Валентина Александровна Алейникова
Дидактическая игра «Волшебный бочонок»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино»
Автор: Алейникова Валентина Александровна
Место работы: МКДОУ детский сад «Буратино»
г. Лагань, Республика Калмыкия.
Должность: воспитатель 1младшей группы
Дидактическая игра «Волшебный бочонок»
2015г
Пояснительная записка
Темочки:
Цель создания: данная дидактическая игра «Волшебные бочонки» способствует развитию познавательных процессов и эмоций, совершенствованию коммуникативных навыков.
Оборудование: для изготовления «Волшебных бочонков» были использованы пластмассовые контейнеры от зубочисток. Каждый контейнер наполняется различными предметами: зернами, семенами, крупами.
Дополнительно к «Волшебным бочонкам» были изготовлены картинки с изображением животных, птиц, растений; карточки-символы, обозначающие листья и ягоды растений.
Содержание игры: дидактическая игра ««Волшебный бочонок»» многофункциональная. Она может быть использована на занятиях различного содержания: экологическое воспитание, сенсорика, речевое и творческое развитие. Задания игры «Волшебный бочонок» рассчитаны на детей младших дошкольных групп, развивают у детей чувство симпатии к товарищам по игре, доброжелательное отношение к ним, умение играть вместе, совместно пользоваться предметами, совместно выбирать «Волшебные бочонки»», карточки.
Методические рекомендации по реализации игры: желательно дидактическую игру проводить с подгруппой детей или индивидуально.
«Волшебный бочонок»
I. Ознакомление детей с окружающим
Проведение дидактической игры «Волшебный бочонок» по данной теме помогает:
1) различать семена по признаку цвета (черный, белый, зеленый, желтый);
2) упражнять в нахождении семян по сходству (большие – маленькие, круглые – вытянутые);
3) группировать на ощупь: гладкие, шершавые и т. д.
4) развивать внимание, наблюдательность, речь.
Игра «Подбери семена»
Цель: упражнять в нахождении семена по сходству, воспитывать слуховое внимание.
Игровые правила: находить среди семян два одинаковых, доказать их сходство.
Игровое пособие: на каждом столе перед детьми лежат лоточки с «Волшебными бочонками»
Ход игры: воспитатель напоминает о том, что перед ними находится много «Волшебных бочонков», внутри которых: зерна, крупы, семена – разные и одинаковые; похожие и совсем разные.
- Сегодня мы будем находить «Волшебные бочонки», которые похожи друг на друга по содержимому. Они могут быть похожи по цвету, форме, величине.
Игра «Ощупай, угадай, назови»
Цель: Ощупывать семена, называть их особенности.
Игровые правила: в рот семена не брать, ощупывать кончиками пальцев.
Игровое пособие: на каждом столе перед детьми лежат лоточки с «Волшебными бочонками»
Игра «Кого не стало?»
Цель: Развивать внимание, наблюдательность, речь.
Игровые правила: не открывая бочки, запомнить их по количеству (не более 3).
Игровые пособия: лоток с «Волшебными бочонками».
II. Формирование сенсорного воспитания
Использование игры «Волшебный бочонок» на занятиях по данной теме способствует обучению детей:
1) Учить рассматривать содержимое «волшебных бочонков», выделяя их форму, величину, цвет, называть эти качества.
2) Включать в процесс зрительного восприятия обследование предмета с помощью двух рук для расширения процесса познания окружающего и развития мышления.
Игра «Найди пару»
Цель: Группировать «Волшебные бочонки» по признаку величины - «большой», «маленький».
Игровые правила: находить и называть только одинаковые семена, крупы, зерна.
Ход игры: На столах лоточки с «волшебными бочонками».
Воспитатель вместе с детьми рассматривает содержимое «волшебных бочонков» дети называют их. Затем педагог берет два одинаковых «волшебных бочонка» и, показывая один из них, спрашивает: Что в «Волшебном бочонке»?
Дети отвечают: фасоль.
Воспитатель: а в этом «волшебном бочонке»? Правильно – тоже фасоль. Что можно сказать об этих двух «волшебных» бочонках?
Дети отвечают: они одинаковые.
Сейчас мы будем играть. У меня на столе в большом лотке лежат «волшебные бочонки». Я каждому раздам по «волшебному бочонку». Кого я позову, тот подойдет и найдет на столе в лотке такой же «волшебный бочонок», как у него.
Игра «Больше - меньше»
Цель: Сопоставлять содержимое «Волшебных бочонков» по двум существенным признакам - цвету и величине; воспитывать внимание, речь.
Игровые правила: располагать «волшебные бочонки» сначала по убывающей величине (по содержимому «волшебного бочонка» - больше, меньше, еще меньше и самое маленькое, а потом наоборот: сначала самое маленькое, за ним побольше, ещё больше и т. д.).
Ход игры: на столах у детей лоточки с «волшебными бочонками». Дети вместе с воспитателем рассматривают содержимое «волшебных бочонков». Воспитатель показывает два «волшебных бочонка». Как вы думаете, по величине семена одинаковые или разные?
Дети: они разные.
Игра : «Украсим елку»
Цель: Находить по словесному указанию «елочные игрушки», то есть семена, желтого, белого, красного цвета.
Игровые правила: семена обязательно должны быть плоские (белая и красная фасоль, кукуруза)
Ход игры: на карточках с изображением елки, размещены семена, плоды разного цвета. Воспитатель называет цвет плода, дети берут в руки указанные плоды.
III. Развитие речи
Работа с «Волшебными бочонками» способствует:
1. Развитию понимания детьми речи и активизации словаря на основе расширения ориентировки детьми в ближайшем окружении.
2. Упражнению детей в отчетливом произношении изолированных гласных и согласных звуков, в правильном воспроизведении звукоподражаний, различных частей речи несложных фраз.
3. Развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания.
4. Обучению согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги.
5. Обучению понимать речь взрослых, слушать небольшие рассказы без показа, помогать отвечать на вопросы.
Речевая игра «Покорми зимующих птиц»
Цель: закреплять знания о зимующих птицах (вороне и воробье, тихо и громко произносить звукоподражания (кар-кар; чирик – чирик).
Игровые правила: к картинкам с изображением вороны и воробья подсыпать семена подсолнуха, пшеницы, произнося звукоподражание.
Игра «Закончи предложение»
Цель: учить детей понимать причинные связи между явлениями; развивать речевую активность; быстроту мышления; упражнять в правильном подборе слов; пробуждать познавательную деятельность; приучать детей слушать друг друга, не мешая.
Игровые правила: закончить предложение и соотнести с предметной карточкой.
Ход занятия: перед детьми лоточки с «волшебными бочонками», карточки-символы с растениями, предметные картинки.
Воспитатель начинает предложение:
1. Я посадила семечко (какое) (и показывает «волшебный бочонок» с семенами тыквы) и у нас выросла. Сначала мы поливали семечко из лейки и у нас появился. (ребенок продолжает и показывает на предметной картинке и карточке.).
2. Мы сажаем семена подсолнуха потому, что. (ребенок должен найти «волшебный бочонок» с семенами подсолнуха и закончить предложение, подтверждая показом карточки и картинок).
3. Красивые стручки гороха получаются, если посадить. (найти «волшебный бочонок» с горохом и показать на предметной картинке).
IV. Изодеятельность
Игра «Волшебный бочонок» по данной теме помогает:
1. Вызывать у детей интерес к рисованию, лепке, обучать их элементарным умениям, учить изображать простые предметы и явления окружающей жизни.
2. Развивать художественное восприятие.
3. Продолжать знакомить детей с основными формами строительного материала и развивать простые конструктивные умения.
Игра – занятие «Покормим курочку»
Цель: Учить ритмично наносить мазки на бумагу, используя прием примакивания.
Игровые правила: покормить курочку и нарисовать о содержимом «волшебного бочонка» (пшеница).
Игровые пособия: игрушка курица, «волшебные бочонки», альбомы, гуашь.
Игра – занятие «Овес для лошадки»
Цель: Учить рисовать карандашами овес короткими штрихами по всему листу свободно, закрепить желтый цвет.
Игровые пособия: «Волшебные бочонки», альбомы, карандаши.
Ход игры-занятия: воспитатель начинает занятие небольшим рассказом о семенах и зернах, крупах, которые находятся в «Волшебных бочонках» и предлагает детям нарисовать овес для лошадки и накормить её.
Игра-занятие «Снеговик»
Цель: Учить раскатывать комок пластилина круговыми движениями, соединять два комка вместе, создавая снеговика.
Игровые правила: Сделать глаза и рот снеговику из содержимого «волшебной бочки» (рис, горошек душистого перца).
Игровое пособие: «волшебный бочонок», пластилин.
Ход игры-занятия: воспитатель раздает детям пластилин, «волшебные бочонки».
Воспитатель: «Ребята, вы скатали снеговика, а теперь надо сделать ему глазки и рот. Давайте внимательно рассмотрим, что находится в наших «волшебных бочонках»? Ответы детей.
А теперь я вам покажу, как можно из них сделать глазки и рот снеговику
А сейчас каждый из вас украсит своего снеговика.