Получи документы

Дидактическая игра, ее сущность

Наталья Ганагина
Дидактическая игра, ее сущность
▼ Скачать + Заказать документы

Дидактическая игра, ее сущность

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

В советской же педагогике система дидактических игр была создана

Публикация «Дидактическая игра, ее сущность» размещена в разделах

в 60-е годы в связи с разработкой теории сенсорного воспитания. Ее авторами являются известные педагоги и психологи: Л. А. Венгер, А. П. Усова, В. Н. Аванесова и другие. В последние время поиски ученых О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса, Е. О. Смирнова, А. К. Бондаренко, Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова идут в направлении создания серии игр для полноценного развития детского интеллекта.

В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется ее явное эффективное воздействие на интеллект подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания младших дошкольников. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения младших дошкольников, но не открыто, а реализуются через игровую задачу. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций. Познание окружающей действительности основывается на конкретных ощущениях и восприятии, то, что мы видим, осязаем, слышим. В дошкольном возрасте непосредственное, чувственное познание – основной источник знаний об окружающем мире.

В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. Знакомство с формами, величинами, цветами, пространственными представлениями, звуками. Однако, как обнаружилось в исследованиях, на занятиях нельзя осуществить всех задач сенсорного воспитания. Важная роль по прежнему должна принадлежать дидактическим играм, но проводить их следует не от случая к случаю, а в определенной системе, в тесной связи с общим ходом сенсорного обучения и воспитания младших дошкольников. Специально организованные дидактические игры – хорошее дополнение к обучению на занятиях по ознакомлению с обобщенными представлениями, с общественно

- установленными сенсорными эталонами: геометрические фигуры, цвета солнечного спектра.

Дидактический смысл упражнений заключается в том, что ребенок получает возможность действовать сам. Если материал неизвестен детям, необходимо более активное педагогическое воздействие.

Отличительной особенностью дидактической игры является ее специфическая структура, включающая ряд компонентов: цель, задачи, содержание, игровые действия, игровые правила, результат.

Цель дидактической игры – взаимосвязанная реализация дидактической и игровой задачи. Дидактическая задача направлена на конкретизацию, уточнение, систематизацию знаний детей, усвоение способов восприятия, умственной и практической деятельности.

Как отмечают Е. И. Удальцова и другие педагоги, особое значение в дидактической игре имеют игровые действия – способы решения игровой задачи (загадывание, отгадывание, сравнение, группировка, объединение деталей, движение по маршруту и др.). Они придают дидактической игре яркую, эмоциональную окраску. Чем разнообразнее и содержательнее игровые действия, тем интереснее для детей сама игра и тем успешнее решаются поставленные задачи.

Обязательным элементом дидактической игры являются правила, которые позволяют воспитателю руководить игрой опосредованно, а не путем прямых указаний. Правила в игре имеют важное дидактическое значение : направляют игру по заданному пути, соединяют дидактические и игровые задачи, регулируют порядок совершения игровых действий, организуют взаимоотношения детей.

Отличительной особенностью игр с правилами является наличие определенного, заранее заданного конечного результата. Очень часто в дидактической игре результат каждого ребенка предполагает его соотнесение с результатами других, определяющее первенство одного из играющих, т. е. выигрыш. Критерии выигрыша определяют момент завершения игры, и без них игра с правилами как особая форма не существует. Завершаемость процесса игры выигрышем обусловливает цикличность деятельности: продолжением игры становится повторение игрового цикла, вновь замыкающегося выигрышем. На цикличный, повторяемый характер игры с правилами как ее существенную черту указывали, в частности, в своих работах Ж. Пиаже.

Завершение дидактической игры, подведение ее итогов предполагает также осуществление ее анализа, оценки и самооценки: насколько близко подошел к выигрышу, как проявил себя в игре, достиг ли того, что хотел, состоялась ли игра.

Таким образом, игра имеет определенную структуру, характеризующую ее как деятельность специфическую, полноценную и достаточно содержательную.

Включенность разных (доступных возрасту) сфер познания в содержание дидактических игр позволяет ограничить поступающую информацию, концентрировать детское восприятие и привлечь внимание к наиболее сущностным характеристикам природных, предметных и социальных объектов. Содержание дидактической игры как определенной сферы окружающей действительности позволяет сосредоточить внимание ребенка на одной стороне предмета, объекта, явления, нивелировать влияние отвлекающих факторов, что объясняет наличие выраженного педагогического эффекта игры.

При соответствующем педагогическом руководстве дидактическая игра становится специфической деятельностью, полноценной и содержательной, увлекательной и полезной для развития ребенка, в том числе его сенсорного воспитания.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Игра в настроения»Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Игра в настроения» Название: «Игра в настроения» Возраст: дети 4-7 лет Цель: развитие коммуникативных навыков и эмоционально-волевой сферы детей Возраст: дети.

Дидактическая игра «Лапочки»Дидактическая игра «Лапочки» Аннотация: «Лапочки» — это увлекательные задания, которые не только готовят руку ребенка к письму, но также развивают его память, внимание,.

Дидактическая игра по ПДД «Да или нет»Дидактическая игра по ПДД «Да или нет» Дидактическая игра «Да или нет» по ПДД для детей 5-6 лет. Цель: закрепить знание детьми правил дорожного движения, правил поведения в общественных.

Дидактическая игра «Речецветик»Дидактическая игра «Речецветик» Использование игр в логопедической работе способствует сенсорному и умственному развитию (развитию зрительного восприятия, образных представлений,.

Дидактическая игра «Варежка»Дидактическая игра «Варежка» Дидактическая игра «Варежка» Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В процессе игровой деятельности происходит познание.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Дидактическая игра, ее сущность
Опубликовано: 25 сентября 2024 в 15:05
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Дидактическая игра, ее сущность» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Ганагина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД