Обожина Анастасия
Дидактическая игра как средство развития логического мышления младших школьников
▼ Скачать + Заказать документы
«Дидактическая игра как средство развития мышления у младших школьников»
Обожина Анастасия Антоновна
Аннотация.
Современное образование переходит на новый уровень, на сегодняшний день, чтобы ребенок усвоил новые знания, его нужно заинтересовать и конечно же, проще всего это сделать с помощью игры. В данной статье, Вы сможете узнать про значение дидактической игры в развитии логического мышления и необходимость ее в современном обучении.
Публикация «Дидактическая игра как средство развития логического мышления младших школьников» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Логическое мышление
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Актуальность статьи.
С поступлением ребенка в школу (6 – 8 лет, у него начинают формироваться новые виды мышления, это словесно – логическое и абстрактное. Успешность обучения в школе и интерес к ней зависит от уровня развития этих мышлений.
Младший школьник – это ребенок, который перешел из одной привычной ему среды, в другую совершенно непонятную. Это и наталкивает на мысль, что первое время, обучающемуся привычнее воспринимать все как игру, т. к. его основная деятельность – это игровая. В игре младшему школьнику проще понимать, усваивать, развивать все более новые навыки, знания. Игра способствует тому, чтобы процесс обучения для ребенка прошел легче, занимательнее и увлекательнее. Когда школьник обучается играя, это пробуждает в нем активность, интерес, и самое главное способствует развитию мышления.
Для начала разберемся, что же такое мышление? «Мышление – это психический познавательный процесс, позволяющий обработать ранее полученную информацию».
Развитие мышления представляет собой огромное значение в жизни обучающегося, которую он должен освоить. Это особый, огромный и тяжелый труд, но в то же время интересный и познавательный.
Но главную роль играет логическое мышление, оно дает возможность ребенку решать и изучать более обширный, широкий круг задач, осваивать новый знания, умения, навыки. «Логическое мышление – это мыслительный процесс, при котором человек использует логические понятия и конструкции, которому свойственна доказательность, рассудительность, и целью которого является получение обоснованного выводы из имеющихся предпосылок».
Основными критериями логического мышления у школьника являются :
• Умение выделять существенные признаки из второстепенных;
• Умение рассуждать;
• Умение сравнивать;
• Умение анализировать;
• Умение классифицировать предметы;
• Умение аргументировать свою точку зрения;
• Умение устанавливать причина – следственные связи;
• Умение развивать нестандартность мышления.
Неумение выделить общее и существенное, может затруднить процесс обучения ребёнка. Можно сделать вывод, что проще всего и интереснее для ребенка развивать его с помощью дидактических игр.
Отличительная черта педагогических дидактических игр от обычных состоит в том, что она обладает четко поставленной целью обучения и соответствует результата, которые учитель для себя выявил. Самая важная особенность и достоинство дидактической игры состоит в том, что она строится и основана на интересном материале, который помогает обучающемуся думать, рассуждать, «кормить» свой ум. А сам процесс игры помогает развитию логического мышления. Как писал С. Т. Шатский, «Игра – это жизненная лаборатория детства, дающая ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора ее была бы бесполезна для человечества. В игре, этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства». И сложно не согласиться, что самое увлекательное, интересное и запоминающееся происходит именно в игре, к тому же это еще и самый простой и эффективный метод совместить игровую деятельность и познавательную. Нам, как учителям начальных классов, именно дидактическая игра поможет в этом, ведь с помощью нее ребенок может как получить новые знания, так и обобщить, и закрепить.
Формы проведения игры могут быть коллективными, групповыми и индивидуальными. На разных этапах урока, могут применяться разные формы дидактических игр, например:
Объяснение нового материала, а также первичное закрепление. На данном этапе лучше использовать коллективную форму, т. е. игру со всем классом.
Самостоятельная работа. Форма может быть индивидуальной или групповой. (можно использовать игровые карточки)