометрические фигуры и выкладывает точно такой же узор. (Если ребенку трудно выполнить задание, то используем способ наложения фигур).
2. Если ребенок хорошо справляется, то можно попросить его выполнить такой же узор по памяти.
3. Можно предложить ребенку составить свой узор.
Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»
Цель: закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге,
квадрате, об основных цветах;
формировать умение создавать образ предмета из геометрических
форм;
развивать зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные
операции.
Оборудование: большие карточки с изображением предметов составленных
из геометрических фигур разной формы, цвета и размера.
Игровое правило: ребенок должен брать только те геометрические фигуры,
из которых составлены предметы на его карточке.
Ход игры:
1. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать из каких геометрических фигур составлено изображение. Сколько геометрических фигур разной формы и какого они цвета.
2. Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и выложить такую же из геометрических фигур сначала методом наложения на карточке, а затем на столе.
3. Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти.
4. Из данных геометрических фигур выложи изображение любого предмета.
Дидактическая игра «Собери целое из частей»
Цель: формировать представления геометрических фигурах, умение
составлять целое из частей;
закреплять знание основных цветов, умение сопоставлять предметы по
цвету;
развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление.
Оборудование: деревянная платформа с рамками разной формы; детали-
вкладыши.
Игровое правило: ребенок должен заполнить рамки по порядку, слева на
право (от простого к сложному).
Ход игры:
Воспитатель предлагает ребенку: «Рассмотри рамку (окошко). Найди вкладыш, который подойдет для этого окошка. Какого он цвета?». Ребенок находит подходящую деталь и закрывает окошко.
Затем воспитатель предлагает рассмотреть следующую рамку и спрашивает: «Есть ли вкладыш такой же формы? Из каких двух частей можно составить такую форму?» И т. д.
Игру можно повторять несколько раз.
Дидактическая игра «Собери фигуры»
Цель: формировать умение различать предметы по форме и размеру;
развивать цветовое восприятие, внимание, память, мелкую моторику
Оборудование: игровое поле в виде таблицы, в которой слева изображены силуэты
геометрических фигур, маленькие карточки с изображением геометрических
фигур разного размера, цвета и формы.
Игровое правило: брать только по одно карточке и находить ей свое место.
Ход игры:
Перед началом игры воспитатель рассматривает вместе с ребенком геометрические фигуры. Ребенок обводит каждую фигуру пальчиком и четко произносит ее название.
Затем воспитатель просит ребенка найти и выложить на игровое поле карточки с изображением фигур, соблюдая при этом определенный порядок.
«Смотри, здесь нарисован круг, а рядом три пустые клеточки. Давай найдем карточки, где изображён круг. Выбери среди них самый большой и закрой этой карточкой первую пустую клетку, затем найди круг поменьше и т. д.»
Дидактическая игра «Помоги предметам вернуться домой»
Цель: формировать умение различать форму предметов и соотносить эту
форму с геометрической фигурой (кругом, овалом, треугольником,
квадратом и прямоугольником);
развивать внимание, мыслительные операции, воображение.
Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур, карточки с
предметными картинками.
Игровое правило: перед ребенком хаотично раскладывают карточки
картинками вверх. Ребенок берет любую карточку, называет предмет и
определяет, на какую «улицу» поселит его. Если выбор сделан
правильно, то карточки соединяться в цепочку по принципу пазлов.
Ход игры:
Перед началом игры ведущий раскладывает перед ребенком карточки с изображением геометрических фигур картинками вверх, знакомит с каждой фигурой и ее названием, а затем рассказывает сказку.
«Очень любят жители сказочного Царства-Государства играть и веселиться. Но вот приходит время, когда им приходиться возвращаться домой. А кто на какой улице живет? На улице квадрата живут предметы квадратной формы, на улице овала – предметы овальной формы, на улице круга – круглой формы и т. д. (При этом взрослый выкладывает карточки с геометрическими фигурами одну под другой, задавая образец построения параллельных улиц.) Давай с тобой поможем найти каждому предмету свою улицу!»
Дидактическая игра «Сравни и подбери»
Цель: учить сравнивать предметы по величине,
закрепить знания о цвете и геометрических фигурах,
развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, расширять
словарный запас
Оборудование: большие карты, маленькие карточки с изображением
предметов и геометрических фигур.
Игровое правило: ребенок берет по одной карточке и находит ей место на
большой карте.
Выигрывает тот, кто быстрее и правильно разложит карточки на
большой карте.
Ход игры:
Взрослый предлагает детям выбрать по одной большой карте. Затем показывает маленькую карточку и спрашивает: «Чья она?» Ребенок ищет правильное место каждой карточке, ориентируясь на размер фигуры, и говорит, например «Это самый большой круг, этот – поменьше, а этот - самый маленький. Воспитатель спрашивает: «Какого цвета эта фигура? Как она называется?»
Дидактическая игра «Геометрическая мозаика»
Цель: закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге,
квадрате, овале, прямоугольнике, об основных цветах;
формировать умение создавать образ предмета из геометрических
форм;
развивать зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные
операции.
Оборудование: большие карточки с изображением предметов составленных
из геометрических фигур разной формы, цвета и размера.
Игровое правило: ребенок должен брать только те геометрические фигуры,
из которых составлены предметы на его карточке.
Ход игры:
1. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать из каких геометрических фигур составлено изображение. Сколько геометрических фигур разной формы и какого они цвета.
2. Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и выложить такую же из геометрических фигур сначала методом наложения на карточке, а затем на столе.
3. Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти.
4. Из данных геометрических фигур выложи изображение любого предмета.
Дидактическая игра «Сложи фигуру»
Цель: закрепить знание геометрических фигур,
упражнять в составлении из частей целой геометрической фигуры,
развивать внимание, сообразительность, умение анализировать и
сравнивать, мелкую моторику рук.
Оборудование: модели геометрических фигур, аналогичные геометрические
фигуры, разрезанные на 2 -4 части.
Игровое правило: ребенок выбирает части только одной какой-либо
геометрической фигуры, берет другие части только после
выкладывания предыдущей геометрической фигуры.
Ход игры:
Воспитатель показывает модели геометрических фигур. Предлагает ребенку показать все фигуры и назвать их. Объясняет задание: «У каждого из вас такие же геометрические фигуры, но они разрезаны на 2-4 части. Если правильно приложить их друг к другу, то получится, целая фигура». Выполнив задание, дети рассказывают, из какого количества частей они составили очередную фигуру/
Дидактическая игра «Найди похожую фигуру»
Цель: закрепить знания о геометрических фигурах, умение находить
предметы одинаковой формы, сравнивать и объединять их в группы,
развивать мышление, зрительное восприятие, внимание, память.
Оборудование: карточки-пазлы с изображением геометрических фигур и предметов разной формы.
Игровое правило: сначала рассмотреть карточку с геометрической фигурой,
брать только по одной карточке с предметом подходящим к данной
фигуре по форме.
Ход игры:
В игре могут принимать участие несколько человек. Дети сидят за столом. Воспитатель дает по карточке-пазлу с геометрической фигурой каждому ребенку. Спрашивает: «Какая у тебя фигура? Найди предмет, похожий по форме на эту фигуру и собери пазл.»