Татьяна Уставщикова
Дидактическая логопедическая игра «Чья голова, чей хвост?»
▼ Скачать + Заказать документы
В педагогическую копилку.
Хочу поделиться таким вариантом игры. Использую ее уже много лет в логопедической работе. Удобно пользоваться, просто изготовить,
а детям очень нравится.
Цель игры : закрепить знания по темам "Дикие и домашние животные", создать условия для активизации словаря ребенка по данным темам, закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Публикация «Дидактическая логопедическая игра „Чья голова, чей хвост?“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логопедические игры
- Работа логопеда. Логопедия
- Хвосты. Все про хвостики
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» январь 2013
Изготовление: берем картинки с изображением животных по изучаемой теме (из журналов, открыток, интернета, я рисовала сама.
Для прочности покрываем скотчем и только после этого вырезаем фигуру животного. Теперь отстригаем хвост и голову. Все части по отдельности приклеиваем на картон.
Вырезаем туловище и с "изнанки" приклеиваем кармашки в местах крепления головы и хвоста. ВАЖНО: кармашки должны быть одинаковы для каждого животного, иначе они не смогут меняться частями тела. А у головы и хвостика, вырезая их из картона, оставляем "язычки" по размеру кармашков.
В собранном виде животное можно брать в руки и играть с ним. Если вы не промахнулись с размерами кармашков, то все части плотно сидят на своих местах и дети сначала даже не замечают "секрета". Такое пособие гораздо удобнее и интереснее использовать, чем плоскостные разрезные картинки. А играем мы так.
Вариант 1."Неожиданность".
В момент знакомства с пришедшими на занятие гостями-животными вдруг у одного из них вынимаю хвостик. Держа за "язычок" показываю детям
и прошу назвать, чей хвостик потерялся. Найти хозяина легко, а вот сказать правильно, ой как сложно. Так мы знакомимся со словами,
отвечающими на вопросы чей? чья? чье? чьи? - лисий, волчий, медвежий и т. д. Обычно дети говорят "лисин", "медведин", "мишкин",
"белочкин","зайчика". То есть, словообразование идет по аналогии с человеческим миром : "папин", "Машин", Катин" и т. д. Новая и непривычная форма слов запоминается с трудом. Поэтому продолжаем играть дальше, на индивидуальных занятиях и в свободное время.
Вариант 2. "Путаница".
Выставляю на доску животных, заранее поменяв им хвостики.
Жду реакцию детей. Прошу детей исправить мои ошибки. Снова проговариваем новые слова: беличий хвост, заячий хвост. Сказавший правильно получает право восстановить справедливость - расставить зверькам нужные хвостики.
Усложнение : придумываем историю, почему животные поменялись хвостиками. (Накануне читаем сказку "Хвосты").
Вариант 3."Странный зверь".
Теперь заранее меняю и голову, и хвост у животного. На доске появляется зверь "неизвестной породы". У детей в глазах недоумение,
затем смех. Предлагаю отгадать, какие животные "одолжили" нашему зверю туловище, голову, хвост. Снова проговариваем сложные слова.
Усложнение: даю каждому участнику занятия по одному "странному" зверю. Ребенок должен правильно назвать, чье у него в руках туловище, чья голова, чей хвост. Затем предлагаю собрать "правильных" животных. Учимся вежливо просить друг у друга нужные части.
Вариант 4. "Собери диких (домашних, хищных и т. д.) животных".
Ребенку предлагаются части различных животных. Собрать нужно не всех, а только указанную категорию животных. Снова проговариваем трудные слова, одновременно упражняемся в классификации животных и учимся объяснять свой выбор. Для некоторых детей это сложно - уметь объяснить свой выбор, и, как правило, они пытаются все делать молча.
С этими животными можно проводить игру "Кто спрятался в домике", "4 лишний", "Угадай по описанию", и др. Это как фантазия подскажет.
Для воспитателей такая игра может пригодится просто для закрепления знаний о животных и частях их тела.