Получи документы

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Юлия Кашеварова
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В возрасте 3 – 4 лет, интересы ребёнка постепенно выходят за пределы семейного круга. Его общение становится вне ситуативным, дети начинают интересоваться социальной жизнью взрослых.

Активно развивается игра, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Публикация «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Именно по этому успешное решение задач речевого воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры. Играя почти бессознательно, ребенок осваивает формы и величины вещей и предметов, их расположение в пространстве, различает цвета и звуки, познает первые слова-сигналы, вступает в контакт с людьми, реагирует, наблюдает, запоминает, координирует движения, пополняет свой кругозор, радуется или огорчается жизни.

Дидактические игры могут быть широко использованы воспитателем в работе над развитием активного словаря детей дошкольного возраста, так как они способствуют повышению уровня сформированности речевых навыков, усвоению речевых норм и правил, развитию и обогащению связной речи, активизирует словарь детей, пополняет его, расширяет знания детей об окружающих их предметах и явлениях.

 Дидактическая игра рассматривается в дошкольной педагогике и психологии как одно из ведущих средств развития детей дошкольного возраста.

Дидактические игры и упражнения как игровой метод развития словаря детей дошкольного возраста рассматривается в двух видах: игры-занятия и дидактические игры.

В первом случае ведущая роль принадлежит педагогу, который для повышения у детей интереса к занятию использует разнообразные игровые приемы, создает игровую ситуацию, вносит элементы соревнования и др. использование разнообразных компонентов игровой деятельности сочетается с вопросами, указанием, объяснением, показом, демонстрацией. С помощью игр-занятий педагог не только передает определенные знания, формирует представления, но и обогащает словарный запас, развивает  познавательный интерес, мышление.

По содержанию можно выделить следующие дидактические игры :

1. Игры по ознакомлению с окружающим миром;

2. Игры, направленные на развитие речи;

3. Игры, по обучению дошкольников математике;

4. Музыкально-дидактические игры.

Дидактические игры по характеру использования дидактического материала можно разделить:

- на словесные игры;

В словесных играх дети углубляют свои знания и представления о предметах, открывают что-то новое.

- настольные игры;

Настольно печатные игры помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

- игры с предметами.

Дидактические игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции, совершенствовать речь, воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Виды игр по характеру игровых действий:

1. Игры-поручения;

2. Игры-путешествия;

3. Игры-предположения (что было бы.);

4. Игры-загадки;

5. Игры-беседы.

Выделяют две главные функции обучающих игр: совершенствование и закрепление знаний (при этом ребенок не просто «заучивает», а «перерабатывает» информацию, учится ею оперировать); а также разноплановость усвояемых навыков и знаний.

Для того чтобы провести дидактическую игру необходимо обратить внимание на заинтересованность детей, проработку правил и условий, а также четкое понимание обучающей задачи. При разработке следует пользоваться следующей структурой:

* дидактическая (обучающая) цель;

* содержание игры;

* четкие и понятные ребёнку правила;

* игровые действия;

* окончание игры, подведение итогов.

Приведём примеры некоторых дидактических игр для развития речи детей младшего дошкольного возраста :

Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка предмет, игрушку, называет его (это мяч). Вначале игрушку описывает воспитатель: «Он круглый, синий, с жёлтой полосой и т. д.»

Угадай игрушку Цель: формировать у детей умение находить предмет, ориентируясь на его основные признаки, описание. Ход. На обозрение выставляются 3-4 знакомые игрушки. Взрослый сообщает: он обрисует игрушку, а задача играющих, прослушать и назвать этот предмет. Примечание: сначала указываются 1-2 признака. Если дети затрудняются 3-4.

Назови как можно больше предметов Цель: упражнять детей в чётком произношении слов. Ход. Взрослый предлагает детям посмотреть вокруг себя и назвать как можно больше предметов, которые их окружают (назвать только те, что находится в поле их зрения) Взрослый следит, чтобы дети правильно и чётко произносили слова, не повторялись. Когда малыши не смогут больше ничего назвать сами, Взрослый может задавать им наводящие вопросы: «Что висит на стене?» и т. д.

Скажи, какой? Цель: Учить детей выделять признаки предмета. Ход. Взрослый вынимает из коробки предметы, называет их, а дети указывают на какой-либо признак этого предмета. Если дети затрудняются, воспитатель помогает: «Это кубик. Какой он?»

«Волшебный кубик» Игровой материал: кубики с картинками на каждой грани. Правила игры.  Ребёнок бросает кубик. Затем он должен изобразить то, что нарисовано на верхней грани, и произнести соответствующий звук. Ход. Ребё нок вместе с воспитателем произносит: «Вертись, крутись, на бочок ложись», - и кидает кубик. На верхней грани – например, самолёт. Взрослый спрашивает: «Что это?» и просит съимитировать гул самолёта. Аналогично разыгрываются и другие грани кубика.

«Эхо» Правила игры.  Взрослый громко произносит любой гласный звук, а ребёнок повторяет его, но тихо. Ход. Взрослый громко говорит: А-А-А. ребё нок-эхо тихо отвечает: а-а-а. И так далее. Можно так же использовать сочетание гласные звуков: ау, уа, эа и т. д.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?»Дидактическая игра как средство развития речи детей 4–6 лет «Кто (что) здесь лишнее?» Авторская дидактическая игра на тему:"Дидактическая игра как средство развития речи детей-"Кто (что) здесь лишнее?"(4-6 лет). Цель игры:.

Дидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возрастаДидактическая игра «Бизиборд» как средство познавательного и речевого развития детей дошкольного возраста Темой моего педагогического самообразования раз и навсегда была выбрана тема "Развитие речи детей дошкольного возраста через разнообразные.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Дидактическая игра «Волшебные кубики» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Волшебные кубики» как средство развития речи детей младшего возраста Жизнь современного ребенка, члена современного, компьютеризированного общества, такова, что чуть ли не с рождения, он учится нажимать на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 ноября 2024 в 14:45
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кашеварова (УИ 3035802) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД