Надежда Тонких
Дидактическая игра «Отгадывание предметов по заданным признакам»
Цель: Учить выбирать рациональный способ определения свойств и отношение предметов посредством формулировки точных вопросов.
Ход игры:
• Я предлагаю вам поиграть в интересную игру «Угадай–ка».
Посмотрите на эти фигуры. Я загадала одну из них.
Задавая мне вопросы, отгадайте, что это за фигуры?
- Вот видите, сколько вопросов задали, а фигуры не нашли.
Сейчас я научу вас находить загаданную фигуру, задав всего три вопроса.
Для этого вам понадобятся карточки – подсказки (схемы).
• Возьмите конверт синего цвета, достаньте карточку. На этой карточке три пятна (они обозначают цвет).
Публикация «Дидактическая игра „Отгадывание предметов по заданным признакам“» размещена в разделах
1. Вопрос надо задать о цвете фигуры.
2. После ответа зачеркните не нужный цвет.
3. Угадайте загаданную мною фигуру, задавая вопрос о цвете.
Пример:
-Эта фигура желтого цвета?
-Зачеркните не нужный цвет.
-Эта фигура красного цвета?
-Нет и т. д.
-Да, я задумала синий цвет!
• Возьмите красный конверт и достаньте карточку.
- Обратите внимание, что на карточке появились знаки, которые обозначают размер наших фигур – большая и маленькая. Задавая вопрос, назовите сразу два свойства фигур: цвет и величину. Выслушивая ответ, зачеркните ненужный знак.
Пример:
- Это фигура большая, красная?
- Большая, но не красная. Какой знак нужно зачеркнуть?
- Это фигура большая, синяя?
- Нет. Какая осталась фигура?
- Это фигура большая, желтая?
• А теперь самое сложное задание. Достаньте карточку из желтого конверта.
- Какие знаки у нас добавились? (геометрические фигуры)
Теперь задавая вопрос, назовите сразу три свойства фигур: цвет, величину и форму. При этом снова зачеркиваем не нужный знак.
Пример:
- Это красная, большая, треугольная фигура.
- Не красная, не большая и не треугольная. Зачеркните знаки обозначения (красный цвет, большую фигуру и треугольник).
- Это маленький желтый круг?
- Нет. Это маленький, не желтый и не круг?
- Это маленький, синий квадрат?
- Да, это маленький синий квадрат.
Вот вы и научились, задавая три вопроса, отгадывать загаданную фигуру.
Физминутка:
«Найди дружочка»
Говорят на вкус и цвет
Что друзей на свете нет
Мы игрушки разберем
И товарищей найдем.
Разбирайте игрушки, пока музыка звучит – вы двигаетесь; музыка останавливается – слушаете внимательно задание.
1. Ты на цвет свой посмотри
И пару себе найди.
2. Ты на форму посмотри
И пару себе найди.
• Участники присаживаются за столы.
Посмотрите внимательно на доску, перед вами 18 предметных картинок (они разного цвета, разной формы и величины, среди этих картинок есть подарок для Мальвины, который приготовил Буратино. А вам нужно угадать, какой подарок приготовил Буратино.
- Задавая вопрос, назовите сразу три свойства предмета, не называя сам предмет.
Пример:
-Это предмет большой синий треугольник?
-Нет. Это предмет большой, но не синий и не треугольный. – Какие предметы нужно убрать?
Уберите, пожалуйста, не нужные предметы.
-Это предмет большой желтый круг?
-Это предмет большой, но не круглый и не желтый. Какие предметы нужно убрать? Уберите не нужные предметы.
Какой подарок приготовил Буратино для Мальвины?
Итог:
Вы сегодня научились правильно и точно задавать вопросы.