Наталья Смирнова
Диагностические методики «Рисование как средство формирования представлений о цвете и форме у младших дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Диагностические методики «Рисование как средство формирования представлений
о цвете и форме у детей младшего дошкольного возраста»
Для диагностики знаний о качествах и свойствах предметов с детьми младшего дошкольного возраста использовалась методика Г. А. Урунтаевой, которая основана на заданиях разного типа деятельности.
Для оценки уровня овладения ребенком изобразительной деятельностью были выделены следующие критерии:
– передача цвета;
Публикация «Диагностические методики „Рисование как средство формирования представлений о цвете и форме у младших дошкольников“» размещена в разделах
– передача формы;
– расположение изображений на листе.
На основе выделенных критериев определены уровни развития изобразительной деятельности:
Высокий уровень (от 2,4 до 3 баллов) – ребенок выделяет цветовые эталоны, проводит действия идентификации предметов и их изображений по цвету, цветовые сочетания выстраивает по образцу. Умеет в рисовании изображать простые предметы. Группирует предметы по цвету, форме и величине. Ребенок знает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок умеет ритмично наносить линии.
Средний уровень (от 1,7 до 2,3 баллов) – ребенок умеет группировать предметы по цвету, форме и величине, но с небольшой помощью педагога. Умеет в рисовании изображать простые предметы, а также в рисунке передает цвет, но испытывает затруднения в выделении цветовых эталонов. Ребенок путает названия цветов (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету, но с небольшой помощью педагога. Ребенок испытывает затруднения ритмично наносить линии.
Низкий уровень (от 1 до 1,6 баллов) – ребенок не выделяет цветовые эталоны. Не умеет в рисовании изображать простые предметы и соотносить предметы с формой и величиной. Не может группировать предметы по цвету, форме и величине. Ребенок испытывает затруднения в названии цвета (красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный). Не обращает внимание на подбор цвета соответствующего изображаемому предмету. Ребенок не умеет ритмично наносить линии.
Задание № 1. «Найди цветок для бабочки».
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу «такой же – не такой, называть их цвет (красный, желтый, зеленый, синий).
Материал: Вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)
Проведение методики :
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок : «Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно». После выполнения задания ребенком подвести итог: «Желтая бабочка села на желтый цветок…. Все бабочки спрятались. Молодец!»
Критерии:
3 балла – ребенок правильно соотнес по цвету бабочку и цветок.
2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но цвет не назвал, или ребенок путает цвета, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 2 «Почини у матрешки сарафан» :
Цель: Выявить умение детей соотносить большие и маленькие формы (круглые, квадратные, прямоугольные) с соответствующими отверстиями и умение соотносить форму с цветом.
Материал: Картонное изображение матрешки с большими и маленькими отверстиями круглой, квадратной и прямоугольной формы на сарафане и соответственно им круги, квадраты и прямоугольники, такого же цвета, как и сарафаны.
Проведение методики : Воспитатель показывает детям матрешек и обращает их внимание на то, что у матрешек дырявые сарафаны. У матрешек сарафаны разного цвета и с различными большими и маленькими геометрическими формами соответствующих цветов.
Затем воспитатель показывает детям геометрические фигуры – заплатки и предлагает помочь матрешке заштопать сарафан. Дети выполняют задание, а матрешка благодарит их.
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно соотнес фигуры по форме и величине (большая маленькая) (круглая, квадратная, прямоугольная).
2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но форму и величину не называл, или ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 3 «Найди предметы в группе» :
Цель: Выявить умения находить предметы по цвету, форме и величине в окружающей обстановке (в группе, названные педагогам, (ориентировка в пространстве, а также выделять по цвету (красный, желтый, синий, зеленый, черный, белый, форме (круглый, квадратный, прямоугольный) и величине (большой, маленький).
Материал: Игрушки, предметы в группе.
Проведение методики :
Найди предметы круглой формы, синего цвета красного, желтого и т. д.). Что еще бывает такого цвета?
Найди предметы квадратной (круглой и прямоугольной) формы. Что еще бывает такой формы?
Найди предмет маленький и большой по величине. Что еще бывает такой величины?
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно соотнес предметы по цвету, форме и величине.
2 балла – Ребенок выполнил правильно, но цвет, форму не называл. Ребенок путает цвет, форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 4: «Чудесный мешочек» :
Цель: Выявить знания ребенка соотносить предметы по цвету, форме и величине. Умение ребенка правильно называть цвет, форму, величину.
Материал: Большие и маленькие собачки, машинки, коробочки, мячи, чашки, кубики, матрешка, «чудесный мешочек» (мешок из ткани, детская кухонная посуда.
Проведение методики : Воспитатель предлагает ребенку вытащить игрушку из «чудесного мешочка». Ребенок, обследуя предмет, соотносит его с сенсорными эталонами (цвет, форма, величина) и называет их.
Критерии оценок:
3 балла – Ребенок правильно отмечает цвет, форму и величину предмета.
2 балла – Ребенок испытывал затруднения в определении цвета и формы, но с помощью педагога исправлял ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 5 «Светит солнышко» :
Цель: Выявить умение детей передавать в рисунке образ солнышка, и умение изображать длинные и короткие лучи.
Материал: альбомного листа, гуашь желтого цвета, кисти, банки с водой, салфетки.
Проведение методики : Сначала воспитатель читает детям стихотворение А. Барто «Смотрит солнышко в окошко». Затем показывает детям лист с наклеенным кругом и обращает их внимание на то: что не хватает у солнышка? (Лучиков) Лучики у солнышка все одинаковые? Нет…они бываю длинные и короткие.
Дети выполняют рисунок.
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно соотнес линии по величине (длинный и короткий) луч.
2 балла – Ребенок выполнил задание правильно, но длину не называл. Ребенок путал длину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с заданием.
Задание № 6 «Домик для собачки» :
Цель: Выявить умения рисовать предмет, состоящий из квадратной и круглой формы, прямой крыши.
Материал: альбомного листа с наклеенной прямой крышей, цветные восковые мелки.
Проведение методики :
Воспитатель загадывает детям загадку о собачке. Дети угадывают с помощью наводящих вопросов.
– А теперь послушайте стихотворение про собачку.
– Что делает собачка? (охраняет дом)
– Где живет собачка? (в будке)
Сначала вспомнили с детьми, какие домики для собачек бывают.
– А вы знаете, как называется домик для собак? (конура)
– Какая она бывает по цвету, по форме, величине?
Уточнили части конуры, их формы, расположение.
Дети приступили самостоятельно рисовать.
Критерии оценок:
3 балла – ребенок правильно передал в рисунке форму круга и квадрата.
2 балла – ребенок передал формы в рисунке правильно, но испытывает затруднения их назвать. Ребенок путает форму и величину, но с помощью педагога исправляет ошибку.
1 балл – Ребенок и с помощью педагога не справился с задание.
2. Задание «Покажи и назови»
Цель: проверить понимание ребенком слов, обозначающих цвет предметов.
1. Перед ребенком на столе раскладывали предметные картинки : красная бабочка, красный шарик, синяя стрекоза, красный цветок, красная божья коровка. Предлагали детям посмотреть и найти картинку, которая не подходит к остальным.
2. По аналогии предлагали детям картинки : зеленая груша. Зеленый кузнечик, зеленый листик, зеленая лягушка, зеленый горошек, желтый цыплёнок. Задание то же - посмотреть и найти картинку, которая не подходит к остальным.
3. По аналогии картинка с изображением предметом черного цвета : паровоз, дом, дым. На этой же картинки изображены предметы белого цвета : снеговик, снежинка. Задание - назови какие предметы ты видишь на картинке белого (черного цвета).
Оценка результатов:
- задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в понимании слов, обозначающих признаки предметов по цвету, отсутствуют;
- задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение или неправильно названное слово) - имеются нарушения в понимании слов, обозначающих признаки предметов по цвету;
- задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого, — понимание практически отсутствует.
В работе с детьми использовали два вида помощи: незначительная - инструкция типа «смотри внимательней, значительная - указательный жест «А это что?».
3. Задание «Бабочки на полянке»
Цель: проверить понимание ребенком слов, обозначающих признаки предметов по цвету.
Перед ребенком размещали на столе картинки с изображением цветов и бабочек разного цвета. Предлагали ребенку посмотреть на картинку и выполнить следующее задание: «Как много на полянке цветочков! Покажи только красные, только желтые, только синие, только белые! Покажи, каким карандашом раскрашен каждый цветок. Помоги найти каждой бабочке цветок того же цвета, что и она сама».
Оценка результатов:
- задание выполнил полностью, самостоятельно и без ошибок - нарушения в понимании слов, обозначающих признаки предметов по цвету, отсутствуют;
- задание выполнил не полностью, с ошибкой или с незначительной помощью взрослого (ошибкой считается неправильно показанное изображение или неправильно названное слово) - имеются нарушения в понимании слов, обозначающих признаки предметов по цвету;
- задание не выполнил, несмотря на значительную помощь взрослого, -понимание практически отсутствует.
В работе с детьми использовали два вида помощи: незначительная - инструкция типа «смотри внимательней, значительная - указательный жест «а это что?».