МААМ-картинки

Дидактические игры по математике для детей дошкольного возраста

Ольга Дивина
Дидактические игры по математике для детей дошкольного возраста

Счет по образцу.

«Незнайка в гостях»

Цель: учить видеть равное количество разных предметов, закрепить умение вести счет предметов.

Материал : 3 группы игрушек из 5, 6, 7 штук; карточки с кружками.

Ход занятия: В. обращается к детям: Сегодня в гостях у нас Незнайка. Я попросила его, чтобы он к каждой группе игрушек поставить карточку, на которой столько же кружков, сколько стоит игрушек. Посмотрите, правильно ли Незнайка расставил карточки». Выслушав ответы детей, педагог предлагает 1 ребенку подобрать к каждой группе соответствующую карточку. Организует проверку. Дети по очереди (два ребенка) пересчитывают игрушки одной из групп и кружки на представленной на ней карточке. Последнюю группу игрушек педагог предлагает сосчитать всем детям вместе.

Публикация «Дидактические игры по математике для детей дошкольного возраста» размещена в разделах

«Отсчитай столько же»

Цель: продолжать учить отсчитывать игрушек на одну больше или меньше, чем показывает цифра.

Материал : цифры, разные игрушки.

Ход игры : воспитатель показывает детям цифры, предлагает отсчитать столько же игрушек, затем дети отсчитывают игрушек на одну больше или меньше, сравнивают с цифрой.

Счет по названному числу.

«Спортивная математика»

Задача: учить детей считать движения по названному числу.

Содержание: Подними левую (правую) руку 1 (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8….) раз.

Примечание: движения можно предлагать разнообразные: приседания, прыжки, хлопки, шаги и другие.

«Подбери игрушку»

Цель: упражнять в счете предметов по названному числу и запоминании его учить находить равное количество игрушек.

Содержание. В. объясняет детям, что они будут учиться отсчитывать столько игрушек, сколько он скажет. По очереди вызывает детей и дает им задание принести определенное число игрушек и поставить на тот или иной стол. Другим детям поручает проверить, верно, ли выполнено задание, а для этого сосчитать игрушки, например: «Сережа, принеси 3 пирамидки и поставь на этот стол. Витя, проверь, сколько пирамидок принес Сережа». В результате на одном столе оказывается 2 игрушки, на втором-3, на третьем-4, на четвертом-5. Затем детям предлагается отсчитать определенное число игрушек и поставить на тот стол, где столько же таких игрушек, так, чтобы было видно, что их поровну. Выполнив задание, ребенок рассказывает, что сделал. Другой ребенок проверяет, верно ли выполнено задание.

Счет по цифровому изображению.

«Живые числа»

Цель: упражнять в прямом и обратном счете в пределах 10.

Материал. Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 10.

Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!»- они строятся шеренгу и называют свое число» Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.

«Угадай, какое число пропущено»

Цель: определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материал. Фланелеграф, 10 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета) флажки.

Содержание. В. расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности натурального ряда. Предлагает детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. Затем ребята закрывают глаза, а В. убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, показывает спрятанную карточку и ставит ее на место. Тому, кто первый назовет пропущенное число, получает флажок.

Счет на слух.

«Сосчитай звуки»

Задача: учить детей считать звуки на слух.

Содержание: За ширмой находятся музыкальные инструменты: металлофон, ложки. Воспитатель отстукивает звуки на металлофоне в определенном ритме с паузой. Дети считают звуки, называют музыкальный инструмент. Затем воспитатель отстукивает звуки ложками. Дети считают количество звуков, называют инструмент. Воспитатель отхлопывает в ладоши определенное количество звуков в определенном ритме с паузой. Дети считают и называют предмет, издающий звук.

Примечание: металлофон, ложки можно заменить любыми звучащими предметами.

«Послушай и сосчитай»

Задача: учить детей считать звуки на слух.

Содержание: Воспитатель отстукивает звуки в определенном ритме с паузой на металлофоне (ложках, отхлопывает в ладоши). Детям предлагается посчитать услышанные звуки и отсчитать столько же шишек (камешков, пуговиц или других предметов, разложить предметы перед собой.

Счет на ощупь.

«Сколько семечек спряталось в домике»

Задача: учить детей считать семена тыквы на ощупь.

Содержание: Воспитатель помещает в домик – мешочек семена тыквы. Ребенок должен сосчитать шишки на ощупь. После того, как ребенок сосчитает семена тыквы, воспитатель вынимает их из мешочка и вместе пересчитывают предметы.

Примечание: количество тыквенных семечек в мешочке зависит от возрастной группы детей : в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.

«Веселая фасоль»

Задача: учить детей считать фасолинки на ощупь.

Содержание: Воспитатель помещает в домик – мешочек фасоль. Ребенок должен сосчитать фасоль на ощупь. После того, как ребенок сосчитает фасолинки, воспитатель вынимает их из мешочка и вместе пересчитывают предметы.

Примечание: количество фасолинок в мешочке зависит от возрастной группы детей : в средней – до пяти; в старшей – до десяти; в подготовительной – до двадцати.

Счет движений.

«Покажи столько же»

Цель: упражнять детей в счете.

Материал : карточки с изображением предметов от 1 до 10.

Ход игры.

Показать карточку, на которой нарисовано столько же предметов, сколько показал воспитатель.

«Сделай столько же»

Воспитатель показывает цифру и просит детей сделать столько же раз какое - либо движение (приседание, поднять руки вверх и т. д.). Затем дети должны объяснить сколько раз они приседали и почему.

Порядковый счет.

«Матрешки»

Цель. Упражнять в порядковом счете; развивать внимание, память.

Материал. Цветные косынки (красная, зеленая, желтая, синяя и т. д.) - от пяти до десяти штук.

Содержание. Выбирается водящий. Дети повязывают косынки и становятся в ряд – это матрешки. Они пересчитываются вслух по порядку: «Первая, вторая, третья» и т. д. Водящий запоминает, на каком месте стоит каждая матрешка, и выходит за дверь. В это время две матрешки меняются местами. Водящий входит и говорит, что изменилось, например: «Красная матрешка была пятой, а стала второй, а вторая стала пятой». Иногда матрешки могут оставаться на своих местах.

Правила игры. Водящий не должен подсматривать, как меняются местами матрешки. Водящему нельзя подсказывать. Если водящий правильно заметит, как поменялись местами матрешки, то одну из них он назначает водящей, а сам становится матрешкой.

«Встань на свое место»

Цель. Упражнять в порядковом счете, в счете по осязанию.

Материал. Два набора карточек из картона с нашитыми на них в ряд пуговицами – от двух до десяти.

Содержание. Играющие становятся в ряд, руки за спиной, перед ними десять стульев. Ведущий (воспитатель) раздает всем карточки. Дети пересчитывают пуговицы, запоминают их число. По сигналу ведущего: «Числа! Встаньте по порядку!» каждый из играющих становится за стульчиком, порядковый номер которого соответствует числу пуговиц на его карточке. Играющие показывают карточки и ведущий проверяет, правильно ли они заняли свои места.

Дети меняются карточками. Игра продолжается.

Правила игры. Пуговицы считать только за спиной. Число пуговиц на карточке является порядковым номером ребенка. Если кто-то считает, что его порядковый номер тот, который уже занят, то он становится сзади ребенка, стоящего на этом месте. Тому, кто занял не свое место, предлагают три раза подпрыгнуть, или проскакать четыре шага на одной ноге, или хлопнуть в ладоши пять раз.

Вариант игры. На стулья можно поставить такие же карточки, что и у детей. Играющие должны найти карточку, на которой столько же пуговиц, сколько они сосчитали на ощупь.

Состав числа из двух меньших чисел.

«Составь так же»

Цель. Упражнять в составе числа из единиц.

Материал. Карточки с нарисованными на них разными игрушками – от трех до десяти. Игрушки (те же, что и изображены на карточках).

Содержание. Игра проводится в виде соревнования. Вызываются трое детей. Каждый из них получает карточку с одинаковым числом изображенных игрушек. Дается задание: из игрушек, стоящих на столе, составить то же число, что изображено на карточке.

Правила игры. Отбирать нужно только те игрушки, которые изображены на карточке. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно выполнит задание. Если ребенок ошибся, ему предлагают, например, пять раз подпрыгнуть на одной ноге. Играющие меняются.

«Молчанка»

Цель. Упражнять в составе числа из единиц, в количественном счете, развивать быстроту реакции.

Материал. У воспитателя карточки с изображением на них одинаковых предметов (от двух до десяти, у детей — подобные карточки, но на них изображено такое же количество различных предметов.

Содержание. Воспитатель показывает то одну, то другую карточку, а дети должны поднять свою карточку, на которой нарисовано столько же предметов.

Правила игры. Воспитатель считает до трех, за это время дети должны найти нужную карточку. Выигрывает тот, кто быстрее и правильно найдет карточку, на которой столько же предметов, сколько у воспитателя.

Величины: длина, ширина, высота, толщина.

«Веселые матрешки».

Цель игры : учить различать и сравнивать предметы по разным качествам величин.

Оборудование: 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.

Ход игры : По приглашению педагога дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Педагог обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Педагог называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я – Матреша, я – Наташа, я – Даша, я – Маша» и т. д. Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая маленькая (высокая? Потом матрешки идут обедать. Педагог ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Педагог ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! – говорит педагог. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Педагог предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят ее вернуться. Матрешки появляются, малыши ставят их на место и игрушки отправляются домой. Педагог ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) – это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.

Название игры. «Три медведя».

Цель игры : упражнять в сравнении и упорядочении предметов по величине.

Оборудование: силуэты трех медведей, у детей комплекты игрушек трех размеров: столы, стулья, кровати, чашки, ложки.

Ход игры : Педагог раздает детям по комплекту предметов одного вида: три ложки разного размера, три стула, и рассказывает: «Жили-были три медведя. Как их звали? (Дети называют). Кто это? (Ставит силуэт Михаила Ивановича). Какой он по размеру? А это кто? (Настасья Петровна). Она больше или меньше Михаила Ивановича? А какой Мишутка? (Маленький). Давайте устроим каждому медведю комнату. Здесь будет жить самый большой медведь, Михаил Иванович. У кого из вас есть кровать, стул, и т. д. для Михаиле Ивановича? ( Дети ставят предметы около медведя в случае ошибки Михаил Иванович говорит: «Нет, это кровать не моя»). Есть у вас кровать, стул и т. д. для Мишутки? (Дети устраивают ему комнату). А эти предметы для кого остались? (Для Настасьи Петровны). Какие они по размеру? (Меньше, чем для Михаила Ивановича, но больше, чем для Мишутки). Давайте отнесем их Настасье Петровне. Устроили медведи свое жилье и пошли в лес погулять. Кто идет впереди? Кто за ним? Кто последний? (Педагог помогает детям вспомнить соответствующие фрагменты сказки).

Дидактические игры на закрепление представлений о ширине

«Прокати мяч в ворота» (Большой мяч — в широкие ворота, маленький — в узкие);

«Прыгни через ручеек» (Ножки замочили — через широкий ручеек трудно перепрыгнуть, ножки остались сухими — через узкий ручеек легко перепрыгнуть);

«Пройди по широкой и узкой дорожке» и др.

Замечание: при знакомстве с высотой наглядный материал должен стоять на ровной горизонтальной поверхности вертикально вверх (на фланелеграфе и т. п. давать нельзя, так как мы знакомим с трехмерностью пространства). Рассматриваем предметы с ярко выраженной высотой, остальные параметры должны совпадать. Термины вводим в той же последовательности:

«высокий — низкий»;

«выше — ниже»;

«одинаковые по высоте».

Дидактические игры на закрепление представлений о высоте

«Построим куклам домики»; «Поставим цветы в вазу» и др.

Замечание: при знакомстве с толщиной основной прием — взять в руку, обхватить руками. Рассматриваем предметы с ярко выраженной толщиной, остальные параметры должны совпадать. Термины вводим в той же последовательности:

«толстый — тонкий»;

«толще — тоньше»;

«одинаковые по толщине».

Дидактические игры на закрепление представлений о толщине

«Обхвати дерево»; «Волшебные карандаши» и др.

Замечание: после изучения всех параметров даем сравнение предметов по двум, затем по трем параметрам одновременно:

«Карандаш толстый и длинный, он – большой» (в средней группе);

«Машина большая, она – длинная, широкая, высокая» (в старшей группе).

Снова рассматриваем величину, но уже как обобщающее понятие.

Плоские геометрические фигуры

«Игра с обручем».

Цель игры : различение и нахождение геометрических фигур.

Оборудование: Для игры используются 4–5 сюжетных игрушек (кукла, матрешки, корзина и т. д.); отличающиеся по величине, цвету, форме.

Ход игры : Игрушка ставится в обруч. Дети выделяют признаки, свойственные игрушке, кладут в обруч те геометрические фигуры, которые обладают сходным признаком (все красные, все большие, все круглые и т. д.) вне обруча остаются фигуры, не обладающие выделенным признаком (не круглые, не большие и т. д.).

«Игра геометрические фигуры»

Цель игры : учить детей сравнивать форму изображенного предмета с геометрической фигурой подбирать предметы по геометрическому образцу.

Оборудование: 5 карточек с изображением геометрических фигур: по 1 кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику, овалу. По 5 карточек с изображением предметов разной формы: круглой (теннисный мяч, яблоко, шарик, футбольный мяч, воздушный шар, квадратный коврик, платок, кубик и т. д. ; овальной (дыня, слива, лист, жук, яйцо); прямоугольной (конверт, портфель, книга, домино, картина).

Ход игры : Принимают участие 5 детей. Педагог рассматривает вместе с детьми материал. Дети называют фигуры и предметы. Затем по указанию воспитателя подбирают к своим геометрическим образцам карточки с изображением предметов нужной формы. Педагог помогает детям правильно назвать форму предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная).

Объемные геометрические фигуры

Игра «Прокати шар в ворота»

Педагог ставит ворота на середину стола: «Вот ворота»; катит шар через ворота: «Покатился. Ваня, лови шар. Оп! Поймал. Ваня, кати шар. Покатил. Шар катится». Таким образом, действие совершает каждый малыш и проговаривает свои действия.

По ходу игры шары могут падать. Педагог использует эти моменты, подчеркивая свойства предмета: «Упал. и покатился. Надо поднять».

Игра «Чудесный мешочек»

Педагог предлагает достать из мешочка только шары и назвать их.

Подвижные игры на ориентировку в пространстве

"Прятки"

Цель: развитие внимания, быстроты реакции, умения ориентироваться в открытом пространстве.

Оборудование: -

Содержание: Все играющие делятся на две команды, которые возглавляют капитаны. По жребию определяют, кто будет прятаться, а кто - разыскивать. Для игры устанавливают место (дерево, стену, дверь и т. п.) - "город", куда должны прибежать игроки. Тех, кто должен прятаться, уводит капитан команды, указывает им места для укрытия, а сам возвращается к команде, которая должна разыскивать спрятавшихся. Капитан ходит, все время выкрикивая: "Мы находимся… (называет местонахождение!". Это помогает его команде ориентироваться: оставать-ся в укрытии или бежать завоевывать "город". Если те, кто ищет, заметят хотя бы одного из спрятавшихся, они громко называют его имя и место укрытия, а сами группой бегут в "город". Команда, прибежавшая в "город" раньше другой, получает очко. Команда, которая прячется, может подбежать и завоевать "город" еще до выявления местонахождения соперников или после того, как их увидели.

"Бег к реке"

Цель: развитие быстроты, умения ориентироваться в открытом пространстве, укрепление мышц тела.

Оборудование: мел, камни.

Содержание: Чертим линию, которая обозначает берег и прямоугольник, обозначающий реку. В "реку" кладутся камни. Вдоль "берега" выстраиваются игроки. По сигналу водящего игроки бегут к "реке", достают "со дна" камень и, бегом возвращаясь назад, отдают камень водящему. Игра носит соревновательный характер.

Ориентировка на листе бумаги

Оборудование: лист бумаги с разметкой (в четырёх углах листа поставлены точки, простой карандаш.

Дайте ребенку лист бумаги в клеточку с разметкой. Инструкция: "На листе, на том месте, где поставлены точки, нужно нарисовать то, что я тебе скажу, а где рисовать, ты узнаешь, если будешь внимательно слушать".

1. Наступила осень, завяли цветы. Нарисуйте простым карандашом цветок в правом углу.

2. Осенью листья на деревьях меняют цвет и опадают. Нарисуйте в левом нижнем углу листок.

3. Мы ждем, когда наступит "бабье лето", потому что в это время возвращаются солнечные дни. Нарисуйте в верхнем левом углу солнышко.

4. Когда выглядывает солнышко, нам становится весело. Нарисуйте улыбку в правом нижнем углу".

«Где находится?»

Цель: формировать пространственную ориентировку на листе бумаги.

Стимульный материал : белый лист бумаги, на котором изображены геометрические фигуры (овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) разного цвета, Можно геометрические фигуры заменить различными изображениями животных (медведь, лиса, заяц, корова, видами транспорта (корабль, самолет, машина, камаз, игрушками и т. д. Фигуры расположены по углам, посредине рисуется круг.

«Посмотри внимательно на рисунок и скажи, где нарисован круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник?

Покажи, что нарисовано справа от круга, слева от круга?

Игра «Геометрический диктант». Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т. д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:

Вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;

Вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям.

Части суток.

«Кто в домике живет»

Цель: упражнять детей в умении различать части суток; пополнять знания о действиях людей в различные части суток; развивать воображение, создавать образ на основе зрительного и слухового восприятия.

Материалы и оборудование : изготовленные картонные домики; сюжетные рисунки с изображением действий детей в разные части суток.

«Закрепляем части суток»

Цели:

Закреплять знания о частях суток.

Упражнять в нахождении нужного изображения.

Формировать чувство времени.

Воспитывать усидчивость.

Ход игры:

Разложить на столе четыре картинки-домика, каждый соответствует одной части суток, прочитать стихотворение о каждой части суток, а ребенок выбирает нужный домик и ставит в него игрушку.

Утром солнышко встает,

Спать ребятам не дает!

- Ну – ка детки, подымайтесь,

Заряжайтесь, умывайтесь,

Аккуратно одевайтесь

И за завтрак принимайтесь.

В полдень солнышко в зените,

У него лучи, как нити,

Землю щедро согревают,

Всех обедать приглашают.

Ну, а вечером ребята,

Все окутает прохлада,

Солнцу отдых тоже нужен

А ребятам – вкусный ужин.

Ночью на небе – луна,

Очень строгая она:

Наблюдает – все ли

Улеглись в постели?

Закрывайте глазки,

Пусть вам снятся сказки.

Закрывайте очи

Всем спокойной ночи!

Публикации по теме:

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Чья тень?»(овощи и фрукты) Цель: формировать у детей умение находить силуэты овощей и фруктов; учить правильно называть.

Дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры для детей 5-7 лет. 1. Дидактическая игра «Найди листок, как на дереве» Цель: учить классифицировать растения по определенному.

Дидактические игры для обучения детей математикеДидактические игры для обучения детей математике Конструирование с использованием «Цветных чисел» Кюизенера Цель: Упражнять детей в различении и названии цвета палочек. Развивать умение.

Дидактические игры «Овощи» для детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры на тему «Овощи» для детей 5-7 лет. 1. Дидактическая игра «Чья тень?» Цель: формировать умение находить силуэты овощей;.

Дидактические игры по математике для детей младшей группыДидактические игры по математике для детей младшей группы Дидактические игры по математике для детей младшей группы 3–4 лет Математическая игра - это обучающие игры направленный на формирование.

Дидактические игры по математике для детей среднего дошкольного возрастаДидактические игры по математике для детей среднего дошкольного возраста На занятиях по математике использую разнообразные игры и дидактические упражнения, некоторыми из них хочу поделиться с вами. Для закрепления.

Дидактические игры по математике для младшего дошкольного возраста 1. Дидактическая игра «Хватит ли?» Цель игры: учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к.

Дидактические игры по математике для младшего дошкольного возраста. Изучение временных понятий и определение местоположения 1. Дидактическая игра «Вчера, сегодня, завтра» Цель игры: упражнять детей в активном различении временных понятий «вчера», «сегодня», «завтра».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры по математике для детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 октября 2023 в 15:36
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД