Эфендиева Рита
Дидактическая игра «Чудо-шарики»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа: старшая и подготовительная к школе группы, ученики начальных классов.
Цель создания: данная дидактическая игра «Чудо-шарики» способствует всестороннему развитию психических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формированию предпосылок к учебной деятельности, воспитанию творческого подхода в решении различных проблемных ситуаций.
Публикация «Дидактическая игра „Чудо-шарики“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» август 2016
Для достижения этих целей необходима систематическая и целенаправленная поддержка педагогом различных форм детской активности и инициативы. В дидактической игре «Чудо-шарики» развивающая функция обеспечивает становление личности ребенка.
Оборудование: для изготовления «Чудо-шариков» были использованы пластмассовые футляры от бахил. Каждый футляр наполняется различными предметами: зернами, семенами, сухим молоком, сахаром, солью, чаем, кофе, дрожжами.
Дополнительно к «Чудо-шарикам» были изготовлены картинки с изображением животных, птиц, растений; карточки-символы, обозначающие листья и ягоды растений.
Содержание игры: дидактическая игра «Чудо-шарики» многофункциональная. Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие. Она может быть использована во время образовательной деятельности различного содержания: ознакомления детей с окружающей средой, экологическое воспитание, формирование элементарных математических представлений, речевое и творческое развитие. Задания игры «Чудо-шарики предполагают сотрудничество детей, их совместный выбор «чудо-шариков», карточек, сравнение, обсуждение их особенностей и способов классификации. Всё это способствует активизации имеющихся у детей знаний, способов их применения в реальной и условной ситуациях. В процессе совместного выполнения заданий происходит взаимный обмен знаниями, опытом. Повышается самостоятельность и ответственность за ход игры и её результат.
Методические рекомендации по реализации игры: желательно дидактическую игру проводить с подгруппой детей.
АВТОРСКАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«ЧУДО-ШАРИКИ»
I. О. О. ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
1.1. ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ
Проведение дидактической игры «Чудо-шарики» по данному тематическому блоку способствует:
- развитию познавательных интересов, расширению опыта ориентировки в окружающем, сенсорному развитию, развитию любознательности и познавательной мотивации;
- формированию познавательных действий, становлению сознания;
- развитию воображения и творческой активности;
- формированию первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира;
- развитию восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов;
- умению делать простейшие обобщения.
Игра «Что в «чудо-шарике»?»
Цель: учить детей сравнивать шарики по составу, замечать признаки различия и схожести по цвету, форме, величине, развивать наблюдательность, мышление, речь.
Игровые правила: находить среди шариков два одинаковых, доказать их свойства.
Игровое пособие: на каждом столе перед детьми лежат лоточки с «чудо-шариками».
Ход игры: воспитатель напоминает о том, что перед ними находятся много «чудо-шариков», внутри которых: зерна, крупы, семена – разные и одинаковые; похожие и совсем разные.
- Сегодня мы будем находить «чудо-шарики», которые похожи друг на друга по содержимому. Они могут быть похожи по цвету, форме, величине. Нужно будет объяснить и доказать схожесть и различие.
Игра «Раздели на группы»
Цель: упражнять детей в классификации предметов, развивать наблюдательность, мышление.
Игровые правила: объединить «чудо-шарики» в группы, объяснить признак группировки и доказать показом на карточках и на картинках.
Игровые пособия: лоток с «чудо-шариками», карточки с изображением растений, картинки.
Ход игры: I вариант: воспитатель: дети, у вас на столе лоточке с «чудо-шариками». Вам нужно разделить их на группы и объяснить, почему вы их так разделили. Доказать показом на карточках и картинках.
II вариант: каждый стол должен выбрать определенную группу «чудо-шариков», объяснить и доказать показом на карточках.
1.2. ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Проведение дидактической игры «Чудо-шарики» по данному тематическому блоку способствует:
- формированию элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом;
- расширять представления о фактуре предметов (гладкий, пушистый, шероховатый и т. п.);
- совершенствовать глазомер;
- развивать умение классифицировать предметы по общим качествам.
Игра «Найди пару»
Цель: упражнять детей в сравнении «чудо-шариков», в нахождении сходства и в отборе одинаковых по содержанию «чудо-шариков»; развивать внимание, сосредоточенность, формировать речь.
Игровые правила: находить и называть только одинаковые «чудо-шарики». Кто правильно отбирает и называет парные «чудо-шарики», тот получает звездочку.
Ход игры: На столах лоточки с «чудо-шариками».
Воспитатель вместе с детьми рассматривает содержимое «чудо-шариков», дети называют их. Затем педагог берет два одинаковых «чудо-шарика» и, показывая один из них, спрашивает: Что в «чудо-шарике»?
Дети отвечают: фасоль.
Воспитатель: а в этом «чудо-шарике»? Правильно – тоже фасоль. Что можно сказать об этих двух «чудо-шариках»?
Дети отвечают: они одинаковые.
Сейчас мы будем играть. У меня на столе в большом лотке лежат «чудо-шарики». Я каждому раздам по «чудо-шарику». Кого я позову, тот подойдет и найдет на столе в лотке такой же «чудо-шарик», как у него. Звездочку получает тот, кто не ошибется и подробно объяснить свой выбор.
Игра «Больше-меньше»
Цель: упражнять детей в различении и сравнении величины предметов (больше, меньше, одинаковые); воспитывать внимание, речь.
Игровые правила: располагать «чудо-шарики» сначала по убывающей величине (по содержимому в «чудо-шарике» - больше, меньше, ещё меньше и самое маленькое, а потом наоборот: сначала самое маленькое, за ним побольше, ещё больше и т. д.). За каким столом быстрее и правильнее разложат «чудо-шарики», те дети и получат звездочку. Начинать и заканчивать расположение «чудо-шариков» нужно по сигналу воспитателя.
Ход игры: на столах у детей лоточки с «чудо-шариками». Дети вместе с воспитателем рассматривают содержимое «чудо-шарика». Воспитатель показывает два «чудо-шарика». Как вы думаете, по величине семена одинаковые или разные?
Дети: они разные.
Воспитатель: Кто покажет, в каком «чудо-шарике» семена больше? Правильно – семена чечевицы больше, чем семена укропа.
А теперь по моей команде каждый стол будет раскладывать так:
1-ый стол – по убывающей
2-ой стол – по нарастающей.
Затем наоборот: 1-ый стол – по нарастающей; 2-ой стол – по убывающей. Выигрывает тот стол, который заканчивает быстрее и правильно.
1.3. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МИРОМ ПРИРОДЫ
Проведение дидактической игры «Чудо-шарики» по данному тематическому блоку способствует:
- ознакомлению с природой;
- развитию умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- формированию элементарных экологических представлений:
- воспитанию умения правильно вести себя в природе;
- воспитанию любви к природе, желанию беречь её.
Игра «Что съедобно?»
Цель: упражнять детей в классификации растений (что у них съедобно – вершки или корешки).
Игровые правила: отвечать можно только двумя словами: вершки – корешки и подтвердить показом предметной картинки.
Ход игры: у детей предметные картинки, у воспитателя лоточек с «чудо-шариками».
Воспитатель: «Ребята, кто мне скажет – что такое вершки? что такое корешки?
Ответы детей.
I вариант. Я буду показывать вам «чудо-шарик», а вы должны назвать его содержимое и показать на картинке, что из него растет. Давайте вспомним: съедобный корень называется корешками, а съедобный плод на стебле – вершками. Итак, вот «чудо-шарик». Что находится в нем? Правильно, семена свеклы. Найдите и покажите картинку с изображением свеклы. Теперь скажите, что в нем съедобно? Конечно, корешки. А теперь, по очереди будете рассказывать и показывать, когда я покажу «чудо-шарик».
II вариант. Воспитатель говорит – вершки. Дети должны в лоточке найти «чудо-шарик» с семенами, из которых потом произрастает растение со съедобными вершками, и показать на картинке.
Игра «Какое это растение?»
Цель: учить детей описывать предмет, его существенные признаки, узнавать предмет по описанию и по содержимому «чудо-шарика».
Игровое действие: правильно угадать растение по содержимому «чудо-шарика» и соотнести с картинкой.
Ход занятия: воспитатель: «Вы все хорошо знаете наши «чудо-шарики» и что в них находится. А теперь я вам начну описывать растение, а вы должны найти семена, из которых растет это растение, показать «чудо-шарик» и найти изображение на картинке.
Следующее растение описывают уже дети по очереди.
Игра на экспериментальной площадке «Наш огород»
Цель: развитие экологического мышления; закрепление и углубление представлений о растениях; обобщение и систематизация знаний детей о жизнедеятельности растений; развитие творческого воображения в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей.
Игровое действие: наблюдение за растениями на экологической тропе на грядке с культурными растениями и соотнести их с «чудо-шариками».
Ход игры-занятия: воспитатель: «Дети, давайте внимательно рассмотрим грядки с овощными культурами. Вот грядка с кукурузой, Найдите мне «чудо-шарик» с зернами кукурузы. А какая грядка следующая? Найдите «чудо-шарик» с семенами этого растения и т. д.
II. О. О. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
2.1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Проведение дидактической игры «Чудо-шарики» по данному тематическому блоку способствует:
- овладению речью как средством общения;
- обогащению активного словаря;
- развитию связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
- развитию звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Игра «Закончи предложение»
Цель: учить детей понимать причинные связи между явлениями; развивать речевую активность; быстроту мышления; упражнять в правильном подборе слов; пробуждать познавательную деятельность; приучать детей слушать друг друга, не мешая.
Игровые правила: закончить предложение и соотнести с предметной карточкой. Предложение заканчивает тот, на кого укажет стрелка циферблата.
Ход занятия: перед детьми лоточки с «чудо-шариками», карточки-символы с растениями, предметные картинки, циферблат.
Воспитатель начинает предложение:
1. Я посадила семечко (какое) (и показывает «чудо-шарик» с семенами свеклы) и у нас выросла. Сначала мы поливали семечко из лейки и у нас появился. (ребенок продолжает и показывает на предметной картинке и карточке.).
2. Мы сажаем семена подсолнуха потому, что. (ребенок должен найти «чудо-шарик» с семенами подсолнуха и закончить предложение, подтверждая показом карточки и картинок).
3. Красивые стручки гороха получаются, если посадить. (найти «чудо-шарик» с горохом и показать на предметной картинке).
Игра «Сочини историю»
Цель: развивать речевую активность; воображение, память, образное мышление; формировать умение составлять рассказ.
Игровые правила: составит рассказ о любом семечке, зернышке «чудо-шариков». Ребенок может придумать рассказ о новом виде растения, которое никто не видел.
Ход игры: воспитатель как пример приводит начало рассказа о семечке цветка: «Семечко посадили в землю. Оно долго спало в земле, ему было холодно и темно. Когда солнышко согрело землю, а девочка полила семечко водой из лейки, появился росток.. Дети могут продолжить этот рассказ или придумать свою историю.
За интересный рассказ дети получают звездочку.
III. О. О. ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Проведение дидактической игры «Чудо-шарики» по данному тематическому блоку способствует:
- развитию предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания мира природы;
- реализации самостоятельной творческой деятельности детей;
- формированию художественно-творческих способностей, художественного вкуса;
- умению радоваться полученному результату как своему, так и сверстников.
Игра – занятие «Нарисуем сказку»
Цель: развитие креативности, мелкой моторики.
Игровые правила: сочинить и нарисовать сказку о содержимом «чудо-шарика».
Игровые пособия: «чудо-шарики», альбомы, карандаши, краски.
Ход игры-занятия: воспитатель начинает занятие небольшим рассказом о семенах и зернах, крупах, которые находятся в «чудо-шариках» и предлагает детям самим сочинить сказку о зернышке, или о семечке и нарисовать её.
Игра-занятие «Волшебный «чудо-шарик»
Цель: развитие творческого мышления, фантазии; закрепление знаний о семенах, зернах; формирование устойчивого интереса к изобразительной деятельности; совершенствование умения изображать предметы, передавая их формы, величину, строение, пропорции; правильное оценивание изображений, созданные самим ребенком и его сверстниками.
Игровые правила: рассмотрение содержимого «чудо-шариков» и затем их изображение, нахождение и соотнесение с предметной картинкой.
Игровое пособие: «чудо-шарики», альбом, карандаши, краски.
Ход игры-занятия: воспитатель раздает детям «чудо-шарики». На столах лежат и предметные картинки.
Воспитатель: «Ребята, давайте внимательно рассмотрим, что находится в наших «чудо-шариках»? Какое зернышко? Какое семечко?
Ответы детей.
А теперь расскажите, что из них вырастет, если их посадить в землю? Найдите картинки про это растение и покажите.
Ответы детей.
А сейчас мы будем рисовать, каждый про своё зернышко.