Юлия Владимировна
Дежурство как форма организации труда детей
Дежурство - как форма организации.
Дежурство - такая форма организации труда детей, в которой дежурные всегда выполняют работу, имеющую общественную значимость, необходимую для коллектива.
Дежурство как форма организации труда детей впервые была исследована З. Н. Борисовой в 1953 году. Этим автором были разработаны содержание этой формы труда и методика руководства деятельностью детей. Позже данную проблему исследовала Г. Н. Година.
Публикация «Дежурство как форма организации труда детей» размещена в разделах
Большой вклад в разработку теории трудового воспитания, дежурства, как формы организации детского труда в воспитании старших дошкольников внесли такие педагоги как Н. К. Крупская, Е. А. Аркин, Р. И. Жуковская, А. В. Суровцева, Е. И. Радина, А. П. Усова.
Общие задачи дежурства решают две основные группы задач трудового воспитания :
1. Помощь ребенку в овладении определенной трудовой деятельностью : в освоении структуры деятельности; приобретении трудовых навыков, умений.
2. Развитие личности ребенка в труде : развитие свойств, качеств личности; формирование взаимоотношений; приобретение социального опыта взаимодействия.
Дежурство предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяется общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного и заботливого отношения к людям и природе. Это помогает в доступных конкретных делах формировать у детей желание потрудиться ради других, проявлять заботливое отношение к своим товарищам, к животным и растениям, находящимся в уголке природы, а также воспитывать у них умение помогать взрослому, замечать, в чем необходима помощь (З. Н. Борисова, К. А. Климова).
Таким образом, дежурство как форма организации детского труда имеет большое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Дежурство воспитывает у детей организованность, самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся более уверенными в своих действиях.