Олеся Извекова
Дидактические игры для изучения частей тела
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактические игры для изучения частей тела
Игра «Этот пальчик хочет спать.»
Цель: развитие у ребенка умения загибать пальчики в порядке очередности на правой руке, затем на левой, выполнять действия в соответствии с текстом потешки.
Оснащение: картинка с изображением руки или перчатки.
Ход игры. Покажите ребенку перчатку (или картинку с ее изображением). Расскажите, что скоро похолодает и мы будем прятать свои пальчики в домики. Это очень сложная работа. Сначала нам надо познакомиться со своими пальчиками.
В гости к пальчику большому (поднимите вверх большой палец)
Публикация «Дидактические игры для изучения частей тела» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Тело человека, органы чувств. Дидактические игры
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Темочки
Приходили прямо к дому
Указательный и средний, (соединяйте вместе пальцы, которые называете)
Безымянный и последний,
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог, (сожмите пальцы, обеих рук в кулаки и постучите кулаками друг о дружку)
Вместе пальчики-друзья, (ритмично сжимайте пальцы обеих рук в кулак и разжимайте их)
Друг без друга нам нельзя.
Проведите игру с пальчиками правой руки, затем левой. При показе можно загибать пальчики ребенка.
Постепенно уменьшайте помощь, и в конце концов ребенок начнет выполнять задание самостоятельно.
Когда ребенок познакомится с пальчиками, можно рассказать ему, что днем пальчики играют, рисуют, едят, лепят — у них очень много работы, к вечеру они очень устают и ложатся спать.
«Я тебе покажу, как они ложатся спать».
Этот пальчик хочет спать, (загните мизинчик)
Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный пальчик)
Этот пальчик чуть вздремнул, (загните средний пальчик)
Этот пальчик уж уснул, (загните указательный пальчик)
Этот пальчик крепко спит. (загните большой пальчик)
Тише, дети, не шумите,
Пальчики не разбудите.
Во время игры хорошо развивать активную речь ребенка: сначала попросите ребенка договаривать наиболее легкие в произношении слова, при многократном повторении игры ребенок запоминает простой стишок и может сам его рассказать, сопровождая пальчиковой игрой.
«У кого такие синие глаза?»
Чему учится ребенок: подбирать однородные предметы (синие глаза) по одному из признаков (цвету); определять тождество цвета, используя прием приложения объектов друг к другу; выделять синий цвет из двух предложенных цветов, находить синий цвет по просьбе взрослого.
Оснащение: картинки с изображением лиц куклы-мамы и куклы-дочки с синими глазами; коробочка с двумя парами вырезанных из цветного картона глазок для кукол — синие и коричневые (карие).
Ход игры : предложите ребенку рассмотреть картинку с изображением лиц кукол. Обратите его внимание на то, какого цвета глаза у кукол (синие). Покажите вторую Картинку, где изображены куклы с контурными прорисовками вместо глаз. Расскажите ребенку, что хозяйка этих кукол плохо с ними обращалась и поэтому с куклами случилась беда, у них оторвались и потерялись глазки.
Покажите ребенку коробочку с вырезанными из картона двумя парами глаз — синими и коричневыми. Рассмотрите цвет глаз у кукол на картинке и предложите найти для сломанных кукол такие же синие глаза.
Чтобы ребенок правильно выполнил задание, покажите ему, как нужно определять тождество выбранных для куклы глаз; приложить выбранный глаз к картинке с изображенной на ней синеглазой куклой. Сопровождайте свои действия комментарием:
«Глазик такого же цвета, как у этой куклы. Он тоже синий. Они одинакового цвета — оба синие». Когда задание будет выполнено и оба глаза найдены, прочтите рифмовку:
Мама доченьку качала
Дочке песню напевала
«Как у крошки-дочки
Мамины глаза
Словно василечки,
Глазоньки у дочки.
Глазоньки большие,
Синие такие!»
Усложнение: предложите ребенку рассмотреть цвет своих глаз в зеркале. Спросите:
«Какого цвета твои глаза?» Если ребенок затрудняется ответить, скажите сами. Попросите ребенка повторить название цвета вместе с вами.
Попросите ребенка рассмотреть цвет глаз всех, кто проживает вместе с вами, определить и назвать цвет их глаз. Предложите ребенку найти куклу с синими глазами. При посещении магазина игрушек предложите ребенку найти кукол с синими глазами.
«Где же наши ручки?»
Чему учится ребенок: понимать и называть существительные, обозначающие части тела во множественном числе; выполнять движения в соответствии с текстом.
Оснащение: кукла с мягкими руками и ногами.
Ход игры : покажите ребенку куклу и предложите с ней поиграть. Прочтите стихотворение и выполните движения в соответствии с его текстом.
Где же, где же наши. (ручки) (руки спрячьте за спину)
Где же наши ручки?
Вот, вот наши ручки,
Вот наши ручки — (хлопайте в ладоши)
Где же, где же
Наши ножки? (закройте коленки руками)
Где же наши ножки?
Вот, вот наши ножки,
Пляшут наши ножки, (быстро переступайте с одной ноги на другую)
Игру можно усложнить, спрятав любую другую часть тела или лица.
«Покажи у куклы.»
Чему учится ребенок: продолжает формировать представление о схеме лица, соотносить, понимать, употреблять существительные, обозначающие части лица в единственном и множественном числе: «личико», «глазки», «ротик», «носик», «ушки»; образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательного суффикса, выполнять воображаемые действия (умывание).
Оснащение: сюжетная картинка с изображением умывающегося ребенка.
Ход игры : рассмотрите картинку, назовите части лица. Попросите ребенка назвать ту часть лица, которую вы показываете, на его лице, на вашем лице, на лице куклы. Предложите ребенку совершать воображаемые действия (умывать куклу) во время чтения вами потешки:
Водичка, водичка, умой кукле личико!.
Умой кукле глазки, умой кукле носик!
И ушки и щечки помыть не забудь!
При повторном проведении игры можно прочитать другуюпотешку:
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Предложите ребенку договаривать выделенные в потешке слова.
«Это—я, а это—мамочка моя»
Чему учится ребенок: ориентироваться в величине предметов (частей тела); закрепить понимание слов «большой (ая)», «маленький (ая)» и, по возможности, обозначать величину словом, использовать его для сравнения; знать, называть части тела и лица : нога, рука, голова.
Оснащение: кукла с оторванной рукой или ногой; две куклы (большая и маленькая, вырезанные из плотного картона, с отсутствующими частями тела (ногой, рукой); части тела для починки куклы; зеркало.
Ход игры : встаньте вместе с ребенком перед зеркалом так, чтобы было видно все туловище. Прочтите рифмовку, показывая своим указательным пальцем на те части тела, о которых будете говорить:
Посмотри, вот это — я,
А это — мамочка моя.
Руки нашей мамы
Большие, ох, большие,
А у дочки-крошки
Маленькие ладошки!
Проговаривая 1-ю и 4-ю строчки, приложите руку ребенка к своей руке. Скажите:
«Моя рука большая, вот какая, а твоя ручка маленькая». Возьмите руку ребенка, вложите ее в свою ладонь и закройте ладонь, спрятав ручку ребенка в своей руке, скажите: «Твоя ручка спряталась в моей. Ее не видно — она маленькая». Подойдите к зеркалу, покажите по очереди все части лица, приговаривая: «Вот мой нос — он большой, а вот твой носик — он маленький». Аналогично рассмотрите все части лица.
В возрасте 2 года — 2 года 6 месяцев ребенок должен находить и показывать следующие части лица : нос, глаза, рот, уши; 2 года 6 месяцев — 3 года: щеки, брови, подбородок, лоб, ресницы.
Усложнение: проведите игру с плоскостным изображением двух кукол — большой и маленькой. Предложите починить большую куклу, у которой прежний хозяин или хозяйка оторвал ручку, ножку и т. д. Задание давайте четко; «Найди для большой куклы большую ногу. Приложи ее на место»; «Найди для маленькой куколки маленькую ножку. Приложи ее на место».
Если ребенку 2 года б месяцев — 3 года, спросите: «Какую ты взял ногу?» (Большую, маленькую.) Скажите: «Если кукла тряпичная, ножку можно пришить, а если пластмассовая — пристегнуть к резинке, находящейся в туловище куклы, или приклеить.» Откройте Приложение на с, 112. Предложите ребенку починить кукол. Вырежьте части тела большой и маленькой куклы, Попросите ребенка починить кукол (приложить вырезанные части тела кукол к тому месту, на котором они должны находиться).
«Маленькие и большие ножки»
Чему учится ребенок: формировать навык легкого бега стайкой; воспитывать правильную осанку; согласовывать действия с речью; понимать и употреблять наречия «быстро», «медленно»; прилагательные «маленькие», «большие».
Ход игры : ребенок и воспитатель садятся лицом друг к другу. Воспитатель просит показать свои ножки. Ребенок поднимает ноги.
Воспитатель: «Ножки у тебя маленькие, но бегают быстро. Покажи, как ножки бегают». Ребенок бежит, его бег воспитатель сопровождает словами: «Маленькие ножки бежали по дорожке.»
Усложнение задания. Воспитатель: «У тебя ножки маленькие, а у медведя большие. Медведь идет медленно: «Большие ноги шли по дороге». Покажи, как идет медведь».
Ребенок в соответствии со словами и ритмом потешки то бегает, то ходит, различая быстрый и медленный бег, медленную и тяжелую ходьбу.
Игра повторяется 2-3 раза.
Вариант проведения в коллективе. Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: «Покажите свои ножки. Ой, какие маленькие. Покажите, как быстро бегают ваши ножки. Маленькие ножки бежали по дорожке». Дети бегут свободно, стайкой, с концом слов останавливаются.