Оксана Тихомирова
Дидактическая игра как инструмент успешного развития основных психических процессов ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Задолго до того как игра стала предметом научных исследований, она широко использовалась в качестве одного из важных средств воспитания и обучения детей.
В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка. Ребенок от рождения и до наступления зрелости уделяет огромное внимание играм. Игра для ребенка - не просто интересное времяпрепровождение, но способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого, ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.
Публикация «Дидактическая игра как инструмент успешного развития основных психических процессов ребенка» размещена в разделах
Игра - это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются у детей организационные навыки, выдержка, умение взвешивать обстоятельства и прочее.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Для детей дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания.
Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие школьника в целом.
Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ.
1. В подготовку к дидактической игре входит : отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
2. Проведение дидактических игры включает : ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.
3. Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели – это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.
При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников:
1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.
2. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства при формировании у ребенка игровые умений необходимо ориентировать его на возможное взаимодействие с партнером-сверстником.
3. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком его этапе развертывать игру т. д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры.
Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.
• Прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей.
• Косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.
Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дошкольный возраст – тот период жизни человека, когда закладываются все основные психологические свойства и способности, в том числе и языковая способность.
В системе задач по формированию коррекционно-педагогической работы детей дошкольного возраста дидактическая игра занимает одно из ведущих мест. В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая считает игру ведущим методом воспитания и обучения детей дошкольного возраста.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
Дидактические игры способствуют :
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.
- развитию речи детей : пополнению и активизации словаря.
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.
В дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное, познавательное, и игровое, занимательное, именно поэтому ее целесообразно использовать для коррекции различных нарушений речи дошкольников на логопедических занятиях.
Вопросы теории и практики дидактических игр рассматриваются в работах В. Н. Аванесовой, А. К. Бондаренко, Л. А. Венгера, Д. В. Менджерицкой, А. И. Сорокиной, А. П. Усовой, Г. С. Швайко, Е. И. Радиной, Б. И. Хачапуридзе, 3. М. Богуславской, Е. И. Удальцовой и многих других. Во всех исследованиях утверждалась взаимосвязь обучения и игры, определялась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми. Кроме того, в исследованиях доказана эффективность дидактической игры как игрового метода, средства и формы обучения детей дошкольного возраста. В настоящее время существует большое количество сборников дидактических игр направленных на коррекционно-педагогическую работу с детьми.
Однако, несмотря на разработанность данной темы как в теоретическом, методическом, так и практическом плане, до сих пор не достаточно систематизированы разработки по использованию дидактической игры в коррекционной работе с дошкольниками.