Любовь Федотова
Дидактическая игра «Путь зернышка к столу»
▼ Скачать + Заказать документы
Дидактическая игра «Путь зернышка к столу»
(Для старшего возраста)
Актуальность:
Необходимость получения знаний об этапах появления хлеба, о взаимосвязи человека и природы послужило выбором темы и ее реализацию через дидактическую игру. Поскольку по всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба, а при этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем печь хлеб.
Публикация «Дидактическая игра „Путь зернышка к столу“» размещена в разделах
Цель: расширение и углубление представления детей о том, как выращивают и производят хлеб.
Задачи:
Закреплять и систематизировать представления детей о последовательности этапов выращивания хлеба.
Воспитывать уважение к труду взрослых;
Воспитывать положительное эмоциональное отношение к родной природе;
Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, сеяльщица, комбайнер, рабочие зернотока, пекарь, сельскохозяйственной техники, помогающей выращивать хлеб (сеялка, борона,, элеватор, комбайн);
Развивать связную речь детей
Предварительная работа:
Чтение рассказов: «Моя мама пахнет хлебом», «Жатва», «Кто в поле главный»; чтение и заучивание стихотворений «Хлеб ржаной, батон и булки…», «Почему у пирога.».
Для начала игры дети рассматривают план-схему. С детьми проводится краткая беседа о том, какой путь проходит хлеб от зерна до булочки, как много людей работает для того, чтобы у всех был хлеб. Хлеборобам помогают машины: трактор, комбайн; механизмы: сеялка, снегодержатель, борона.
Материал: План-схема, карточки с изображением хлеборобов и машин, помогающих им в труде.
Вариант игры № 1
Ход игры:
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:
- Вспомните, ребята, народные пословицы о хлебе. (Ответы детей). Да, «Хлеб – всему голова» – гласит пословица. Сегодня мы поиграем и вспомним, как выращивается хлеб, какие машины помогают людям на поле. Я раздам вам картинки, внимательно рассмотрите их. Кто-то из вас, на кого покажет стрелка, будет рассказывать, что мы знаем, а у кого такая картинка, тот покажет её. Не ошибайтесь, слушайте внимательно! но показать картинку можно лишь после сигнала (хлопок, который даст водящий.
Водящего выбирают считалочкой. Первый рассказывает воспитатель, подавая пример детям.
- Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего эту машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю – быстро подготовить её для посева семян. Ещё одна пословица гласит: «Весенний день год кормит». Чтобы был большой урожай, нужно хорошо подготовить землю и посеять зерно (водящий подаёт сигнал).
Тот, у кого картинка с изображением трактора, поднимает её и называет: «Трактор, его ведёт тракторист».
Затем рассказывают дети:
- Через некоторое время в поле уже работают другие машины. Зёрна падают ровно в землю. В колхозах поля огромные. Только используя машины, можно быстро засеять их (сигнал).
Ребё нок поднимает картинку с изображением сеялки и говорит:
- Это сеялка. С помощью нее работают сеяльщики.
Другой ребёнок, продолжая игру, рассказывает:
- На поле зёрна прорастают, появляются всходы. Летом всё поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья закачаются, как золотые волны. Когда приходит осень, колосья становятся совсем золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора быстро убирать урожай, а то колоски могут осыпаться, и зёрна хлеба упадут на землю. И снова в поле вышли машины (сигнал).
Один из играющих показывает карточку с изображением комбайна и говорит:
- Это комбайн, ведёт его комбайнёр. А потом на машинах везут зерно в новый дом (сигнал).
Следующий ребёнок поднимает картинку, на которой нарисован элеватор, куда на машинах привозят после уборки с полей и сушки.
- Это элеватор. Хлеб везут на элеватор, - говорит он. – Дальше зерно отправляется в города, где из него делают муку на мукомольных заводах. Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы и в пекарни (сигнал).
Участник игры поднимает картинку с изображением специальных машин – муковозов и говорит:
- Пекари пекут хлеб. Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины. А в магазине люди покупают всё, что им нужно (сигнал).
Кто-то из играющих показывает картинку, на которой изображены разные хлебные изделия.
В ходе игры ведущий оценивает действия ребят: тому, кто по сигналу поднял нужную картинку, правильно назвал профессию и машину, выдаётся красная фишка, кто ошибся – получает синюю фишку. Тот из играющих, кто набрал большее число красных фишек, выигрывает (считается победителем). Игра усложняется путём использования новых картинок с другими машинами и профессиями.
Вариант игры № 2 «А что потом?»
Правила игры: называть последующий этап только после получения мяча в руки. Мяч бросать не обязательно рядом стоящему участнику, а любому, чтобы все были внимательны и активны. Кто ошибётся, платит фант, который в конце игры отыгрывается.
Игровые действия. Ловля мяча, разыгрывание фантов.
Ход игры
Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:
- Мы много узнали о труде хлеборобов. Знаем, что делают люди на селе, чтобы у нас на столе каждый день был хлеб. Давайте вспомним об этом, поиграем в игру «А что потом?». У меня в руках мяч. Я начинаю игру так: «Для того, чтобы вырастить урожай хлеба, нужно сначала подготовить поле к посеву зерна, задержать снег, а что потом?» Кому я брошу мяч, тот должен быстро и правильно сказать, что делают хлеборобы после задержания на полях снега. (Бросает мяч кому-либо из игроков).
- Удобряют почву, - быстро отвечает тот, кто поймал мяч, и бросает его другому участнику игры, одновременно спрашивает:
- А что потом?
Тот, кому брошен мяч, говорит:
- Пашут поле, - и бросает мяч дальше.
Кто не может вспомнить, что дальше происходит с хлебом, тот ударяет мячом об пол (землю, ловит его и бросает без ответа другому участнику (проигрывает тот, кто чаще оставлял без ответа пойманный мяч).
Игра продолжается до тех пор, пока не назовут последний этап пути хлеба: «Хлеб продают», «Хлеб на столе».
Вариант игры № 3 «От зёрнышка до булочки»
Игровые правила. Закрывать клеточки игрового поля только теми картинками, на которых нарисованы машины, работающие в соответствующее изображённому на больших картах сезону года. Играющие (3 человека) начинают действовать только по сигналу водящего. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее закроет клетку своего поля. При повторении игры дети обмениваются большими картами, а маленькие карточки перемешиваются.
Игровые действия. Соревнование играющих – кто скорее и правильнее справится с заданием- награждение фантом.
Ход игры
У воспитателя три картинки, на которых изображено зерно пшеницы, колосок и булочка. Играющие, не глядя, выбирают одну из них. Затем дети выбирают одну из карт с изображением разных сюжетов: хлебное поле весной, летом, осенью. Нужно к каждому сюжету подобрать картинки, на которых изображены машины, используемые во время посевной, жатвы, в производстве хлебных изделий.
По сигналу ведущего каждый игрок быстро отбирает из общего числа карточек с изображением разных машин только те, которые нужны ему. Так, игроку с картинкой «Зёрнышко», надо найти на маленьких карточках такие машины, как трактор, плуг, борона, снегосгребатель, сеялка, разбрасыватель удобрений, грузовая машина с зерном.
Для игрока с картинкой «Колосок» нужны будут машины для подкормки злаков, опрыскивания, скашивания, подборки и обмолота зерна, комбайны. Игроку с картинкой «Булочка» потребуется грузовик с новым урожаем, весы на элеваторе, мельница, тестомешалка, печь в пекарне, фигура «хлеб».
По сигналу ведущего дети отбирают нужные карточки и закрывают ими клетки игрового поля. Кто справился, поднимает свою картинку. Водящий отмечает победителя и награждает его.
При повторении игры ставится цель отрабатывать у детей внимание. Для этого надо незаметно подложить картинки с изображением других машин, не относящихся к сельскохозяйственным, например, каток, трамвай и др.
Вариант игры № 4 «Когда это бывает?»
Игровые правила. Показать карточку, соответствующую определённому времени года (отвечает тот, на кого укажет ведущий, выбранный считалкой).
Игровые действия. Отвечать по показу ведущего.
Материал. Картинки с изображением труда людей в разное время года.
Ход игры
Воспитатель читает стихотворение «Лето» :
Зарумянились вишня и слива,
Налилась золотистая рожь,
И, как море, волнуется нива,
И в траве на лугах не пройдёшь.
Затем отвечает тот, на кого указал водящий, находит картинку с изображением лета и показывает всем играющим. За правильный подбор картинки ребёнок получает фишку.
Педагог читает теперь отрывок из стихотворения В. Степанова:
Убран хлеб и тише стало,
Жарко дышат закрома.
Поле спит. Оно устало.
Приближается зима.
Водящий указывает на другого участника игры. Тот ищет картинку с осенним пейзажем.
Для этой игры используются и другие стихотворения о временах года и труде людей в природе.
Нива. Н. Некрасов
Дорого – любо, кормилица – нива.
Видеть, как ты колосишься красиво,
Как ты янтарным зерном налита.
Гордо стоишь, высока и густа.
Летний дождь. А. Майков
- Золото, золото падает с неба! -
Дети кричат и бегут за дождём…
- Полноте, дети, его мы сберём,
Только сберём золотистым зерном
В полных амбарах душистого хлеба!
Рожь, рожь. А. Твардовский
Рожь уродилась. Близкие сроки.
Отяжелела и на край
Всем полем подалась к дороге
Нависнула – хоть подпирай.
Жёлтая осень. А. Каминар
Где б сегодня ни прошёл ты,
Цвет везде увидишь жёлтый.
Пожелтели всюду нивы,
Жёлты груши, жёлты сливы. В. Кожевников
Зеленеют дружно всходы,
присмотрись – увидишь тут
Самый главный труд народа.
Самый нужный в мире труд.