Лейла Кызласова
Дидактические игры по ФЭМП «Умные игры»
▼ Скачать +Заказ
1. Счет использованием различных анализаторов (на ощупь).
Название игры : «Домик для пуговиц»
Возраст: 4-5 (средняя группа)
Дидактическая задача : упражнять детей в счете на ощупь
Игровая задача: сосчитать пуговицы, спрятавшиеся в домике.
Ход игры:
-Сейчас я спрячу их в домики.
-Вам необходимо посчитать пуговицы, спрятавшиеся в домики.
-Положите карточку перед собой. Карточку из домика не достаем. Одной рукой придерживаем край, а другой проводим и считаем.
Публикация «Дидактические игры по ФЭМП „Умные игры“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Маша, сколько пуговиц спряталось в домике?
-Давай проверим, достань карточку из домика. Посчитай.
-Сколько пуговиц?
-Правильно ли ты сосчитала на ощупь?
Дидактическая игра на слух.
Название игры : «Назови и сосчитай».
Возраст:5-6 лет (старшая группа)
Дидактическая задача : Совершенствовать умение воспроизводить количество звуков по заданному числу (в пределах 10).
Игровая задача: считать звуки, называя итоговое число.
Ход игры : Занятие лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2-3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки вещи, а сегодня они научатся считать звуки. Воспитатель: предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по барабану. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не слишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1-3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Педагог по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2-5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.
2. Порядковый счет.
Название игры : «Назови соседей».
Возраст:5-6лет (старшая группа)
Дидактическая задача : совершенствовать умение считать в прямом и обратном порядке (в пределах 10).
Игровая задача: узнавать и называть числа в пределах первого десятка. Правильно заполнять пропуски в числовом ряду в пределах первого десятка. Учить восстанавливать ряд чисел в прямом и обратном порядке. Развивать память, речь. Воспитывать коммуникативные качества, умение играть в паре. Воспитывать коммуникативные качества, умение играть в паре. Активизировать словарь за счет слов: «между», «справа», «слева», «перед», «после», «за».
Ход игры : 1. Ребенок выбирает карточку с вагончиком, называет цифры, находит пропущенное число на маленькой карточке и закрывает пустое окошко. Использует слова: между, справа, слева, перед, после, за.
2. Игра в группе от 2 человек. Водящий показывает большую карточку и просит назвать пропущенное число. Например: «Какое число стоит между числами 4 и 6?», или «Какое число будет следующим в ряду 5, 6?» Игроки выбирают нужную карточку и показывают ее водящему. Задание можно сделать более интересным внеся элемент соревнования. Кто быстрее покажет или назовет недостающее число?
Дидактическая игра «Порядковый счет».
Название игры : «Утка с утятами».
Возраст:4-5 (средняя группа)
Дидактическая задача : формировать представления о порядковом счете.
Игровая задача: называть числа в пределах 5.
Педагог, предлагая детям взять с подноса одну утку-маму и отсчитать для нее утят, обращает их внимание на то, чтобы утята обязательно находились рядом с мамой и чтобы дети запомнили количество деток-утят.
Материал. Набор уток с утятами. Один большой и десять маленьких одноцветных кругов, фланелеграф.
Ход игры : Педагог (объясняя содержание игры). С помощью кружков я буду показывать, как плавает утка со своими утятами. Ваши утки будут плавать так, как я покажу, а вы поможете ей, считая утят, следить за тем, чтобы никто не потерялся.
Педагог показывает на фланелеграфе пространственное расположение утки с утятами: слева - направо, сверху - вниз, снизу-вверх, справа - налево, вокруг утки и др. По ходу игры задает вопросы : сколько у твоей утки утят? Все ли они на месте? Никто не потерялся? Ты их пересчитал? Сколько их было вначале? А сейчас?
3. Состав числа из двух меньших чисел.
Название игры : «Божья коровка»
Возраст:6-7 лет
Дидактическая задача : Закрепить представления о составе чисел из двух меньших чисел (в пределах 10)
Игровая задача: Продолжать учить соотносить цифру с числом.
Закрепить знания об образовании чисел в пределах от 5 до 10 и раскладывать их на два меньших.
Материал: карточки с изображением божьих коровок с цифрой на левом крыле; карточки с цифрами для второго крыла; цифры в кругах.
Ход игры : Воспитатель кладёт цифру в круге над божьими коровками и предлагает детям подобрать цифру на второе крыло. Ребенок находит эту цифру и прикрепляет его на крыле. На обоих крыльях божьих коровках разложены цифры. Ребёнок должен из двух чисел составить число и найти соответствующую цифру в круге
4. Величины: о длина, ширина, высота, толщина
Название игры : «Ремонт поезда».
Возраст:3-4 лет
Дидактическая задача : Дать понятия «длиннее-короткий».
Игровая задача: сравнивать предметы одинаковых размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку (длине, пользуясь приемами наложения.
Ход игры : Дети садятся за столы. У каждого по 2 полоски разного цвета разной длины.
Поезда сломались. Надо их починить. Вагончики привезли в мастерские и перепутали - они все оказались разной длины. Теперь надо собрать самые длинные вагоны - в одно место, короткие - в другое место.
Дети в своих «мастерских» располагают «вагоны» от самого длинно до самого короткого, сравнивая их по длине способом наложения. Затем относят в указанные места длинные, средние и короткие вагоны и наложением устанавливают, что теперь собраны вместе вагоны одинаковой длины.
Величины: о ширине
Название игры : «Мосты через реку».
Возраст: 5-6 лет
Дидактическая задача : развивать глазомер, находить предметы длиннее- (короче, шире (уже)
Игровая задача: развитие представления о ширине (широкий, узкий) и длине (длинный, короткий, умения сравнивать предметы этим признакам; выполнять задания согласно правилам; развитие глазомера; воспитание самостоятельности.
Материал: палочки голубого, красного, жёлтого цветов; схематическое изображение извилистой реки.
Ход игры : педагог показывает детям схематическое изображение извилистой реки и совместно с ними определяет самое узкое место и самое широкое.
Затем просит «построить» мосты через реку: длинные и широкие, короткие и узкие. Ребята «строят» соответствующие мосты, самостоятельно подбирая палочки нужного цвета и размера. После выполнения задания педагог предлагает детям показать и рассказать, какие мосты они «построили», чем они отличаются.
5. Плоские геометрические фигуры
Название игры : «Найди свой домик».
Возраст: 3-4 лет
Дидактическая задача : развивать зрительное восприятие формы плоскостных фигур; формировать умение различать и правильно называть некоторые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник); закрепить знания цветов.
Игровое задача: брать только по одной геометрической фигуре и класть в
нужный домик в соответствии с указанием воспитателя.
Ход игры : Воспитатель раскладывает перед ребенком домики и набор геометрических фигур. Затем предлагает: «Рассмотри домики и фигуры. Фигуры – это жильцы, которые должны поселиться в домиках».
Размести «жильцов» в домики.
-По цвету (в красном домике – красные фигуры и т. д.)
-По форме (в красном домике – круги и т. д.).
-По величине (в красном домике –большие треугольники и т. д.).
Далее можно усложнить задание и предложить ребенку разместить фигуры так, чтобы они были чем-нибудь похожи и объяснить, почему так расположил фигур.
Название игры «Геометрическая мозаика»
Возраст:
Дидактическая задача : закрепить знания о геометрических фигурах (треугольнике, круге, квадрате, об основных цветах; формировать умение создавать образ предмета из геометрических форм; развивать зрительное восприятие, внимание, память, мыслительные операции.
Игровое задача: ребенок должен брать только те геометрические фигуры, из которых составлены предметы на его карточке.
Оборудование: большие карточки с изображением предметов составленных из геометрических фигур разной формы, цвета и размера.
Ход игры:
1. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинку и сказать из каких геометрических фигур составлено изображение. Сколько геометрических фигур разной формы и какого они цвета.
2. Воспитатель предлагает рассмотреть картинку и выложить такую же из геометрических фигур сначала методом наложения на карточке, а затем на столе.
3. Можно усложнить задание и попросить ребенка выложить предмет из геометрических фигур по памяти.
4. Из данных геометрических фигур выложи изображение любого предмета.
6. Объемные геометрические фигуры
«Геометрическое задание»
Материал: конверты с восемью равнобедренными треугольниками — для каждого ребенка; образцы фигур-силуэтов самолета и парохода; песочные часы
Задания:
Инструкция:
- рассмотрите фигуру вертолета;
-подумайте, из какого количества треугольников сделана кабина, как они расположены;
- подумайте, как сделаны лопасти вертолета, сравните с образцом;
- за 2 минуты аккуратно составьте фигуру вертолета;
-расскажите, как вы составили фигуру.
2) Составить фигуру-силуэт чайника, ориентируясь на образец.
Инструкция: задание выполняется по аналогии с предыдущим.
3) Сравните силуэты вертолета и чайника. Чем они похожи и в чем различаются? Докажите (развернутое связное высказывание).
4) Сделайте из данного набора треугольников все, что хотите, а я буду отмечать, кто за какое время аккуратно и творчески выполнил работу.
«Продолжи узор»
Воспитатель: Ребята, что нарисовано на карточках?
Дети: Геометрические фигуры.
Воспитатель: Что надо сделать?
Дети: Продолжить узор из геометрических
фигур.
7. Подвижные игры на ориентировку в пространстве
"Солнышко"
Цель: закреплять знания о месте расположения частей лица, умение ориентироваться на собственном теле.
Оборудование: схематическое изображение лица человека.
Содержание: ребятам предлагается схематическое изображение лица человека с ориентиром (нос). Предлагается выложить на нем части лица (глаза, брови, губы). Затем ребенок закрывает глаза и выполняет это задание снова, проговаривая где по отношению друг к другу располагаются все части лица.
"Скульптор"
учить детей учитывать относительность пространственных отношений в соответствии с положением самого себя и точки отсчета при ориентировке, без чьей - либо помощи определять пространственные направления в этих ситуациях.
Оборудование: макет игрушки Буратино.
Содержание: ребятам предлагается макет игрушки Буратино. Буратино будет показывать движения, а ребята стараются четко все за ним повторить.
8. Ориентировка на листе бумаги
Название: «Назови соседей».
Ход игры : Для этого используется лист бумаги, на котором хаотично расположены изображения различных предметов.
Вариант 1: воспитатель просит найти изображение какого-то предмета и определить:
- что изображено справа от него,
- что нарисовано под ним,
- что находится вверху справа от заданного предмета, и т. п.
Вариант 2: воспитатель просит назвать или показать предмет (ы, который (е) находятся:
- в правом верхнем углу,
- вдоль нижней стороны листа,
- в центре листа, и т. п.
«Геометрический диктант».
Перед детьми лежит лист бумаги и набор геометрических фигур. Воспитатель даёт инструкции, а дети должны выполнять в быстром темпе. Например, красный квадрат положить в левый верхний угол, жёлтый круг – в центр листа, и т. д. после выполнения задания дети могут проверить правильность выполнения:
вариант 1: у воспитателя заготовлен заранее лист с нарисованными геометрическими фигурами соответственно диктанту;
вариант 2: кто-то из детей (под контролем воспитателя) выполняет работу на магнитной доске, которую затем можно повернуть ко всем детям
9. Части суток
Название игры : «Что делает ребенок?»
Возраст: 3-4
Ход игры : Каждый ребенок получает картинку с изображением действий людей (детей) в разные части суток. Ребенку необходимо назвать эти действия и положить картинку под соответствующим домиком.
Дидактическая игра «Назови сутки»
Дидактическая задача : Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)
Материалы: карточки, с изображением частей суток.
Ход игры : Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).
Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.
Дидактическая игра : «День и ночь»
Возраст: 5-6 (старшая группа)
Дидактическая задача : закреплять знания детей о частях суток.
Посередине площадки чертят две параллельные линии на расстоянии 1-1,5 м. обе стороны от них - линии домов. Играющих делят на две команды. Их ставят у своих линий и поворачивают лицом к домам. Определяется название команд «день» и «ночь». Воспитатель стоит у средней линии. Он ведущий. По его команде «День!» или «Ночь!»- игроки названной команды убегают в дом, а противники их догоняют. Осаленных пересчитывают и отпускают. Команды снова выстраиваются у средних линий, а В. подает сигнал.
Вариант №2. Перед подачей сигнала В. предлагает детям повторить за ним разнообразные физические упражнения, затем неожиданно подает сигнал.