Савкина Валентина Васильевна
Дидактические игры и пособия, используемые воспитателем в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им, в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.
Публикация «Дидактические игры и пособия, используемые воспитателем в развитии дошкольников» размещена в разделах
А. Н. Леонтьев также приходит к выводу, что дидактические игры имеют большое значение для развития важных черт личности ребенка. Он раскрывает два момента, которые определяют значение дидактических игр для формирования личности. Первый заключается в том, что игры создают условия, в которых появляется «самостоятельная оценка ребенком своих возможностей, умений»[11]. Второй относится к содержащимся в играх двойным мотивам (помочь товарищу). Здесь важно то, что «моральный момент содержится в деятельности самого ребенка»[11].
Давая характеристику дидактическим играм, А. Н. Леонтьев указывал на то, что подлинно дидактические игры «представляют собой не что иное, как ряд подготовительных операций, требуемых в дальнейшем учебной деятельностью ребенка»[11].Определенное А. Н. Леонтьевым значение дидактических игр открывает широкие возможности для использования с целью формирования самооценки ребенка и подготовки его к школьному обучению.
Дидактическая игра как форма обучения детей.
Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности (наряду с сюжетными играми, играми - драматизациями и др., следовательно, она имеет ряд общих особенностей игры :
1. Игра – это вид деятельности ребенка, в силу этого ей присущи черты, характерные для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата. Игра любого вида протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. Для реализации своих игровых целей ребенок по ходу игры совершает определенные действия и поступки, вступая в разнообразные отношения с играющими. В процессе игры участвуют психические процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы, в игре ребенок активно использует свои знания.
2. Свобода и самостоятельность детей в игре. Еще К. Д. Ушинский говорил, что ребенок не играет тогда, когда его заставляют играть, тем самым, указывая на специфическую особенность игры – самостоятельность. Поведение играющих детей регулируется определенными правилами и требованиями. Несмотря на разнообразие правил, во всех случаях играющие принимают их и добиваются их выполнения добровольно, в интересах самого существования игры, так как нарушение правил ведет к окончанию игры. Дети проявляют большую выдержку, устойчивость, внимание, терпение при выполнении правил игры, чем при выполнении требований в обычной повседневной жизни. Правила выступают своего рода механизмом регуляции поведения детей. Наличие правил помогает детям самостоятельно организовываться в игре.
3. Творческий характер игровой деятельности. Подлинная игра всегда связана с инициативой, выдумкой, изобретательностью, смекалкой. В игре активно работает мысль и воображение ребенка. Проявление инициативы и творчества в играх разного вида разнообразно. В дидактических играх оно связано с выбором способов действия, с их вариативностью, может проявляться в быстрой мобилизации знаний и умений. Большинство игр требует находчивости, быстроты реакции на изменяющуюся обстановку.
4. Эмоциональная насыщенность игры. Ребенок получает удовольствие, достигая в игре результата, преодолевая трудности. В играх, требующих сообразительности, находчивости, смекалки. Радость носит интеллектуальный характер. В игре ребенок переживает не только положительные эмоции, он переживаем и горечь неудачи, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку радость, удовлетворение, наслаждение.
Общие особенности игры как деятельности в дидактической игре проявляются своеобразно, сочетаясь с особенностями присущими данному виду деятельности. Главная и существенная особенность дидактической игры – взаимосвязь обучения с игрой. Обучение, в форме дидактической игры, основано на одной из закономерностей игровой деятельности ребенка – на его стремлении входить в воображаемую ситуацию, действовать по сообразно мотивам, диктуемым игровой ситуацией. Проанализировав это, педагогика разработала игры, основанные на игровых действиях, игровых ситуациях, но при этом и в игровое действие, в игровую ситуацию ввела дидактическую задачу. Дидактическая цель остается скрытой от ребенка, и, чем искуснее составлена дидактическая игра, тем лучше эта цель скрыта. Ребенок просто играет, но по внутреннему значению это процесс неосознанного учения.
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность.
Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т. е. так, что сама игра направляет ребенка на овладение знаниями и умениями. Участие взрослого часто не требуется.
Принимая во внимание слова «все познается в сравнении», целесообразно выделить общее и различное в сюжетно – ролевой и дидактической играх, занятиях. Иногда один вид деятельности отождествляется с другим, общие признаки, различия стираются, не выделяются особенности, присущие тому или иному виду. Игра часто подменяется упражнениями, занятиями, в основе которых лежат задания и их выполнение[8].
Чаще других отождествляют сюжетно – ролевые и дидактические игры. В сюжетно – ролевые игры иногда вносят излишний дидактизм, стремление учить детей путем прямого руководства, а внимание детей нацеливается лишь на усвоение материала, усиливаются требования к выполнению правил, что в большей степени свойственно занятиям.
В исследовании А. И. Сорокиной [8] обращается внимание на следующие структурные компоненты: дидактические (обучающие) и воспитывающие задачи, реально значимые только для педагога. И игровая задача, которая стоит перед детьми и решается ими, игровые правила и игровые действия. Игровая задача часто бывает заложена в названии игры : «Угадай по описанию», «Скажи наоборот» и. т. п. Играя, дети решают дидактическую задачу в занимательной форме, которая достигается определенными игровыми действиями. Игровые действия составляют основу дидактической игры. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются познавательные и игровые задачи. Игровые действия – это не всегда практические внешние действия, когда нужно что – то тщательно рассмотреть, сравнить, разобрать. Это сложные умственные действия, выраженные в процессах целенаправленного восприятия, наблюдения, сравнения, припоминания ранее усвоенного, умственные действия, выраженные в процессах мышления[8].
Дидактические игры, применяемые на занятиях, делают обучение более занимательным, эмоциональным, помогает повысить произвольное внимание детей, создает предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями, навыками.
Если проанализировать дидактические игры с точки зрения того. Что увлекает в них детей? То явно увидим, что дети проявляют интерес к игровому действию. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у детей чувство удовольствия.
Так любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая игра, игровые действия и правила, а также результат игры. Отсутствие одного из компонентов нарушает ее целостность, снижает воспитательное воздействие, приводит к разрушению игры.
Система дидактических игр для детского сада впервые была создана выдающимся немецким педагогом, теоретиком дошкольного воспитания Ф. Фребелем (1782 – 1852). Суть педагогической теории и практики Ф. Фребеля, касающаяся детских садов: создание необходимых средств для образовательно – воспитательной работы. Среди таких средств, предусматривающих развитие личности, Ф. Фребель уделяет пристальное внимание игровой деятельности. Можно сказать, что впервые в истории педагогики Ф. Фребель дает ответ на вопрос о том, как могут дети усваивать в практической деятельности серьезное содержание, преподносимое в игровой форме.
Великий педагог К. Д. Ушинский считал игру свободной деятельностью ребенка, вносящей в его развитие такой вклад, который не может сравниться ни с чем другим.
Дидактическую игру следует использовать как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью. Игровые ситуации, которые имеются в каждой игре, служат примером создания воображаемых ситуаций самими детьми.
Таким образом, дидактическая игра таит в себе большие возможности для развития ребенка. Благодаря исследованиям утвердилась идея взаимосвязи обучения и игры, определились структура игрового процесса, основные формы и методы руководства детскими играми. В исследованиях накоплены факты, характеризующие игры как средство интеллектуального развития ребенка. В общей системе обучения дидактическая игра приобретает самостоятельность и сосуществует с обучением на занятиях.
Наглядные пособия в обучении и воспитании детей.
Одним из важнейших направлений дошкольного образования на современном этапе выступает обеспечение интеллектуального развития каждого ребёнка как основы формирования активной творческой личности. Активность ребёнка дошкольного возраста, особенно интеллектуальная, рассматривается в качестве главного условия не только освоения им разных видов деятельности, но и выхода за пределы взаимодействия с окружающим миром.
Интеллект – это важное качество психики человека, которое отвечает абсолютно за все сферы жизнедеятельности, поэтому крайне важно начинать его развитие в самом раннем возрасте. Интеллект дошкольника уже развит до определённой степени, но именно в этот период нуждается в помощи извне, в дополнительных стимулах и заданиях. Таким образом, в своей работе, необходимо выбирать методы и формы обучения наиболее приближённые к естественной детской среде. Всем известно, что игра, являясь простым и близким ребёнку способом познания окружающей действительности должна быть наиболее естественным и доступным путём к овладению теми или иными представлениями, умениями, навыками.
Используя в своей работе дидактические игры и наглядные пособия, я формирую умение анализировать, сопоставлять, размышлять над какими-либо вещами, обобщать, закреплять, приобретать опыт общения со сверстниками у воспитанников.
Благодаря использованию дидактических игр и наглядных пособий процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, создаются благоприятные условия для развития интеллектуально-творческого потенциала ребёнка. Для ребёнка очень важно воспринимать окружающий его мир на практическом опыте, посмотреть, потрогать, послушать и так понять связь между предметами и окружающей действительностью. Полное обучение и развитие должно опираться на чувственный опыт ребёнка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Основная информация усваивается человеком через зрительное и слуховое восприятие. Зрительная информация воспринимается мгновенно, тогда, как слуховая поступает последовательно и занимает гораздо больше времени. Наглядность обеспечивает понимание, прочное запоминание. Наглядность является попыткой задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. Применяя наглядные средства, я учу воспитанников видеть главное, систематизировать полученные представления. Использование различных средств наглядности в формировании учебной деятельности дошкольников имеет важнейшую дидактическую роль. Наглядность способствует развитию мыслительных операций ребёнка, обеспечивает переход от конкретного к абстрактному, увеличивает самостоятельность, активность, формируется положительное отношение к предмету. Всё это расширяет кругозор дошкольников.
Наглядный дидактический материал рассчитан на определённое содержание, методы, фронтальные формы организации и обучения, соответствует возрастным особенностям детей. Использование различных видов наглядности – наблюдение живых объектов, рассматривание предметов, картин, иллюстраций, образцов, использование схем и так далее – способствует осознанному восприятию тех явлений и предметов, с которыми знакомит детей взрослый. Хочется так же отметить, что применение наглядного материала прививает интерес к получаемой информации, расширяет круг воспринимаемой информации, уменьшает утомляемость и в целом облегчает весь процесс обучения.
Заключение.
Использование дидактических игр, как метода обучения, повышает интерес к занятиям. Особенно эффективны эти игры на занятиях : ребёнок и природа, ребёнок и общество, элементарные математические представления, развитие речи и культуры речевого общения, искусство.
Воспитанники с огромным удовольствием играют в дидактические игры. В своей работе я использую как приобретённые игры в магазине, так и сделанные своими руками. Работая с детьми, изучая литературу, я пришла к выводу, что я лучше добьюсь расширения и закрепления знаний у детей, если буду в работе больше использовать занимательных упражнений, различных дидактических игр и наглядных пособий.
Литература
1. Аванесова В. Н. Дидактическая игра как форма организации в детском саду // Умственное развитие дошкольника / Под ред. Н. Н. Поддъякова. – М. ,1972.
2. Выготский, Л. С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л. С. Выготский // Вопросы психологии. – 1966.
3. Дидактические игры в детском саду и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников / Под ред. Л. А. Венгера. – М. ,1978. – 110с.
4. Калмыкова З. И. Обучаемость и принципы построения методов её диагностики. -М. ,1975.
5. Клименко О. Игра как азбука общения. / Дошкольное воспитание, 2012, № 4, с. 7.
6. Кудрявцев В. Деятельность дошкольника должна быть желанной и радостной. Интервью с В. В. Давыдовым. // Дошкольное воспитание. – 1998. - №5.-С. 83-86.
7. Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. -М. ,1966.-351с.
8. Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя детского сада. М. : Просвещение, 1982. – 96с.
9. Смолер, Е. И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста : пособие для педагогов учреждений дошк. образования /Нац. ин-т образования, 2012.-104 с.
10. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. – М. ,1989. – 554с.
11. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х томах. – Т. 1./ Под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьева, А. В. Петровского. - М. :Педагогика, 1983. – 392с.
Приложение
Дидактическая игра «Теплое - холодное»
Цель: Упражнять детей в определении теплой или холодной цветовой гаммы, в умении располагать цвета по оттенкам от светлого к темному, и наоборот.
Ход игры : Детям предлагается из предложенных кругов составить цветок холодной цветовой гамма (теплой) или цветок со с теплой цветовой гаммой, располагая от темного к светлому или наоборот.
Дидактическая игра «Найди соседей числа».
Цель: Закреплять умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число, обозначенное цифрой.
Ход игры : Детям предлагается определить соседей чисел, найти соответствующие карточки и положить их слева и справа от определенного числа (от 1 до 10).
Примечание. Воспитатель должен всегда поощрять детей, когда они самостоятельно в сюжетных играх используют различные предметы в качестве заместителей других.
Дидактическая игра "Почта"
Цель: Углублять представления детей о способах отправки и получения корреспонденции, воспитывать уважение к труду работников почты, желание подражать им. Развивать связную речь детей.
Игровое задание: Прочитать письмо или описать посылку.
Ход игры : Правильно подготовить к отправке письмо, бандероль. Умело и внимательно обслужить адресатов.
Материал: Рисунки, аппликации, поделки, журналы, газеты, выполненные самими детьми на занятии по рисованию и упакованные в бандероли. Марки, конверты. Почтовый ящик, весы, номера-медальоны для каждого ребенка.
Игра. Дети надевают номера-медальоны, обозначающие их адрес. Игра начинается стихами С. Маршака и загадками.
Затем каждый решает, кому он хочет отправить письмо или бандероль, и проставляет соответствующий номер-адрес. Конверты опускают в почтовый ящик, а бандероли несут на почту, где их взвешивают. Во время игры нужно заметить номера детей, которым никто ничего не послал, и нужно отправить им самим.
Почтальон раздает письма и бандероли. Дети обсуждают полученное, загадывают загадки. Остальные участники игры должны догадаться, что принес почтальон.
Дидактическая игра "Кто быстрее построит дом"
Цель: Учить различать способы строительства многоэтажных и одноэтажных зданий; творчески изображать характерные трудовые действия каменщиков, монтажников, крановщиков, водителей грузовых машин и панелевозов, кровельщиков, плотников; воспитывать привычку к совместному труду.
Игровое задание: Построить дом.
Ход игры : Интересно рассказать о строительстве.
Материал: Строительный материал: кирпичи, панели, блоки; подъемный кран, грузовые машины, различные инструменты, которыми пользуются рабочие на стройке; картинки, изображающие стройку, различные виды работ, производимых на ней.
Игра. Создайте ситуацию, цель которой обсудить, какой дом можно быстрее построить – панельный или кирпичный. Если дети единодушны в своем решении, введите в игру Незнайку, который попытается доказать им, что кирпичный дом растет быстрее. Остается одно – на деле проверить кто прав. Сначала одни дети строят кирпичный дом; потом другие – панельный. Воспитатель засекает время, вместе с детьми отмечает, какой дом можно быстрее построить. Затем дети соревнуются друг с другом: кто, обсуждают полученное, загадывают загадки. Остальные участники игры должны догадаться, что принес почтальон.
Дидактическая игра "Дорожные знаки"
Цель: Научить детей ориентироваться по дорожным знакам, соблюдать правила дорожного движения. Воспитывать умение быть вежливым, внимательным друг к другу.
Игровое задание: Ориентироваться в дорожной ситуации.
Ход игры : Соблюдать правила дорожного движения. Контролировать выполнение правил другими.
Материал: Медальоны – дорожные знаки: "светофор", "пешеходный переход", "дети", "въезд запрещен", "место стоянки", "Пункт медицинской помощи", "Движение прямо", "телефон" и т. д. ; медальона – легковые и грузовые машины различного назначения. Контрольные талоны с отрывными лепестками. Зверюшки.
Игра. Дети делятся на пешеходов, дорожные знаки, автомобили и надевают на себя соответствующие медальоны-атрибуты. Дорожные знаки занимают свои места. Вначале в путь отправляются пешеходы. Нарушивших правила движения знаки задерживают. Автомобили оценивают правильность поведения пешеходов и требования дорожных знаков. Потом они сами отправляются в путь. Недисциплинированных или невнимательных знаки задерживают, а их поведение оценивают пешеходы. Игру повторяют до тех пор, пока все не научатся выполнять правила дорожного движения.