Самар Валентина Петровна
Конспект индивидуального занятия с дидактической логопедической игрушкой «Собачка Найда»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая логопедическая игрушка «Собачка Найда»
Постановка правильного произнесения звуков предполагает отработку соответствующих артикуляторных позиций с помощью показа и объяснения. При этом дети должны запомнить описание артикуляции звука и проверить себя перед зеркалом. Для более чёткого зрительного восприятия артикуляционных укладов используются артикуляционные профили,показ положений языка с помощью кисти руки, совместно с логопедом, глядя в зеркало.
Публикация «Конспект индивидуального занятия с дидактической логопедической игрушкой „Собачка Найда“» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Учитывая склонность дошкольников к подражанию, наглядным формам мышления, игре, я разработала такое дидактическое пособие. Это занимательный персонаж - мягкая игрушка длинной 30см. Называется она:
«Логопедическая игрушка- собачка Найда»
Способ изготовления пособия. Пособие сделано из трикотажных нитей бежевого цвета (связано по типу варежки) .Надевается на руку. Большой палец помешается в нижней челюсти, а остальные – в голове собаки. Отдельно сшиты два языка : один в форме «лопатки», другой – «иголочки».
В язык «лопаткой «вдета нить красного цвета, с помощью которой можно его стянут в «чашечку». Языки поочередно закрепляются липучками во рту. Верхние и нижние зубы Найды сделаны из пуговиц. Имеются у неё нос, глаза, уши, платок белого цвета.
Назначение пособия и ход занятия
1. Использование пособия «Собачка Найда» в качестве сюрпризного игрового момента в ходе вводного занятия «Знакомство с органами речи» .Ребёнок может надеть её на руку, другой рукой открыть, закрыть рот собаки, потрогать зубы, язык, узнать, где кончик языка, боковые края, спинка, корень (сначала у игрушки потом у себя).
2. Во время проведения артикуляционной гимнастики собака «предлагает» выполнить вместе с ней упражнение, найти правильное положение языка. Ребёнок это делает вместе с логопедом, двигает, выгибает, вытягивает язык,помещает кончик языка за верхние, нижние зубы; те же действия показывает на языке собаки.
3. На индивидуальных занятиях по постановке сонорных звуков (л (ль, (р, (рь) ребёнок с помощью логопеда моделирует и приклепляет собаке язык нужной формы.
Одновременно происходит развитие мелкой моторики рук: малыш прикрепляет язык во рту мышки, застёгивает и расстёгивает липучки.
Фрагмент занятия по постановке звука (р)
С использованием логопедической игрушки –
Собачки Найды
(для детей 5-6 лет)
Организационный момент
Логопед. Илюша, сегодня на занятие к нам пришла гостья.
Я расскажу о ней, а ты попробуй отгадать, кто это.
***
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк. (Собака)
Логопед достаёт Найду, ребёнок рассматривает игрушку Найду рассказывает о себе :
Я горжусь красой своей
И улыбкой до ушей,
Длинным красным языком –
Ребятишкам он знаком.
Я зовусь собака Найда
И помочь вам буду рада.
Ты смотри и повторяй,
От меня не отставай.
Язычок заставь трудиться –
Ведь ему нельзя лениться.
Покажу тебе, дружок,
Как поставить язычок.
Будем мы с тобой дружить
И красиво говорить!
Логопед. Ну что, нравится тебе наша гостья? Как она о себе говорит? Оставим её на нашем занятии и посмотрим, действительно ли она такая хорошая. Ты запомнил её имя?
Выполним гимнастику вместе с Найдой.
Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом)
Для языка (вместе с Найдой) :
«Лопаточка» - приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
«Чашечка» - рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«Грибок» - рот открыт, язык присасывается к нёбу.
«Лошадка» - язык присасывается к нёбу ; щёлкнуть языком, цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
Развитие дыхания и голоса
Логопед. Ильша, какое сейчас время года? (Осень)
Назови признаки осени. (Ребенок называет признаки осени.)
А сейчас Найда загадает тебе загадки. Отгадай.
***
Он идёт, а мы бежим,
Он догонит всё равно.
В дом укрыться мы спешим,
Будет он стучать в окно.
И по крышам тук да тук.
Нет, не пустим, милый друг. (Дождь)
***
Из почек появляются,
Весною распускаются,
Осенью увядают-
И все опадают. (Листья)
Логопед. Осенью часто идёт дождь и дует ветер. Давай покажем, как может дуть ветер. (Ребёнок дует на берёзовый лист тихо, сильно, плавно. Затем дует на свою ладошку)
Логопед. Ветер можно почувствовать своей кожей, можно увидеть, как он колышет листья деревьев, а можно и услышать. как гудит. (Ребёнок имитирует гудение ветра звук (у) с разной силой голоса.)
-Найда не знает, как у неё получится, но тоже захотела показать свой голос. Давай вместе порычим! Как рычит собака? Илюша рассказывает и демонстрирует положение языка при произнесении звука (Р) .
Она вызывает вибрацию кончика языка, действуя указательным пальцем правой руки. Язык в это время в форме «чашечки». Показывает вибрацию своего языка и языка Найды.
Логопед демонстрирует артикуляционные позиции- правильные и неправильные. Ребёнок поправляет Найду.
Логопед. Илюша, на сегодня наше занятие подходит к концу. Кто у нас сегодня был в гостях? (Найда)
Тебе понравилась собака Найда?
- Да, мне очень понравилась собака Найда. Я бы хотел, что бы она ещё пришла к нам в гости (Ребенок)
Логопед. Конечно, она ещё не раз, придёт к нам на занятие. До скорой встречи Илюша! До свидания!