МААМ-картинки

Дидактические игры и упражнения как средство формирования сенсорных эталонов

Светлана Белокопытова
Дидактические игры и упражнения как средство формирования сенсорных эталонов
▼ Скачать

Дидактические игры и упражнения как средство формирования сенсорных эталонов

Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается. Дошкольный возраст - это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное развитие, в процессе сенсорного воспитания, в этот период занимает важнейшее место, так как является еще и основой для умственного развития. Полноценному восприятию окружающей действительности помогают дидактические игры и упражнения, которые служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

Публикация «Дидактические игры и упражнения как средство формирования сенсорных эталонов» размещена в разделах

Уже очень много лет в дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения считаются основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорных эталонов : знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит не в процессе учебной деятельности, а в ходе интересных игровых действий (прятания и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата).

По мнению В. Н. Аванесовой, на занятиях, основанных на прямом обучающем воздействии взрослого, нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания; важная роль по-прежнему должна принадлежать дидактическим играм. Много таких дидактических игр представлено в работах педагогов и исследователей: Е. И. Тихеевой, Ф. Н. Блехер, Б. И. Хачапуридзе, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой и др.

В истории дошкольной педагогики, на всех этапах ее развития, эта проблема занимала одно из центральных мест. Видными представителями дошкольной педагогики Я. Коменским, Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеевой и др. были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

Впервые о необходимости использования дидактической игры для формирования сенсорных эталонов у детей заявляли М. Монтессори и Ф. Фребель. По мнению Ф. И. Блехер, А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой, В. Н. Аванесовой и др. дидактическая игра становится игрой благодаря наличию в ней разных игровых моментов: ожидания и неожиданности, элементов загадки, движения, соревнования, распределения ролей и др.

В педагогическом словаре дидактические игры понимаются как специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры.

А. К. Бондаренко считает, что дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности.

Н. Н. Поддъяков описывает дидактическую игру как игровую форму обучения, что это очень сложное явление. В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное.

Г. А. Урунтаева рассматривает дидактическую игру как игровой метод обучения, она рассматривается в двух видах: игры занятия и дидактические или автодидактические игры.

В. М. Букатов говорит, что дидактическая игра будет интересна детям до тех пор, пока в ней есть какая-то тайна, загадка, неизвестность. По его мнению, дидактическая игра быстро устаревает, если детям становятся понятны дидактические задачи.

Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками (с наборами геометрических фигур, сборно-разборными игрушками, вкладышами и др.). Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов (собрать, разложить, составить целое из частей, вложить в отверстие соответствующей формы и др., позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов. Упражнения с дидактическими материалами и игрушками, как и упражнения с наборами обычных игрушек и мелких предметов, подобранных по определенным качествам (форме, величине, цвету, чаще всего включаются в занятия по математике, развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Богатые возможности для сенсорного развития и совершенствования ловкости рук таят в себе народные игрушки: башенки, матрешки, разнообразные шары, яйца и многие другие. Детей привлекают красочность этих игрушек, забавность действий с ними. Играя, ребенок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляются в формах увлекательных доступных ребенку.

Педагоги Э. Г. Пилюгина, Е. В. Зворыгина, Н. С. Карпинская, И. М. Кононова, С. Л. Новоселова, Т. В. Башаева и др. разработали специальные занятия, дидактические игры, упражнения, способствующие сенсорному воспитанию детей.

Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. Обязательным компонентом игры являются и ее правила, благодаря которым педагог в ходе игры управляет поведением детей, воспитательно-образовательным процессом. Правила направляют игру по заданному пути, соединяют игровые и дидактические задачи, организуют поведение и взаимоотношения детей.

В основе же дидактических упражнений лежит иное начало : сенсорное обучение и воспитание осуществляются путем многократных упражнений с дидактическим, обучающим материалом, разработанным с определенной целью. Дошкольная педагогика располагает специальными материалами для упражнений в восприятии и различии величины (наборы палочек, брусков, кубов разного размера, формы ( наборы плоских и объемных геометрических тел: кругов, квадратов, треугольников, шаров, кругов и т. д., цвета (тогда выше названные материалы даются разных цветов, положения в пространстве (различные геометрические мозаики) и др. Конструкция дидактических материалов такова, что содержит не только задачу (например, различать величину, но и подсказывает нужный способ решения (сравнивать, подбирать детали материала, дает детям возможность контролировать себя.

Повторное воспроизведение, тренировка в том или ином сенсорном действии - основная цель дидактических упражнений. Эта цель так прямо и ставится перед детьми в качестве конкретного задания-поручения воспитателя. При ознакомлении со свойствами предметов (формой, величиной, цветом) чаще всего детям предлагают: подобрать определенным способом используемые материалы (по форме, величине, цвету); вложить геометрические фигуры в соответствующие отверстия; разложить цветные палочки по цвету, размеру и или положению на листе бумаги и т. д.

Дидактический смысл упражнений как раз и заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам, многократно повторять разнообразные практические операции, действительно ощущать результаты своих умственных и практических усилий.

Полученные детьми знания способствуют сенсорному и умственному развитию. Используя эти знания как эталоны, как средство познания предметов, дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире: вся их деятельность становится совершеннее.

На определенном этапе формирования сенсорных процессов но мере накопления детьми чувственного опыта, представлений о форме, величине конкретных предметов в дидактических играх происходит осуществление второй части учебной функции - ознакомление с обобщенными представлениями, с общественно установленными сенсорными эталонами (например, с уже упоминавшимися геометрическими фигурами и телами, цветами солнечного спектра).

По мнению В. Н. Аванесовой, для формирования у детей общих представлений о цвете, о солнечном спектре как системе цветовых отношений (что принимается за меру, эталон в познании цвета предметов) первоначально нужны дидактические игры и упражнения, в которых дети овладевают умением различать, узнавать и называть основные цвета солнечного спектра (красный, синий, желтый). Затем детей знакомят с дополнительными цветами (зеленый, оранжевый, фиолетовый). После этого предлагаются игры, упражняющие детей в различении и назывании разных оттенков основных и дополнительных цветов (красный, темно-красный, светло-красный, вишневый, розовый и т. д.). Наконец, на этой основе происходит формирование (закрепление) представлений об определенной системе цветовых отношений, о месте и последовательности каждого цвета в солнечном спектре.

Полученные детьми общие знания о цвете (или о системе геометрических фигур, величин и др.) способствуют сенсорному и умственному развитию. Используя эти знания как эталоны, как средство познания предметов, дети начинают лучше и быстрее, осознаннее и точнее ориентироваться в окружающем мире: вся их деятельность становится совершеннее.

Приобретение детьми круга сенсорных представлений, знаний в различных областях мер, эталонов еще не означает, что дети воспользуются ими в жизненных положениях, самостоятельно применят эти знания на практике. Показать, как это можно сделать, заинтересовать детей тем, в каких случаях им будут практически полезны знания мер, опять-таки могут дидактические игры и упражнения, специально созданные для этой цели. В расширении практики использования эталонов, в расширении практических ориентировок заключается еще одна важная роль дидактических игр. Здесь функция дидактических игр не учебная, а иная, направленная на использование уже имеющихся у ребенка знаний.

Для понимания смысла этой задачи можно привести пример с обычным светофором, который используется на улицах для регулировки движения транспорта и пешеходов. Люди имеют дело здесь с эталонами цвета, с основными цветами: красным, желтым, зеленым. Но они не знакомятся с ними впервые, не учатся различать эти цвета. Это им уже известно. Пешеходы, шофер используют эти знания для регулировки своих практических действий. Не надо доказывать, как полезны будут дидактические игры, в которых дети уже в дошкольном возрасте научатся правильно двигаться по улицам города.

Этой цели, например, служат настольно-печатные игры "Кто придет первым", или "Светофор" (В. Н. Аванесова, "Улица" (З. М. Богуславская) и др. В подобных играх участвуют пешеходы и регулировщик, который меняет сигналы светофора и контролирует правильность передвижения. Эти игры, требующие от детей умения активно использовать и применять свой сенсорный опыт и знания для практических целей, надо проводить систематически.

Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому они с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребенок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения.

Публикации по теме:

Дидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возрастаДидактические игры как средство формирования сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста В дошкольной педагогике дидактические игры с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Как известно,с восприятия предметов.

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурахДидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ. (младший и средний дошкольный.

Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста.Дидактические игры на развитие сенсорных эталонов (цвет, величина) для детей младшего дошкольного возраста. Дидактическая игра. «Подбери чашку к блюдцу».Цель. Учить детей называть и различать красный, желтый, зеленый, синий цвета. Закреплять умение.

Игры для детей 2–3 лет по формированию сенсорных эталоновИгры для детей 2–3 лет по формированию сенсорных эталонов Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, которое обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что.

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Мастер-класс по созданию игры для развития сенсорных эталонов «Разноцветные стаканчики» с использованием фрутокрышекМастер-класс по созданию игры для развития сенсорных эталонов «Разноцветные стаканчики» с использованием фрутокрышек Автор: Симакова Наталья Викторовна воспитатель МБОУ «Малоугренёвская СОШ» СП Данный мастер класс, может быть полезен: воспитателям детских.

Мастер-класс по созданию развивающей игры для развития сенсорных эталонов «Найди пару» с использованием крышек и картонаМастер-класс по созданию развивающей игры для развития сенсорных эталонов «Найди пару» с использованием крышек и картона Цель мастер - класса: научиться делать развивающую игру для развития сенсорных эталонов, своими руками. Данный мастер класс, может быть.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактические игры и упражнения как средство формирования сенсорных эталонов
Опубликовано: 3 июля 2024 в 12:47
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактические игры и упражнения как средство формирования сенсорных эталонов» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Белокопытова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД