Гюльнара Балабековна
Дидактическая игра в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
В нашем детском саду дидактическая игра может выполнять несколько функций: игровой метод обучения детей дошкольного возраста, форма обучения, самостоятельной игровой деятельностью, а также является средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Как игровой метод обучения дидактическая игра рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры. В играх-занятиях ведущую роль играет воспитатель, он использует игровые приёмы, создает игровую ситуацию с целью повышения интереса к занятию. С помощью игр-занятий можно передать не только знания определенные, но и научить детей играть. Основой для игр является сформированные представления о строении игрового сюжета. Но при этом важно, чтобы затем были созданы условия для переноса этих знаний в самостоятельные, творческие игры. Дидактическая игра может использоваться на любом занятии и ФЭМП, и ознакомление с окружающим миром, и на развитии речи, в развитии сенсорной культуры.
Публикация «Дидактическая игра в детском саду» размещена в разделах
Как форма обучения детей дидактическая игра также включает в себя два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель в этом случае может быть и ведущим, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся.
Как самостоятельная игровая деятельность дидактическая игра основана уже на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь тогда, когда дети проявляют интерес к игре, её правилам и если эти правила, они усвоили. Дети любят игры, хорошо знакомые и с удовольствием в них играют. Например, народные игры, правила которых детям известны: «Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем», «Наоборот» и т. д. Задача воспитателя в данном случае заключается в том, чтобы ребята самостоятельно играли, чтобы они были не только участниками, но и сами могли организовать игру. Воспитатель должен позаботиться об усложнении игры, расширить их вариативность, если интерес к игре стал угасать.
Самостоятельно ребята могут играть как на занятиях в дидактические игры, так и в не занятий. На занятиях нужно использовать те игры, которые можно проводить фронтально со всеми детьми. При этом занятия у детей закрепляются и систематизируются.
Как средство всестороннего воспитания личности ребенка дидактическая игра тоже может выступать.
В воспитании нравственных качеств личности ребенка особая роль принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми младшего возраста основным содержанием дидактических игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения. Это такие игры, как «День рождения Машеньки (куклы)», «Оденем куклу на прогулку», «Уложим куклу спать».
В более старшем возрасте дидактические игры направлены на воспитание нравственных чувств и отношении: уважение к людям труда, любви к Родине, защитникам нашей Родины.
В трудовом воспитании многие дидактические игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. Например: «Кто построил дом?», дети узнают о том, что прежде чем построить дом, сначала архитекторы-проектировщики работают над чертежами, затем уже к делу приступают строители: каменщики, маляры и т. д. Если ребята ещё и сами изготавливают атрибуты для игры, они потом бережнее к ним относятся.
В эстетическом воспитание, очень важно, чтобы дидактический материал соответствовал гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть разрисованы яркими красками, художественно оформлены. Храниться в доступном для детей месте.
В физическом воспитании дидактические игры также играют огромную роль. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребенка.