Юлия Кашеварова
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
В возрасте 3 – 4 лет, интересы ребёнка постепенно выходят за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным, дети начинают интересоваться социальной жизнью взрослых.
Активно развивается игра, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Именно по этому успешное решение задач речевого воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры. Играя почти бессознательно, ребенок осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова-сигналы, вступает в контакт с людьми, реагирует, наблюдает, запоминает, координирует движения, пополняет свой кругозор, радуется или огорчается жизни.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Дидактические игры могут быть широко использованы воспитателем в работе над развитием активного словаря детей дошкольного возраста, так как они способствуют повышению уровня сформированности речевых навыков, усвоению речевых норм и правил, развитию и обогащению связной речи, активизирует словарь детей, пополняет его, расширяет знания детей об окружающих их предметах и явлениях.
Дидактическая игра рассматривается в дошкольной педагогике и психологии как одно из ведущих средств развития детей дошкольного возраста.
Дидактические игры и упражнения как игровой метод развития словаря детей дошкольного возраста рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры.
В первом случае ведущая роль принадлежит педагогу, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указанием, объяснением, показом, демонстрацией. С помощью игр-занятий педагог не только передает определенные знания, формирует представления, но и обогащает словарный запас, развивает познавательный интерес, мышление.
По содержанию можно выделить следующие дидактические игры:
1. Игры по ознакомлению с окружающим миром;
2. Игры, направленные на развитие речи;
3. Игры, по обучению дошкольников математике;
4. Музыкально-дидактические игры.
Дидактические игры по характеру использования дидактического материала можно разделить:
- на словесные игры;
В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое.
- настольные игры;
Настольно печатные игры помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.
- игры с предметами.
Дидактические игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Виды игр по характеру игровых действий:
1. Игры-поручения;
2. Игры-путешествия;
3. Игры-предположения (что было бы.);
4. Игры-загадки;
5. Игры-беседы.
Выделяют две главные функции обучающих игр: совершенствование и закрепление знаний (при этом ребенок не просто «заучивает», а «перерабатывает» информацию, учится ею оперировать); а также разноплановость усвояемых навыков и знаний.
Для того чтобы провести дидактическую игру необходимо обратить внимание на заинтересованность детей, проработку правил и условий, а также четкое понимание обучающей задачи. При разработке следует пользоваться следующей структурой:
* дидактическая (обучающая) цель;
* содержание игры;
* четкие и понятные ребёнку правила;
* игровые действия;
* окончание игры, подведение итогов.
Приведём примеры некоторых дидактических игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста:
Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т. д.»
Угадай игрушку Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание. Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Взрослый сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет. Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.
Назови как можно больше предметов Цель: упражнять детей в чётком произношении слов. Ход. Взрослый предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения) Взрослый следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, Взрослый может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т. д.
Скажи, какой? Цель: Учить детей выделять признаки предмета. Ход. Взрослый вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»
«Волшебный кубик» Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани. Правила игры. Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук. Ход. Ребёнок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Взрослый спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика.
«Эхо» Правила игры. Взрослый громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо. Ход. Взрослый громко говорит: А-А-А. ребёнок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т. д.