Папки-передвижки

Дидактическая игра на уроках русского языка в начальной школе

Екатерина Щенникова
Дидактическая игра на уроках русского языка в начальной школе
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Юрьев-Польского «Школа №3»

«Дидактическая игра на уроках русского языка в начальной школе»

Щенникова Е. О.

учитель начальных классов

первой квалификационной

категории

.

Юрьев-Польский 2023г.

Публикация «Дидактическая игра на уроках русского языка в начальной школе» размещена в разделах

Формирование интереса к изучению русского языка в начальной школе как педагогическая проблема

Однотипность и шаблонность уроков снижают интерес к обучению, делают учебный процесс скучным. Русский язык является одним из сложных и отнюдь не самых интересных предметов в школе. Необходимо ещё в начальной школе развить у учащихся интерес к этому предмету, сделать его как можно более интересным и увлекательным.

Развитие познавательных интересов ребенка в процессе его обучения в младших классах – один из важнейших факторов успешности обучения в школе. Все усилия педагога сформировать у детей какое-либо представление или понятие обречено на неуспех, если учеников не удалось заинтересовать предметов рассуждения. [9]

Интерес как явление изучается рядом наук. В психолого-педагогических исследованиях познавательный интерес определяется как потребность ребенка в знаниях, ориентирует его в окружающей действительности. Под влиянием познавательного интереса дети стараются найти новые стороны в предмете, привлекающем их внимание, пытаются установить глубокие связи и отношения между различными явлениями.

Интересы как таковые имеют универсальное значение в детской жизни, поскольку, по выражению Л. С. Выготского, лежат в основе всего культурного и психического развития ребенка.

Интерес направлен на познавательную деятельность учащихся Интерес, возникающий в сознании, предшествует познанию объекта. Таким образом, интерес является не только внешним условием важности воспринимаемого, но и внутренним принципом отбора материала при восприятии.

Психолого-педагогическими исследованиями установлено, что без развития познавательного интереса развитие ребенка было бы серьезно нарушено. Американские ученые считают, что взаимоотношения и функции мышления так обширны, что отсутствие аффективной поддержки со стороны интереса угрожает развитию интеллекта не в меньшей степени, чем разрушение тканей мозга. Отечественные психологи, соглашаясь с данным утверждением, подчеркивают, что интеллектуальная активность ребенка в целом направляется и подчеркивается интересом – именно он оказывает влияние на направленность внимания и мысли.

Физиологической основой познавательного интереса, по утверждению И. П. Павлова, является безусловный ориентировочный рефлекс. Однако интерес сам по себе как особое образование не существует.

Само содержание понятия «познавательный интерес» представляется исследователями по-разному: от целостных динамических тенденций, определяющих структуру реакций (Л. С. Выготский, В. А. Крутецкий, до избирательного отношения (А. Г. Ковалев, О. Н. Михайлов и др.) и мотива (Л. И. Божович, Н. Г. Морозова).

Несмотря на разные подходы к определению познавательного интереса, попытки определить его психологическую природу приводят исследователей к выводу, что это – интегральное образование личности, включающее в себя интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты. Под интеллектуальным компонентом подразумевается активность по отношению к источникам информации и возможным сферам деятельности, активное оперирование приобретенными знаниями и умениями, под эмоциональным – положительное предпочтительное отношение к объектам и явлениям действительности, а также внешние эмоциональные реакции. Подходы к выделению уровней интереса практически едины. Рассматривают следующие ступени:

любопытство;

любознательность;

познавательный интерес;

теоретический интерес.

Г. И. Щукина определяет их как последовательные стадии развития, особенность которых заключается в том, что один уровень не сменяет другой последовательно. Они сосуществуют вместе, но для каждой возрастной ступени характерно свое соотношение этих условий.

В исследовании выделяются следующие показатели развития познавательного интереса детей: появление вопросов; стремление наблюдать, длительно рассматривать объект, выяснять свойства и особенности интересующих ребенка предметов и явлений; эмоционально-познавательная активность.

При формировании интереса обучающихся учитель должен руководствоваться основными правилами:

-необходимо постепенно переходить от естественных интересов к прививаемым;

-объект, предлагаемый детям для изучения, не должен быть для них совершенно новым, ни хорошо известным:

-материал целесообразно располагать по концентрам, «группировать его вокруг одного содержания» (Л. С. Выготский).

Любознательность и элементарный познавательный интерес детей не является врожденными качествами, а любопытство само по себе есть не что иное, как реакция на новизну, и отличается большой рефлекторностью, чем любознательность, а тем более – познавательный интерес. Однако миновать стадию любопытства в развитии интересы невозможно. Поскольку сформировать теоретический интерес у младших школьников проблематично, то правомерно поставит задачу введения их интереса на уровень элементарного познавательного. Для его побуждения и развития существенное значение имеет содержание знаний. Таким образом, проблема формирования интереса к русскому языку существует.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ученика, направленностью на развитие его лучших качеств и формирование разносторонней и полноценной личности.

Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей. Обучение должно быть развивающим, направленным на формирование познавательных интересов и способностей учащихся. В связи с этим особое значение приобретают игровые формы обучения, в частности, дидактические игры.

Дидактические игры предоставляют возможность развивать у учащихся произвольность таких процессов, как внимание и память. Игровые задания положительно влияют на развитее сообразительности, находчивости, смекалки. Многие игры требуют не только умственных, но и волевых усилий: организованности, выдержки, умения соблюдать правила игры. Главное чтобы игра органически сочеталась с серьезным, напряженным трудом, чтобы игра не отвлекала от учения, а, наоборот, способствовала интенсификации умственной работы.

Виды дидактических игр в образовательном процессе начальной школы.

Дидактические игры в начальной школе — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой активности и системы оценивания. Они являются такой коллективной, целенаправленной учебной программой, при которой каждый участник и команда в целом объединены решением одной главной задачи и ориентируют своё поведение на выигрыш. Они также являются активной учебной программой по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Их отличительной особенностью является наличие игровой ситуации, которая обычно используется в качестве основы метода. Работа участников в игре формализована, то есть имеются правила, жесткая система оценивания, предусмотрен порядок действий или регламент. Следует отметить, что дидактические игры отличаются от деловых игр в первую очередь отсутствием цепочки решений.

Дидактические игры в начальной школеэто средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных. В игре у учащихся развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. Продумывая задачи и содержание дидактических игр с правилами, необходимо постепенно усложнять их. Нельзя шаблонизировать их шаблонизировать, необходимо давать простор детской инициативе и творчеству. В самостоятельных играх не следует навязывать содержание. В жизни ребенка они имеют такое же значение, как для взрослого работа, служба. В игре воспитываются те физические и психологические навыки, которые будут необходимы для работы: активность, творчество, умение преодолевать трудности и др.

Подготовка и внедрение дидактических игр в учебную деятельность требует от учителя больших возможностей. В процессе подготовки преподаватель сталкивается с проблемами, которые не всегда зависят от его личных качеств как учителя, сколько от внешних ограничений. Это обусловлено нехваткой дидактического материала, недостатком урочного времени на проведение дидактических игр со школьниками. Часто учителя задаются вопросом: если вдруг учителя со школьниками будут играть во время уроков, когда же они будут учить уроки? Однако эти проблемы по большей части происходят от недопонимания значимости предмета как средства обучения, отношения к заданию как к методу разгрузки, а не стимулирования сознания учащихся. На данный момент появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает активность в игре ведущим способом воспитания и обучения учащихся начальной школы. Поэтому упор на игровую занятость, игровые формы, приёмы – это важнейший путь включения учащихся в учебный процесс, способ обеспечения эмоционального ответа на воспитательные воздействия и на нормальные условия жизнедеятельности.

Все дидактические игры в начальной школе можно разделить на несколько видов:

1. Игры с предметами в начальной школе

В них используются реальные предметы и игрушки. Играя с ними, школьники учатся сравнению, устанавливают сходство и различие предметов. Дидактические игры в начальной школе решают задачи на классификацию, установление последовательности. По мере овладения учащимися новым познанием о предметной среде задания усложняются: школьники делают упражнения, определяя предмет по любому из признаков, затем объединяют предмет по этому признаку форме, цвету, качеству, и др.

2. Словесные игры в начальной школе

Словесные игры построены на действиях и словах учащихся. Делая ставку на имеющиеся представления о предметах, в таких играх школьники учатся углублять знания о них. Именно в дидактических играх требуется использовать полученные ранее знания в новых обстоятельствах и связях. Эти игры проводят с детьми всех возрастов, но важны они именно в воспитании и обучении учащихся в начальной школе, так как они развивают умение внимательно слушать учителя, быстро находить ответ на вопрос, чётко формулировать свои мысли.

3. Игры-беседы

В основе лежит общение учителя с учениками, учеников с преподавателем и учащихся между собой. Это общение имеет уникальный жанр искусного обучения и игровой деятельности школьников. В игре-беседе учитель часто действует не от своего лица, а от лица персонажа и тем самым не только сохраняет обстановку общения, но и усиливает радость детей, желание повторить задание. Однако игра-беседа таит в себе опасность усиления приёмов прямого обучения. Воспитательное значение заключено в содержании сюжета—темы, в возбуждении интереса к тем или иным аспектам объекта изучения, отраженного в игре - беседе. Познавательное содержание не лежит “на поверхности” : его нужно найти, сделать открытие и в результате что-то узнать.

4. Фонетические игры

Эти дидактические игры учат учащихся звуки из слов, давать анализ звуковой и слуховой структуры, различать звуки близкие по звучанию в словах (глухие- звонкие, твёрдые- мягкие) осознавать словесный состав предложения, звуки и слоги как отдельные элементы слова, ударение, интонация.

5. Графические игры

Учат детей переводить звучащую речь в письменную речь. Начинается это с изучения облика букв, а кончается умением распределить буквы в алфавитном порядке, обозначать звуки буквами, составлять слова из букв и слогов.

6. Лексические игры

Помогают развивать языковое чутьё, пополнять лексический запас, развивать понимание общего смыла слов. В ходе этой дидактической игры учащиеся смогут понять, что слова могут быть близкими и противоположными значением, что в названии слова может быть отражён признак предмета. Одновременно лексические игры способствуют формированию грамматического строя и развитию речи учащихся.

7. Грамматические игры

Одновременно такие дидактические игры являются упражнениями на закрепление уже усвоенного учащимися материала по лексике и фонетике. В ходе таких дидактических игр учащиеся употребляют известные им грамматические формы: падежные формы имён существительных и прилагательных, прилагательные в краткой и полной форме, степени сравнения имён прилагательных, формы глаголов, предлоги, союзы.

8. Орфографические игры

Данная дидактическая игра способствует усвоению учащимися основных орфограмм. Дети учатся определять место в слове, где возникают орфографические трудности, учатся видеть орфограммы.

Использование дидактических игр с целью повышения интереса к русскому языку у младших школьников

Методики известных педагогов новаторов, которые при всем различии подразумевают обязательность увлекательности обучения. Ни активизация, ни оптимизация образовательной системы не привели к передовому преподаванию, не соединили в один процесс познание через интерес, интересное, воодушевляющее. Не вызывает сомнения, что образование должно быть подлинно развивающим, серьезным и увлекательным, но не отупляющим: оно обязательно должно ориентироваться на теоретический опыт, теоретические знания и эмоциональный мир ребенка. Плодотворность поиска педагогов-новаторов, лучших учителей страны доказывается значительностью раскрепощенных форм и методов занятий, использованием игры.

Игра как дидактическое средство, как «путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять», используется в школе, особенно в подростковых и старших классах, в мизерных дозах.

Игра как деятельность ребенка развивается по своим законам, но она, несомненно, сильно вторгается в область дидактики. В зависимости от того насколько изучены закономерности игровой деятельности, удается в большей или меньшей мере использовать её для педагогических целей. Перед современной школой стоит конкретная педагогическая задача – научится педагогически управлять детской игрой, учитывая её воспитательные потенциалы и психологические особенности развития ребёнка в игре. Педагоги всех времён понимали, что в игре ребенок накапливает знания, развивает способности, формирует познавательные интересы. Очевидно, поэтому в истории развития педагогических систем игра была в значительной мере связана с образовательными задачами. Развивались и культивировались игры, приспособленные к тому, чтобы обучать детей речи, счету, письму. Если проследить тенденцию, можно заметить, что игры, разрешая главным образом познавательные задачи, являлись постоянно, то содержанием, то формой, то методом образовательной работы.

В практике Потти и Хилл на первый взгляд выступают аксессуары игры, т. е. материалы для конструирования и моделирования. Почему именно в игре создаются благоприятные условия для усвоения новых знаний и умений и для развития у учащихся психических процессов? Важнейший психологический секрет дидактической игры в том, что она обязательно построена на интересе и добровольности. Заставит играть нельзя, увлечь игрой можно.

В ней своеобразными путями осуществляется поэтапное формирование психических процессов: сенсорных процессов, абстракции и обобщения, произвольного запоминания, припоминания и т. д. «Поэтапная обработка» умственных действий и понятий в игре обычно происходит случайно. Но при соответствующих методах педагогического руководства в дидактических целях этот процесс может быть упорядочен. На первых порах, т. е. в дошкольном возрасте, игровые действия ребят носят развернутых характер и требуют материальной опоры (игрушки, игровые предметы). В дальнейшем, к периоду обучения в школе, сокращаются и обобщаются, идёт их вербализация. Впоследствии они могут совершаться частично или полностью в умственном плане, в плане воображения. В подростковых классах некоторые виды игр полностью переносятся в умственный план, появляется идеальная игра воображения (творческие сюжетно-ролевые игры). А. Эйнштейн утверждал, что воображение более важно, чем знания. Игровое воображение создает у детей план наглядных представлений о действительности, формирует способность ими оперировать. В процессе игры школьник получает возможность совершать познавательные действия соответственно имеющемуся замыслу, игровым правилам и т. д.

Игровое обучение не может быть единственным в образовательной работе с детьми. Оно не формирует способность учиться, но бесспорно развивает познавательную активность школьников. Итак, игра – специфический детский путь получения знаний об окружающем мире.

Дети познают мир в играх легко и непринужденно, без «нажима». На этом ключе основано создание игр. Дидактические игры представляют собой игровое обучение. Обучающий характер дидактических игр основан на важнейшей закономерности игровой деятельности детей – стремлении действовать по мотивам воображаемой ситуации. Воображаемые условия, присутствующие в играх учащихся, служат лишь оболочкой для игр с дидактическими правилами. Детей к ним побуждает стремление проявить догадку, ловкость, смекалку в умственной деятельности. В основе любой дидактической игры лежит какая-то «тайна», неизвестность результата. Процесс игры – ведущее к разрядке приключение. Её мотив с процесса деятельности перемещается на результат – выигрыш в соревновании, завоевание первенства, своей командой или личного первенства в умственном состязании.

Ценным средством стимулирования интереса к учению можно назвать познавательные или дидактические, которые опираются на создание в учебном процессе игровых ситуаций. Игра давно уже используется как средство возбуждения интереса к учению. Дидактические игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых учащимся предлагается найти выход. Главное назначение этого метода – стимулировать процесс. Такие стимулы учащийся получает в игре, где он выступает активным преобразователем действительности.

Обучающие игровые программы в комплексе с техническими средствами эффективно решают проблемы возбуждения и поддержания интереса к учению, добывания знаний за счёт собственных усилий, в процессе увлекательного соревнования с машиной, оперативного контроля и коррекции качества обучения. Среди таких игр – разнообразные математические, лингвистические игры, игры – путешествия, игры – викторины и др.

В последнее время всё большей популярность получили стимулирующие игры, то есть способствующие воспроизведению определенного качества, а также разновидности игрового метода, как инсценизация и генерация идей. С помощью стимулирующих игр учащиеся приобщаются к всестороннему анализу проблем, выступавших ранее в качестве действенных.

Метод инсценизации может принимать различные формы, например, форму заранее подготовленного диалога, дискуссии на определенную тему, форму театрализованного воспроизведения событий, некогда действительно имевших место, или гипотетических. Структура данного метода может быть такой:

Этапы Цели учителя Цели учащихся

1. Подготовка План и содержание Понимание

2. Начало Определение темы и цели Мотивация

3. Организация Распределение ролей Принятие ролей

4. Инсценировка Наблюдение, руководство Участие

5. Анализ Подведение итогов Понимание

Метод генерации идей позаимствован из арсенала методов подготовки творческих работников и специалистов. Он напоминает известную «мозговую атаку», в процессе которой участники, сообща «навалившись» на трудную проблему, высказывают (генерируют) собственные идеи её решения.

Таким образом, дидактические игры способствуют развитию психических процессов, таких как: внимание, память, речь, мышление. Позволяют в более адаптированной, для младших школьников, форме повторить изученный материал, и закрепит его в памяти. Дидактическая игра способствует формированию учащихся интереса к русскому языку, т. к. игра создает более непринужденную обстановку на уроке, учащимся, при использовании такого средства обучения, проще высказать своё мнение, игра не требует от школьников напряжения, они не испытывают чувство вины если сделают ошибку. Такая игра позволяет активизировать весь класс, в работу включаются слабые ученики, в процессе игры они чувствуют уверенность в своих силах. Данное средство обучения в этом случае способствует формированию у школьников таких нравственных качеств, как: взаимовыручка, взаимопомощь, чувство товарищества. Дидактические игры позволяют удовлетворить учебные потребности каждого учащего.

Публикации по теме:

Фотоотчет об уроках памяти в начальной школе, посвященных Дню неизвестного солдатаФотоотчет об уроках памяти в начальной школе, посвященных Дню неизвестного солдата Сегодня, 3 декабря, в нашей стране прошли торжественные митинги, посвященные Дню неизвестного солдата. Эта дата была установлена по указу.

Игровые технологии на уроках русского языка как один из способов активизации познавательной деятельности обучающихся краевое государственное общеобразовательное учреждение «Шарыповская школа» Исследовательская работа «Игровые технологии на уроках.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Технология критического мышления на уроках русского языка Технология критическое мышление на уроках профессионального русского языка ‹‹Образование сегодня - решающий фактор индивидуального успеха.

Мастер-класс «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах» Тема мастер- класса: «Приёмы работы над словарными словами на уроках русского языка в начальных классах». Цель: познакомить участников.

Конспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группаКонспект занятия «Тайны русского языка» в рамках проекта к Международному Дню родного языка, подготовительная группа Сегодня я предлагаю вам посмотреть конспект занятия «Тайны русского языка». Это занятие мы провели с детьми подготовительной к школе группы.

Презентация «Формирование метапредметных УУД на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах» Данная презентация предназначена для учителей русского языка и литературы 5 - 9 классов. Согласно новым федеральным государственным стандартам.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Конспект урока русского языка в начальной школе «Повторение изученного о глаголе» Тема урока: «Глагол» Место урока: раздел повторения Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: закрепить навыки правописания глагола.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра на уроках русского языка в начальной школе
Опубликовано: 14 августа 2023 в 08:59
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра на уроках русского языка в начальной школе» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Щенникова (УИ 3156691) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД