Саблина Татьяна
Дидактические игры нравственной направленности
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры нравственного содержания собственной разработки.
1. «Что сказать?»
Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиции нравственных норм, закрепление знаний о вежливых словах, формирование культуры поведения, культуры общения и культуры взаимоотношений.
Игровые правила: Воспитатель задаёт детям вопросы нравственного содержания в стихах, дети отвечают.
- Если ты пришёл в больницу,
Чтоб немного полечиться,
В кабинет входя несмело,
Публикация «Дидактические игры нравственной направленности» размещена в разделах
Что ты скажешь первым делом?
(Здравствуйте)
- Если точно не достать,
То что очень нужно взять,
Смело к взрослым подойди
И спокойно попроси…
Как нужно попросить?
(Дайте мне, пожалуйста)
- Уходя из дома в путь,
Попрощаться не забудь.
Можно ручкой помахать
И оставшимся сказать…
Что нужно сказать?
(До свидания)
- Если балуясь в игре,
Ты толкнул товарища,
Что тогда нужно сказать?
(Извини, пожалуйста)
2. «Можно или нельзя».
Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиции нравственных норм, формирование культуры поведения, культуры общения и культуры взаимоотношений.
Игровые правила: Воспитатель задаёт детям вопросы нравственного содержания в стихах, дети отвечают.
- «Заблудились мы в лесу -
Громко закричим: «Ау!»».
Можно или нельзя так делать?
- «Будем весело играть,
Будем громко мы кричать».
Можно или нельзя так делать?
- «Лиза не даёт игрушку -
Больно стукну я подружку».
Можно или нельзя так делать?
- «В доме дым, огонь и жар -
Громко закричим: «Пожар!»
Можно или нельзя так делать?
- «В магазин я захожу,
Громко маме я кричу:
«Мама, мне купи вот эту
Очень вкусную конфету!»
Можно или нельзя так делать?
- «Очень нравится игрушка,
Попрошу я у подружки:
«Дай, пожалуйста, немножко
Поиграть мне твоей кошкой»
Можно или нельзя так делать?
- «В группу к нам пришёл Алёша
В настроении хорошем,
Поздоровался он с нами
И пошёл играть с друзьями».
Можно или нельзя так делать?
- «Раз-два-три-четыре-пять,
Буду в пёсика играть:
Буду бегать и скакать,
Буду всех подряд кусать».
Можно или нельзя так делать?
- «Грустно другу моему,
Я узнаю, почему.
Если у друзей беда,
Помогу я им всегда».
Можно или нельзя так делать?
- Катя с Машею играла,
Но запнулась и упала.
Пожалела Катю Маша,
Стали вместе играть дальше».
Можно или нельзя так делать?
3.«Попроси правильно, поблагодари правильно».
Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиции нравственных норм, закрепление знаний о вежливых словах, формирование культуры поведения, культуры общения и культуры взаимоотношений.
Оборудование и материалы: стулья, различные игрушки.
Ход игры: Дети садятся на стулья напротив друг друга в 2 ряда, каждому ребёнку даётся какая-нибудь игрушка. Дети встают попарно и правильно просят друг у друга игрушку, а так же вежливо благодарят при получении игрушки от товарища.
4.«А я к другу повернусь, а я другу улыбнусь»
Цель: формирование доброжелательных отношений между детьми.
Ход игры: Дети стоят в кругу друг за другом.
Воспитатель (показывает пример действий детям, обращаясь к одному из детей):
А я к Маше повернусь,
А я Маше улыбнусь,
Её нежно обниму,
Крепко руку ей пожму.
Далее дети по кругу по очереди выполняют показанные воспитателем действия, называя при этом имя своего соседа, к которому они поворачиваются в процессе игры.
5.«Киска»
Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиции нравственных норм, закрепление знаний о вежливых словах, формирование культуры поведения, культуры общения и культуры взаимоотношений, воспитание добрых чувств по отношению к домашним животным.
Оборудование и материалы: стулья, мягкая игрушка «Кошка», предварительно помытая или постиранная.
Ход игры: Дети сидят на стульях, поставленных кругом на ковре.
Сюрпризный момент: Слышится мяуканье кошки (аудиозапись). Воспитатель уходит за дверь и по возвращении вносит мягкую игрушку «Кошка».
Воспитатель: Ребята, смотрите, кто пожаловал к нам в гости. Кто это? (Ответы детей)
«Киска в гости прибежала,
«Мяу» - «Здравствуйте», - сказала,
Мягкой шёрсткой потерлась,
На коленки забралась».
Воспитатель усаживает «Кошку» на колени одному из детей, здоровается с этим ребёнком от имени «Кошки», предлагает самому ребёнку поздороваться с «Киской» и погладить её. Далее детям по очереди предлагается поздороваться с соседом от имени «Киски», назвав его имя, и передать «Киску» соседу. Получивший игрушку «Кошку» ребёнок, здоровается с «Кошкой» и гладит её.
Игровые правила: игра продолжается до тех пор, пока игрушка «Кошка» не окажется у игрока, который первый от имени «Кошки» здоровался с товарищем.
6. «Переделанная сказка»
Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиции нравственных норм, закрепление знаний о вежливых словах, формирование культуры поведения, культуры общения и культуры взаимоотношений.
Ход игры:
1) чтение сказки К. Д. Ушинского «Два козлика», разбор сказки «Два козлика» с нравственной точки зрения;
2) изменение содержания сказки (отрицательный ход событий меняется на положительный, при этом включаются элементы действий и диалога, основанные на правилах культуры поведения, культуры общения и культуры взаимоотношений);
2) обыгрывание переделанной сказки К. Д. Ушинского с использованием ободков героев сказки.
7. «Дополни сказку»
Цель: развитие в детях понимания явлений действительности с позиции нравственных норм, закрепление знаний о вежливых словах, формирование культуры поведения, культуры общения и культуры взаимоотношений.
Ход игры:
1) чтение сказки «Теремок», разбор сказки с нравственной точки зрения;
2) детям предлагается обыграть сказку с добавлением в речи при обыгрывании вежливых слов (здравствуйте, пожалуйста, спасибо) и с представлением ситуации, когда медведь, нечаянно, сломал теремок с позиции нравственных норм, с позиции понимания и прощения.