Светлана Белокопытова
Дидактические игры и упражнения как средство формирования сенсорных эталонов
▼ Скачать
Дидактические игры и упражнения как средство формирования сенсорных эталонов
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Дошкольный возраст - это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное развитие, в процессе сенсорного воспитания, в этот период занимает важнейшее место, так как является еще и основой для умственного развития. Полноценному восприятию окружающей действительности помогают дидактические игры и упражнения, которые служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Публикация «Дидактические игры и упражнения как средство формирования сенсорных эталонов» размещена в разделах
Уже очень много лет в дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения считаются основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорных эталонов : знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятания и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата).
По мнению В. Н. Аванесовой, на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм. Много таких дидактических игр представлено в работах педагогов и исследователей: Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой и др.
В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики Я. Коменским, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеевой и др. были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Впервые о необходимости использования дидактической игры для формирования сенсорных эталонов у детей заявляли М. Монтессори и Ф. Фребель. По мнению Ф. И. Блехер, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, В. Н. Аванесовой и др. дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др.
В педагогическом словаре дидактические игры понимаются как специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры.
А. К. Бондаренко считает, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.
Н. Н. Поддъяков описывает дидактическую игру как игровую форму обучения, что это очень сложное явление. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное.
Г. А. Урунтаева рассматривает дидактическую игру как игровой метод обучения, она рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические или автодидактические игры.
В. М. Букатов говорит, что дидактическая игра будет интересна детям до тех пор, пока в ней есть какая-то тайна, загадка, неизвестность. По его мнению, дидактическая игра быстро устаревает, если детям становятся понятны дидактические задачи.
Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др., позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов. Упражнения с дидактическими материалами и игрушками, как и упражнения с наборами обычных игрушек и мелких предметов, подобранных по определенным качествам (форме, величине, цвету, чаще всего включаются в занятия по математике, развитию речи и ознакомлению с окружающим.
Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, разнообразные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляются в формах увлекательных доступных ребенку.
Педагоги Э. Г. Пилюгина, Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова, С. Л. Новоселова, Т. В. Башаева и др. разработали специальные занятия, дидактические игры, упражнения, способствующие сенсорному воспитанию детей.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом. Правила направляют игру по заданному пути, соединяют игровые и дидактические задачи, организуют поведение и взаимоотношения детей.
В основе же дидактических упражнений лежит иное начало : сенсорное обучение и воспитание осуществляются путем многократных упражнений с дидактическим, обучающим материалом, разработанным с определенной целью. Дошкольная педагогика располагает специальными материалами для упражнений в восприятии и различии величины (наборы палочек, брусков, кубов разного размера, формы ( наборы плоских и объемных геометрических тел: кругов, квадратов, треугольников, шаров, кругов и т. д., цвета (тогда выше названные материалы даются разных цветов, положения в пространстве (различные геометрические мозаики) и др. Конструкция дидактических материалов такова, что содержит не только задачу (например, различать величину, но и подсказывает нужный способ решения (сравнивать, подбирать детали материала, дает детям возможность контролировать себя.
Повторное воспроизведение, тренировка в том или ином сенсорном действии - основная цель дидактических упражнений. Эта цель так прямо и ставится перед детьми в качестве конкретного задания-поручения воспитателя. При ознакомлении со свойствами предметов (формой, величиной, цветом) чаще всего детям предлагают: подобрать определенным способом используемые материалы (по форме, величине, цвету); вложить геометрические фигуры в соответствующие отверстия; разложить цветные палочки по цвету, размеру и или положению на листе бумаги и т. д.
Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действительно ощущать результаты своих умственных и практических усилий.
Полученные детьми знания способствуют сенсорному и умственному развитию. Используя эти знания как эталоны, как средство познания предметов, дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире: вся их деятельность становится совершеннее.
На определенном этапе формирования сенсорных процессов но мере накопления детьми чувственного опыта, представлений о форме, величине конкретных предметов в дидактических играх происходит осуществление второй части учебной функции - ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно установленными сенсорными эталонами (например, с уже упоминавшимися геометрическими фигурами и телами, цветами солнечного спектра).
По мнению В. Н. Аванесовой, для формирования у детей общих представлений о цвете, о солнечном спектре как системе цветовых отношений (что принимается за меру, эталон в познании цвета предметов) первоначально нужны дидактические игры и упражнения, в которых дети овладевают умением различать, узнавать и называть основные цвета солнечного спектра (красный, синий, желтый). Затем детей знакомят с дополнительными цветами (зеленый, оранжевый, фиолетовый). После этого предлагаются игры, упражняющие детей в различении и назывании разных оттенков основных и дополнительных цветов (красный, темно-красный, светло-красный, вишневый, розовый и т. д.). Наконец, на этой основе происходит формирование (закрепление) представлений об определенной системе цветовых отношений, о месте и последовательности каждого цвета в солнечном спектре.
Полученные детьми общие знания о цвете (или о системе геометрических фигур, величин и др.) способствуют сенсорному и умственному развитию. Используя эти знания как эталоны, как средство познания предметов, дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире: вся их деятельность становится совершеннее.
Приобретение детьми круга сенсорных представлений, знаний в различных областях мер, эталонов еще не означает, что дети воспользуются ими в жизненных положениях, самостоятельно применят эти знания на практике. Показать, как это можно сделать, заинтересовать детей тем, в каких случаях им будут практически полезны знания мер, опять-таки могут дидактические игры и упражнения, специально созданные для этой цели. В расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок заключается еще одна важная роль дидактических игр. Здесь функция дидактических игр не учебная, а иная, направленная на использование уже имеющихся у ребенка знаний.
Для понимания смысла этой задачи можно привести пример с обычным светофором, который используется на улицах для регулировки движения транспорта и пешеходов. Люди имеют дело здесь с эталонами цвета, с основными цветами: красным, желтым, зеленым. Но они не знакомятся с ними впервые, не учатся различать эти цвета. Это им уже известно. Пешеходы, шофер используют эти знания для регулировки своих практических действий. Не надо доказывать, как полезны будут дидактические игры, в которых дети уже в дошкольном возрасте научатся правильно двигаться по улицам города.
Этой цели, например, служат настольно-печатные игры "Кто придет первым", или "Светофор" (В. Н. Аванесова, "Улица" (З. М. Богуславская) и др. В подобных играх участвуют пешеходы и регулировщик, который меняет сигналы светофора и контролирует правильность передвижения. Эти игры, требующие от детей умения активно использовать и применять свой сенсорный опыт и знания для практических целей, надо проводить систематически.
Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения.