марина шаймарданова
Дидактическая игра «Развивай-ка»
▼ Скачать + Заказать документы
“Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. ”(В. А. Сухомлинский.)
В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.
Публикация «Дидактическая игра „Развивай-ка“» размещена в разделах
В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок - “Новичок”, все для него полно новизны.
В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.
Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.
В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет математиком”, безнадежно устарела.
Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Существует большое количество игр и пособий по развитию математических представлений, но наибольшую ценность представляют пособия сделанные своими руками из подручных средств. Крышки- предмет простейший, но тем не менее обладающий таинственным притяжением. Их всегда жалко выкидывать. Так и копятся в каждой семье большие коллекции этих маленьких, разноцветных вещиц. Мы почти всегда не знаем, что с ними делать, но на подсознательном уровне убеждены- для чего-то они пригодятся. Игра «Развивай-ка» не только разовьет руки, но и поспособствует развитию математических представлений, внимания, воображения, речи детей. Ведь математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.
ВАРИАНТЫ ИГР:
«Мы считаем»
Цель:
- познакомить с цифрами и числами от 1 до 9.
- закрепить навыки порядкового счета.
- учить подбирать элементы, подходящие по форме.
Ход:
Воспитатель раскладывает крышки с цифрами и знакомит детей с ними. Затем просит назвать цифры в порядковом счете. Можно попросить назвать в обратном счете.
«Найди соседа»
Цель:
- учить находить, сравнивать и называть рядом стоящие числа, развивать мышление, память.
- учить производить в уме математические операции.
Ход:
Воспитатель раскладывает перед детьми крышки с цифрами, просит их внимательно рассмотреть и назвать. Затем воспитатель предлагает определить соседей цифр.
«Что пропало»
Цель: - развивать внимание, память.
Ход игры:
Воспитатель раскладывает перед детьми 3-5 крышки с цифрами, просит их внимательно рассмотреть. Дети называют цифры. Затем закрывают глаза, а воспитатель прячет 1 крышку. Дети отгадывают, какого предмета не стало.
«Определи местоположение предмета»
Цель:
-учить ориентироваться в пространстве, развивать внимательность.
Ход игры: Воспитатель раскладывает перед детьми 4-5 крышек с цифрами и предлагает определить, какая цифра лежит между двумя другими, слева, справа.
Можно цифры разложить в 2 ряда и тогда формировать у детей понятие «над», «под», попросить назвать цифру в верхнем правом углу или в левом нижнем углу.
«Поиграем, посчитаем»
Цель: - познакомить детей с математическими действиями «сложение» и «вычитание».
- подвести к решениям арифметических задач.
Ход:
Воспитатель знакомит с математическими действиями дети составляют арифметическое действие, решают задачи.
«Сравни числа»
Цель:
- Формировать умение сравнивать числа.
-Закрепить представление о порядке увеличения и уменьшения.
Ход:
Воспитатель предлагает сравнить числа и поставить соответствующий знак.
«Составь пары по цвету»
Цель:
-умение подбирать пары на основе сходного сенсорного признака;
-развивать зрительное восприятие.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям рассмотреть крышки разных цветов, просит назвать цвет. Затем предлагает детям подобрать пары одинаковых цветных кружков.
«Соотнеси цифру с количеством крышек»
Цель:
- учить соотносить цифру и количество крышек в пределах 5-ти, определять количество путём пересчёта и без него.
Ход:
Воспитатель предлагает детям рассмотреть цветные крышки, сосчитать количество одинаковых предметов и подобрать к ним цифру.
«Составь слово»
Цель:
Учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов.
Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой).
Ход:
Воспитатель предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, выполняют звуковой анализ слова по предлагаемой картинке. Затем обозначают каждый звук буквой и выкладывают.
«Составь схему слова»
Цель:
- учить составлять звуковую схему слов.
Ход:
Воспитатель выкладывают слово. Дети делают звуковой анализ слова, затем выкладывают схему.