Нина Савина
Дидактические для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование речевых навыков детей посредством применения дидактических игр в соответствии с ФГОС ДО»
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Ноябрь
1 неделя
Дидактическая игра «Полетел самолет»
Цель социально-коммуникативного развития: приучить детей к соблюдению элементарных культурно-гигиенических правил.
Цель речевого развития: сформировать у ребенка способность слышать интонационно выделяемый педагогом гласный звук уметь воспроизвести его.
Ход:
Публикация «Дидактические для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Ведущий рассказывает, что самолеты перед полетом разбегаются (взлетная полоса). Ведущий предлагает ребенку полететь. Для этого ребенок должен разбежаться и прибежать в объятия ведущего, который его подхватывает под мышки, поднимает, делает несколько кругов и ставит на землю. «Самолеты гудят. Поэтому перед разбегом набери побольше воздуха через нос, на выдохе говори «у-у-у-у» и беги ко мне», - продолжает ведущий. При каждом следующем «полете» ведущий отходит все дальше.
Если кружение вызывает негативную реакцию, то достаточно просто приподнять ребенка или же просто прижать его к себе и пройти несколько шагов.
Дидактическая игра «Скомкай газету»
Цель речевого развития: привить навыки в употреблении слов, обозначающих действия (смять, сжать, погладить и др., качества и свойства (мягкость, твердость, гладкость, шероховатость и др.).
Вариант игры: материал для игры должен быть самым разнообразным (и уже не нужным, что необходимо объяснить детям) : альбомные листы (сухие и влажные, туалетная или газетная бумага. Игра предполагает «ошибки» в действиях педагога. (Это нужный мне лист бумаги! Его надо срочно разгладить)
Ход:
Перед участниками на полу стелется развернутая газета. Правую руку игроки заводят за спину, а левой, по сигналу ведущего, нагнувшись, начинают комкать газету, стараясь собрать весь лист в кулак. Побеждает тот, кто быстрее всех скомкает газету.
Дидактическая игра «Мусорить и подметать»
Цель социально-коммуникативного развития: выработать навыки в повседневной деятельности (Соблюдай чистоту в своем игровом уголке)
Цель речевого развития: та же, что в предыдущей игре. И еще суметь назвать некоторые материалы (бумага, ткань).
Вариант игры: «по ошибке» предложить детям наряду с бумагой и ткань.
Ход:
Чертится круг диаметром 3 м. Водящий становится в круг, в руках у него метелка. Еще около 10 участников становятся вокруг, в руках у них старые газеты. По сигналу ведущего игроки начинают мусорить, т. е. отрывать кусочки газеты и кидать их в круг, водящий должен выметать мусор. Он считается победителем, если по истечении минуты в кругу царит чистота.
Дидактическая игра «Дышим тихо, спокойно и плавно»
Цель социально-коммуникативного развития: приучать детей к соблюдению элементарных культурно-гигиенических правил.
Цель речевого развития: научить детей правильно пользоваться речевым дыханием.
Ход:
И. п. - стоя, сидя, лежа (это зависит от предыдущей физической нагрузки). Если сидя, спина ровная, глаза лучше закрыть. Медленно вдохнуть через нос. Когда грудная клетка начнет расширяться, прекратить вдох и сделать паузу, кто сколько сможет. Затем плавно выдохнуть через нос.
Повторить 5-10 раз.
Упражнение выполняется бесшумно, плавно, чтобы даже подставленная к носу ладонь не ощущала струю воздуха при выдыхании.
2 неделя
Дидактическая игра «Запусти ракету на Луну»
Цель социально-коммуникативного развития: способствовать развитию правильного физиологического и речевого дыхания.
Цель речевого развития: сформировать у ребенка умение слышать интонационно выделенный педагогом гласный звук.
Вариант игры: самостоятельная имитация каждым ребенком гула ракеты.
Ход:
Ведущий предлагает запустить ракету на Луну. Берет мяч и кидает его вверх. Ребенок сидит и повторяет движения взрослого. Так можно сделать 5-6 раз. Затем движения можно повторить стоя. Когда мяч падает, ребенок подходит к нему, берет его и по команде «Ракета полетела» кидает снова.
Ведущему необходимо подбадривать ребенка, следить за правильной осанкой. Более сложный вариант броска возможен с подскоком и отрыванием обеих ног от пола.
3 неделя
Дидактическая игра «Большие и маленькие»
Цель социально-коммуникативного развития: приучить детей к соблюдению элементарных культурно-гигиенических правил. Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Цель речевого развития: научить ребенка воспроизводить ритм стихотворения в соответствии с ритмом движений рук.
Ход:
Педагог. Дети, напрягите пальцы на обеих руках. Вот какие они! Растопырьте пальцы. А теперь они стали маленькие-маленькие. Согните их и коснитесь подушечками (кончиками пальцев) верхней стороны ладоней, т. е. у основания пальчиков.
Были маленькие мы Пальцы сгибают, прижимают к
ладони.
Стали вдруг большие. Расправляют пальцы, растопыривают. Шалунишки, шалуны, Движение «фонарики».
А дружные какие! Сцепляют пальцы обеих рук в замок
ладони сжаты.
Дидактическая игра «Маленькие ножки бегут по дорожке»
Цель социально-коммуникативного развития: обогатить представления детей о людях (взрослых и сверстниках, об особенностях их внешнего вида, половых различиях, о ярко выраженных эмоциональных состояниях.
Цель речевого развития: научить ребенка воспроизводить ритм стихотворения в соответствии с ритмом движений рук.
Вариант игры: дети поочередно имитируют характерные движения близких родственников. Или одна подгруппа показывает движения, другая - угадывает: «Кто это?»
Ход:
Усадив детей так, чтобы они видели друг друга, ведущий предлагает всем показать свои ножки. (Дети поднимают ноги.) Ведущий говорит, что ножки у них маленькие, но бегают по дорожке быстро, и приговаривает несколько раз: «Маленькие ножки бегут по дорожке». Затем ведущий говорит, что у медведя ноги большие, а идет он медленно: «Большие ноги идут по дороге».
Создав образы легкого и быстрого, медленного и тяжелого движения, ведущий предлагает поиграть. Несколько раз повторяется присказка.
Дети в соответствии со словами и ритмом мелодии то бегают (маленькие ножки бегут по дорожке, то ходят (большие ноги идут по дороге). Ведущий вместе с детьми показывает то быстрые и легкие, то медленные и тяжелые движения.
4 неделя
Дидактическая игра «Садик»
Цель социально-коммуникативного развития: развивать у детей симпатии к сверстникам.
Приучать к соблюдению элементарных правил культуры общения.
Цель речевого развития:научить ребенка воспроизводить ритм стихотворения в соответствии с ритмом движений рук.
Ход:
Задача детей - слушать внимательно, кого ведущий «приглашает» на прогулку:
Вышел садик на прогулку,
Он идет по переулку.
Садик - это, значит, дети:
Таня, Лена, Коля, Петя
И другая детвора,
Всем гулять пора пришла!
Затем «вызванные» дети «идут на прогулку».
Дидактическая игра «Собери шишки»
Цель социально-коммуникативного развития: помочь детям осваивать способы взаимодействия со сверстниками в игре, быть вежливым соблюдать культуру общения.
Цель речевого развития: научить детей активно использовать названия предметов, включенных в сферу деятельности детей и доступных для наблюдения в ближайшем окружении.
Ход:
Каждому игроку дают в руки корзинку и завязывают глаза. На площадку кладут кубики - 15 штук. Это «шишки», которые по сигналу начинают вслепую искать соревнующиеся и класть в корзину. На сбор «шишек» дается одна минута. Побеждает тот, кто собрал «шишек» больше всех.
Дидактическая игра «Молчок»
Цель социально-коммуникативного развития: выработать навыки в культуре общения. (С уважением относись к труду взрослых, не шуми не капризничай)
Цель речевого развития:помочь детям осваивать слова, связанные с культурой общения. Научить употреблять инфинитив глаголов: спать, читать, прыгать, рисовать, петь, а затем соединять их в словосочетания со словами: хочу, не хочу, можно.
Вариант игры: педагог «присуждает» «проигравшим» игрокам различные задания: одному фанту - спеть песню, другому - прочитать стихотворение. Далее предлагает выбрать задание для «проигравших» кому-либо из «победителей» (петь, танцевать, прыгать и т. д.).
Ход:
Оборудование: барабан, дудочка, звонок, труба, машина с сигналом, свисток.
Дети читают хором (текст им знаком) :
Раз, два, три, четыре, пять.
Начинаем мы играть:
Чики-чок, рот на крючок
И молчок!
Сказав слово «молчок», дети замолкают; никто не улыбается. Последняя задача не из легких. Кто нарушил правила игры, получает фант. Когда роздано около пяти фантов, их разыгрывают. Педагог - у него в руках барабан, дудочка, звонок, труба, машина с сигналом, свисток - садится к детям спиной, а кто-либо из «победителей», взяв у «проигравшего» фант и показывая детям, подходит к педагогу и спрашивает, стоя за его спиной, что присудить фанту, который у меня в руке? Педагог дает задание, барабанить на барабане или подудеть на дудочке и т. п.
Выполнивший задание получает свой фант.
Продолжение следует