Алёна Игнатова
Дидактические игры по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотическое воспитание дошкольников признается сейчас одной из главных целей в системе российского образования. Чтобы воспитать в человеке уважение и любовь к своей Родине, нужно начинать с самого детства. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников поможет вырастить поколение людей, небезразличных к истории родной страны, ее культуре, традициям и идеалам. Работа с дошкольниками по патриотическому воспитанию должна учитывать особенности детской психики: кратковременное внимание, интерес ко всему яркому, высокая эмоциональная вовлеченность.
Публикация «Дидактические игры по патриотическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Дидактические игры
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Темочки
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу, но зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны патриотического воспитания в конкретных видах деятельности, и нет такой системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.
Ведущей деятельностью дошкольного возраста является игра. Игра помогает ребенку социализироваться, принимать и понимать жизненные ситуации, принятые в обществе правила и нормы. Использование развивающего потенциала дидактических игр, их воздействие на формирование знаний о родине, развитие нравственных качеств личности, таких как честность, доброта, дружелюбие, уважение к старшим, уважение к другим народам, любовь к родине, малой родине, готовность помочь близким, является очень важной сферой в изучении нашего вопроса.
Картотека дидактических игр
Дидактическая игра «Народы России»
Цель: дать представление о народах, проживающих на территории России.
Задачи:
1. Познакомить с их национальной одеждой, национальными предметами быта.
2. Развивать логическое мышление, способность классифицировать изображения по определенному принципу, речь, быстроту реакции.
3. Воспитывать толерантность и любовь к Родине.
Варианты игр:
1. «Найди пару». Ход игры: На столе, перед участниками игры лежат карточки с изображением музыкальных инструментов и людей в национальных костюмах народов России. Дети должны найти пару, соотнести музыкальный инструмент, который относится к культуре определенной национальности. Также можно обыграть карточки с изображением национальных жилищ и блюд.
2. «Определи национальность по описанию». Ход игры: Ведущий описывает особенности проживания, внешнего вида, национальную одежду, музыкальный инструмент и предметы быта, а дети отгадывают о каком народе (национальности) идет речь. Кто первый ответит – получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.
3. «Что лишнее» или «Найди ошибку». Ход игры: Ведущий выкладывает несколько карточек, одна из которых – лишняя и не относится к культуре определенной национальной группы. Кто первый найдет ошибку – получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.
Интерактивная игра «Узнай город по животному на гербе»
Цель: уметь выделять герб городов Урала из других символов.
Задачи: 1. Формировать знания о гербе своей страны (города, области, закреплять знания о том, что нарисовано на гербе и что это обозначает.
2. Упражнять в узнавании гербов городов Урала.
3. Воспитывать чувство гордости и уважения к своей стране, своей малой Родине.
Предварительная работа: Рассматривание папки «Города Урала».
Ход игры: Данная игра рассчитана как на не читающих дошкольников, так и на читающих дошкольников, для самостоятельной деятельности, в которую можно играть с помощью ноутбука или интерактивной доски. На экране изображен герб одного из городов Урала. Ребенок должен выбрать кнопку с названием города опираясь на изображение животного, который изображен не гербе. Если ответ верный, то при нажатии кнопки высвечивается слайд с веселым смайлом на зеленом фоне. Если ответ не верный, высвечивается слайд с грустным смайлом на красном фоне.
Интерактивна игра «Одень куклу в национальный костюм»
Цель: Учить детей находить сходство и отличия в национальных костюмах народностей Урала.
Задачи: 1. Упражнять в определении предметов одежды.
2. Учить находить отличительные особенности в конструкции костюмов, декоре, узоре и орнаменте.
3. Активизировать в речи детей названия элементов национальной одежды.
4. Развивать произвольное внимание, память, логическое мышление. Развивать мелкую моторику.
5. Воспитывать у детей интерес, нравственное отношение к истории и культуре родного края, эстетический вкус, чувство гармонии и красоты.
Предварительная работа: Рассматривание папки «Народы России».
Ход игры: На экране изображена кукла и различные варианты национальной одежды. Ребенку предлагается одеть куклу правильно в конкретный национальный костюм (русский, татарский, башкирский и т. д.). Правильность выполнения задания ребенок может проверить, перейдя на следующий слайд. Предложить найти сходство и отличие между костюмами. Обратить внимание детей на детали элементов одежды.
Дидактическая игра «Расставь матрешек правильно»
Цель: Приобщение детей к русской народной культуре через знакомство с матрешкой.
Задачи: 1. Продолжать знакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкой, ее внешним обликом.
2. Упражнять детей в прямом и обратном счете, уметь раскладывать матрешки в порядке убывания и возрастания размера, употребляя слова: самый большой, маленький, больше, меньше; отвечать на вопросы: сколько? какой по счету?
3. Уметь запоминать число предметов, находить направление на плоскости: слева, справа, посередине.
4. Закрепить знание детей о знаках «>», «<», «=».
5. Развивать мелкую моторику кистей рук.
4. Воспитывать любовь и уважение к русскому народному декоративно-прикладному искусству.
Предварительная работа: Рассмотреть страницы лэпбука по теме «Народные промыслы».
Ход игры: Игра предназначена для индивидуальной работы с детьми. На столе перед ребенком находятся карточки – матрешки.
Задание 1. Расставь матрешки по возрастанию, затем по убыванию. Расставь матрешки так, чтобы самая маленькая была посредине.
Задание 2. Сосчитай сколько всего матрешек на столе, сосчитай в обратном порядке.
Задание 3. Назови, какая матрешка по счету в зеленом (желтом, красном) платке? Ребенок закрывает глаза, воспитатель убирает одну матрешку. Назови какой по счету матрешки не стало?
Задание 4. Слева разложи две матрешки, а справа три матрешки. Назови, где матрешек больше, меньше, почему?
Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
О важности приобщения к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому нам необходимо через дидактические игры знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.