Татьяна Онофриенко
Диагностика детей дошкольного возраста с РДА
▼ Скачать + Заказать документы
Эмоциональное общение со взрослым.
Задание 1. «Дай ручку!»
Цель: оценивается способность найти эмоциональный контакт ребенка со взрослым.
Методика обследования:
Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.
—Давай здороваться. Дай ручку!
Рекомендации: чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напо-ристость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик — лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.
Публикация «Диагностика детей дошкольного возраста с РДА» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2014
Задание 2. «Привет! Пока!»
Цель: оценивается уровень понимания правил поведения между людьми. Задание помогает определить степень инициативы, умение приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно,
Методика обследования:
Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.
— Привет! Привет!
Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
—Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!
При прощании — повторяется — педагог машет рукой.
— Пока! Пока!
Затем предлагает малышу попрощаться.
— Помаши ручкой на прощание. Пока!
Задание 3. «Хлопаем в ладоши!»
Цель: оценивается уровень эмоционального контакта ребенка со взрослым.
Методика обследования:
Педагог хлопает в ладоши со словами:
— Хлопну я в ладоши, буду я хороший, Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!
Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:
— Давай похлопаем в ладоши вместе.
Рекомендации: если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, то настаивать не следует.
Задание 4. «Лови мячик!»
Цель: оценивается усидчивость, уровень эмоционального контакта ребенка со взрослым, развитость общей моторики.
Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик
Методика обследования:
Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать диагностику на полу : педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.
— Давай поиграем в мячик. Лови мячик!
Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.
— Кати мячик! Oй! Поймала мячик!
Рекомендации: диагностика проводится в течение 2-3 минут, при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка прекратить.
Оценка результатов:
1. Оценивается уровень общительности (легко вступает в контакт, инициативен или пас-сивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, изби-рательный негативизм).
2. Как выполнил задание: выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок; задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошиб-кой считается неправильно названное или показанное изображение); задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого.
3. Определяются индивидуальные особенности ребенка: особенности эмоционально-волевой сферы (фон настроения – нормальный, сниженный, устойчивый аффективный, эйфоричный, депрессивный, контрастирующий; беспричинный смех, крик, плач. Эмоциональная лабильность; снижение волевой активности; повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность; преобладающее настроение на занятиях (в быту) : жизнерадостное, подавление, без особых свойств; настроение устойчивое (резкие колебания настроения в течение дня); личностно-характерологические особенности (без заметных отклонений; спокойный, беспокойный; легко вступает в контакт со всеми; конфликтный; проявляет негативизм; немотивированное упрямство раздражительность; склонность к аффектам; агрессивность; обидчивость; впечатлительность; замкнутость; стремление к одиночеству); некоторые типологические особенности (активный, подвижный /инертный, медлительный; спокойный, уравновешенный /возбудимый, неуравновешенный; быстрота реакции на словесные раздражители (задания, инструкции, просьбы и т. д.) : быстрая, замедленная, требуется неоднократное подкре-пление).