Лучший педагог года Итоги 2024

Дидактическая игра как средство развития предпосылок связной речи детей младшего дошкольного возраста

Евгения Савельева
Дидактическая игра как средство развития предпосылок связной речи детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В жизни ребёнка дошкольного возраста игра занимает одно из ведущих мест. В игре ребенок развивается как личность, у него

формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Игра – один из основных видов деятельности детей, который используется взрослыми в целях воспитания детей, обучения их различным действиям с предметами, способом и средством общения.

Темочки:

Развитие представлений о детской игре составляет замечательную страницу в истории отечественной психологии. Поставленная Л. С. Выготским задача создания новой теории игры получило детализацию в работах виднейших отечественных психологов А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина.

Придавая большое значение играм в воспитании детей, К. Д. Ушинский считал, что они являются основным содержанием раннего и младшего возраста дошкольников.

Ребенок 3-4 лет еще не улавливает логическую последовательность событий, которые необходимо отразить, например, в сюжетной игре. Вследствие этого и содержание игр нелогичное, отрывочное. В игре дети часто повторяют показанные взрослыми действия с игрушками, которые связаны с бытом. Игры малышей можно охарактеризовать как игры - действия, при этом часто у ребенка доминирует именно интерес к действиям, а цель игры выходит из поля зрения малышей.

Например, такие игры, как «Что в мешочке?», «Где, что лежит?», «Задуй упрямую свечу!», «Сравни предметы помогают создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Играть в речевые игры и упражнения весело и занимательно. Дети соревнуются друг с другом. В результате возникающего интереса к играм поставленные звуки быстро закрепляются, речь становится грамматически правильной и связной, а скучные и малоинтересные упражнения по словоизменению и звуковому анализу превращаются в увлекательное занятие.

Для обучения связной речи дошкольников через игру созданы дидактические игры.

Дидактические игры – это вид занятий, реализующих ряд принципов игрового, и активного обучения. Главным отличием дидактических игр является то, что они имеют определенные правила, фиксированную систему оценивания и фиксированную структуру игровой деятельности. Эти игры имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий.

Главной задачей в этих играх является :

1) решение поставленной задачи;

2) соблюдение правил.

Е. И. Тихеева высоко ценила дидактическую игру, ее роль в ознакомлении детей с предметами, явлениями окружающей жизни. К примеру, ею разработаны специальные дидактические игры под названием «Парные игры», которые требовали сосредоточенности внимания, восстановить недостающие части, нарушенный порядок.

Дидактическая игра как многоплановое, сложное педагогическое явление является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и в то же время является средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно – печатные и словесные.

1. Игры с предметами (игрушки, природные материала и т. д.). Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками : цветом, величиной, формой, качеством.

2. Настольно-печатные игры также, как и игры с предметами, основаны на принципах наглядности, но в этих играх детям дается не сам предмет, а его изображение. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино.

Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одинаковые по цвету, фасону и др.

Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре "Что растет в саду (лесу, городе?" дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по одному признаку картинки.

Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре "Отгадай какую картинку спрятали" дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком.

Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет. В младших группах картинки разрезают на 2 - 4 части. На них изображается один предмет : игрушка, растение и др.

3. Словесные игры наиболее сложные. Они не связаны с непосредственным восприятием предмета. В них дети должны оперировать представлениями.

Система занятий по развитию связной речи, разработанная О. И. Соловьевой, сыграла для своего времени огромную роль в становлении методики развития речи, в том числе и для методики развития диалогической (разговорной) речи. В рекомендациях автора впервые среди методов развития связной диалогической речи наряду с разговорами и беседами воспитателя с детьми рассматриваются игры с дидактически оборудованной куклой. Особенно значительна воспитывающая роль куклы. Это понимает каждый, кто наблюдал правильно организованные игры в куклы.

Также к дидактическим играм можно отнести так называемые развивающие игры : игры-путешествия, игры-поручения, игры-загадки, игры-предположения, игры-беседы. Следует отметить, что эти игры в основном применяются в старшем дошкольном возрасте.

1. Игры – путешествия. В этих играх ребенок может полностью двигаться куда-то и зачем-то, совершает какие-либо действия, а может путешествовать «на месте» – здесь подразумевается путешествие мысли или воображения.

2. Игры – поручения. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (собрать вместе все предметы одного цвета, разложить предметы по величине, форме).

3. Игры – загадки. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы.

4. Игры – предположения («что было бы, если…» или «что бы я сделал, если…» и др.).

5. Игры – беседы (диалоги). В их основе лежит общение педагога с детьми и детей между собой.

Основным стимулом познавательной деятельности в дидактической игре становится не указание воспитателя, а естественное для младших дошкольников желание поиграть. В соответствии с этим, воспитатель одновременно является наставником и участником игры, а дети узнают много нового.

Таким образом, система дидактических игр и упражнений для развития связной речи — это практическая деятельность, с помощью которой можно проверить усвоили ли дети речевые навыки обстоятельно, или поверхностно и умеют ли они их применить, когда это нужно. Благодаря играм ребенок с легкостью познает решение игровых задач и развивает способности. Имея игровую форму, дидактические игры помогают лучше усвоить полученный материал для ребенка. Многое зависит от того, насколько интересно организованы игры, насколько глубоко затронуты эмоции детей, насколько изобретателен педагог или родитель.

Несомненно, дидактические игры оказывают для младших дошкольников помощь в работе по составлению связных предложений, помогают развивать самостоятельные высказывания.

Публикации по теме:

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Дидактическая игра «Волшебные кубики» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Волшебные кубики» как средство развития речи детей младшего возраста Жизнь современного ребенка, члена современного, компьютеризированного общества, такова, что чуть ли не с рождения, он учится нажимать на.

Дидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возрастаДидактическая игра «Паровозик» как средство развития речи детей младшего возраста Через каждое занятие, через любую деятельность с детьми я пытаюсь привить у них любовь к родному языку, развить умение правильно говорить,.

Дидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краемДидактическая игра как средство развития речи у детей дошкольного возраста при ознакомлении дошкольников с Приморским краем при ознакомлении дошкольников с Приморским краем (из опыта работы)Отличительная особенность детей заключается в том, что любую информацию.

Пальчиковый театр как средство развития связной диалогической речи детей дошкольного возраста Речь является средством общения и орудием мышления, возникает и развивается в процессе общения. Возможность говорить, общаться - это удивительный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Дидактическая игра как средство развития предпосылок связной речи детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 ноября 2024 в 19:27
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра как средство развития предпосылок связной речи детей младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Савельева (УИ 2615077) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!
04 февраля 2025 вторник
Секреты хорошего настроения
Читаем произведения Пришвина



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД