Ольга Осокина
Дидактические игры как метод развития высших психических функций у детей
▼ Скачать + Заказать документы
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ
ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОВЗ.
Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора её была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной отработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства.
С. П. Шацкий
Публикация «Дидактические игры как метод развития высших психических функций у детей» размещена в разделах
Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях обучения и воспитания детей. Они направлены на решение конкретных задач обучения детей, но в то же время в них проявляется воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности.
В дидактической игре ребенок должен самостоятельно решать разнообразные мыслительные задачи: описывать предметы, группировать по различным свойствам и признакам, отгадывать предметы и действия по описанию, придумывать рассказы. Дети должны уметь найти ответ, догадаться, сравнить, сравнить, сделать правильный вывод, используя имеющиеся знания и опыт. При этом проявляют сообразительность, умение самостоятельно решать задачи, способность к волевому усилию при достижении поставленной цели.
Исходя из этого, можно считать, что дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.
Все игры, которые используются в дидактических целях, можно разделить на два вида в зависимости от основного содержания игровых действий. В одном случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Например, дети, разделившись на команды. Соревнуются в скорости счета или нахождения ошибок в словах, вспоминании дат исторических событий и т. п. Они выполняют обычные учебные действия- считают, исправляют ошибки, вспоминают даты,- но выполняют эти действия в игре.
В другом случае дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной. Так, в игру-драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет роль, определенную содержанием сказки, может быть внесен дидактический материал : некоторые знания по географии, биологии, истории, математике или другим предметам. В начальных классах уже сама постановка учебной задачи для детей может осуществятся с использованием игровых моментов.
Использование развивающей игры в воспитании требует соблюдение некоторых правил:
• Игры должны быть такого рода, чтобы играющие привыкли смотреть на них как на нечто подобное развлечению, а не как на какое-нибудь дело.
• Игра должна способствовать здоровью тела не менее, чем оживлению духа.
• Игра не должна грозить опасностью для жизни и здоровья.
• Игры должны служить преддверием для вещей.
• Игра должна оканчиваться раньше, чем она надоест ребятам и проходить под наблюдением учителя.
• При строгом соблюдении этих условий игра становится серьезным делом, т. е. развитием здоровья, или отдыхом для ума, или подготовкой для жизненной деятельности, или всем этим одновременно.
Кроме этого, учитель обязательно должен учитывать некоторые требования при организации детских игр на уроках:
• Свободное и добровольное включение детей в игру : не навязывание игры, а вовлечение в нее детей.
• Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли.
• Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельности.
• В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях.
• В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.
• Игра должна положительно воздействовать на развитие эмоционально-волевой, интеллектуальной и рационально-физической сфер ее участников.
• Игры не должны быть излишне воспитательными и излишне дидактическими : их содержание не должно быть навязчиво назидательным и не должно содержать слишком много информации.
• Не следует вовлекать детей в излишне азартные игры, в опасные для здоровья и жизни.
Коррекция недостатков развития ВПФ осуществляется посредством коррекционно-развивающих упражнений и игр.
Коррекционно-развивающие упражнения и игры определяются как одна из форм обучения, призванная способствовать максимальной коррекции недостатков развития высших психических функций во время учебного процесса, на любом уроке, в любой момент, а также адаптации обучающихся к учебной нагрузке и сохранению учебной активности в течение урока или занятия.
Итак, развивающие игры - это игры на развитие высших психических функций (восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления, речи) у детей.
Рассмотрим практические приемы организации учебной работы с использованием коррекционно-развивающих упражнений и игр.
1. Урок или занятие следует начинать с разминки. В течение 2-3 минут взрослый задаёт вопросы из разных областей, а дети в быстром темпе отвечают на них. Данное упражнение активизирует деятельность мозга, организовывает детей на работу, позволяет пробудить творческую работоспособность. (Приложение 1).
2. Тема урока:
- зашифровывается с помощью карточек, геометрических фигур, цифр, ребусов, например
- записывается в виде анаграммы, например
«ЧИЗУЛЕНИЕ» = (Излучение, (подсказка - физика). (Приложение 2)
- записывается только нижней половиной букв. Учитель просит ребят дописать верхнюю половину букв и прочитать тему урока.
Данные упражнения направлены на развитие внимания и мышления.
3. Упражнения для развития и совершенствования воображения
(Приложение 3)
4. Для развития мышления, овладения навыками логических операций (анализа, синтеза, обобщения, классификации, сравнения) применяют разнообразные комплексы упражнений:
Назовите лишнее слово; работа с осколочной картиной; работа с силуэтами; Назовите одним словом; закончите ряд слов; найди соответствие; разделите слова на две группы; продолжить логические ряды; заполнить пропуски (например, в цепях питания); сравнить какие-либо процессы, явления или объекты. (Приложение 4)
5. Упражнения для регуляции навыков самоконтроля, сдерживание непроизвольных эмоций применяют следующие упражнения:
• «Слушаем тишину» (в течение 2-3 минут). За этим следует обсуждение: кто что услышал и в каком порядке.
• Видеоконкурс «Телекомментатор». Демонстрируется с отключенным звуком кинофрагмент, а учащиеся комментируют кадры кинофрагмента, отвечают на вопросы учителя.
• Диктант (цифровой, терминологический и т. п.) по изученным понятиям, с последующей взаимопроверкой и самоанализом.