Лучший педагог года

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Юлия Кашеварова
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В возрасте 3 – 4 лет, интересы ребёнка постепенно выходят за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным, дети начинают интересоваться социальной жизнью взрослых.

Активно развивается игра, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Публикация «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Именно по этому успешное решение задач речевого воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры. Играя почти бессознательно, ребенок осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова-сигналы, вступает в контакт с людьми, реагирует, наблюдает, запоминает, координирует движения, пополняет свой кругозор, радуется или огорчается жизни.

Дидактические игры могут быть широко использованы воспитателем в работе над развитием активного словаря детей дошкольного возраста, так как они способствуют повышению уровня сформированности речевых навыков, усвоению речевых норм и правил, развитию и обогащению связной речи, активизирует словарь детей, пополняет его, расширяет знания детей об окружающих их предметах и явлениях.

 Дидактическая игра рассматривается в дошкольной педагогике и психологии как одно из ведущих средств развития детей дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения как игровой метод развития словаря детей дошкольного возраста рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры.

В первом случае ведущая роль принадлежит педагогу, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указанием, объяснением, показом, демонстрацией. С помощью игр-занятий педагог не только передает определенные знания, формирует представления, но и обогащает словарный запас, развивает  познавательный интерес, мышление.

По содержанию можно выделить следующие дидактические игры :

1. Игры по ознакомлению с окружающим миром;

2. Игры, направленные на развитие речи;

3. Игры, по обучению дошкольников математике;

4. Музыкально-дидактические игры.

Дидактические игры по характеру использования дидактического материала можно разделить:

- на словесные игры;

В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое.

- настольные игры;

Настольно печатные игры помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

- игры с предметами.

Дидактические игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Виды игр по характеру игровых действий:

1. Игры-поручения;

2. Игры-путешествия;

3. Игры-предположения (что было бы.);

4. Игры-загадки;

5. Игры-беседы.

Выделяют две главные функции обучающих игр: совершенствование и закрепление знаний (при этом ребенок не просто «заучивает», а «перерабатывает» информацию, учится ею оперировать); а также разноплановость усвояемых навыков и знаний.

Для того чтобы провести дидактическую игру необходимо обратить внимание на заинтересованность детей, проработку правил и условий, а также четкое понимание обучающей задачи. При разработке следует пользоваться следующей структурой:

* дидактическая (обучающая) цель;

* содержание игры;

* четкие и понятные ребёнку правила;

* игровые действия;

* окончание игры, подведение итогов.

Приведём примеры некоторых дидактических игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста :

Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т. д.»

Угадай игрушку Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание. Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Взрослый сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет. Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

Назови как можно больше предметов Цель: упражнять детей в чётком произношении слов. Ход. Взрослый предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения) Взрослый следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, Взрослый может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т. д.

Скажи, какой? Цель: Учить детей выделять признаки предмета. Ход. Взрослый вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

«Волшебный кубик» Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани. Правила игры.  Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук. Ход. Ребё нок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Взрослый спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика.

«Эхо» Правила игры.  Взрослый громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо. Ход. Взрослый громко говорит: А-А-А. ребё нок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т. д.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 ноября 2024 в 14:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кашеварова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД