Гайдарова Людмила Александровна
Сценарий мероприятия «Детство, опаленное войной»
▼ Скачать + Заказать документы
«Детство, опаленное войной»
Цель: Знакомство с историей Великой Отечественной войны, знакомство с юными защитниками Родины и их подвигами с целью сохранения исторической памяти и преемственности поколений.
Задачи:
1. Воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою страну и народ, уважение к подвигу юных патриотов.
2. Активизировать интерес к изучению знаменательных событий истории Отечества.
3. Развитие нравственно – патриотического чувства, посредством изучения истории Отечества.
4. Расширить знания учащихся о Великой Отечественной войне.
Публикация «Сценарий мероприятия „Детство, опаленное войной“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Сценарии праздничных мероприятий на 9 мая
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2019
5. Способствовать воспитанию сострадания и переживания.
Оборудование: изображения по теме, плакаты, презентация «Детство, опаленное войной», песня «День Победы», Голос Ю. Левитана, песня «Священная война», песня «До свиданья, мальчики» Б. Окуджава
Оформление: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, на доске висят изображения на военную тематику
Форма проведения: час общения
Ход мероприятия:
1. Организационный момент:
Усадить детей, настроить на работу
2. Сообщение темы:
Голос Ю. Левитана «Объявление о начале войны»
Песня «До свиданья, мальчики» Б. Окуджава
(Слайд 3)
Июнь. Клонился к вечеру закат.
И теплой ночи разливалось море.
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
Июнь! Тогда еще не знали мы,
Со школьных вечеров домой шагая,
Что завтра будет первый день войны,
А кончится она лишь в сорок пятом, в мае
Воспитатель: Заросли шрамы окопов, исчезли пепелища сожжённых городов, выросли новые поколения. Но в памяти человеческой день 22 июня 1941 г. остался не просто как роковая дата, а как рубеж, начало отсчёта долгих дней и ночей Великой Отечественной войны нашего народа.
Девчонкам и мальчишкам, чье детство закончилось с приходом войны, посвящается наше сегодняшнее занятие под названием «Детство, опаленное войной».
3. Изложение нового материала:
Воспитатель: Война стала тяжелейшим трагическим испытанием для нашей Родины. На захваченных территориях фашисты совершали дикие по своей жестокости преступления, жертвами которых были мирные жители старики, женщины, и, конечно же, дети…
Воспитатель: Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома и в гостях у бабушки, в пионерском лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
Воспитатель: Враг не щадил детей так же как и взрослых.
Воспитатель: 22 марта 1943 года. Озверевшие фашисты ворвались в деревню Хатынь и окружили ее. Все население Хатыни от мала до велика — стариков, женщин, детей выгоняли из домов и гнали в колхозный сарай. Когда все население деревни было в сарае, фашисты заперли двери сарая, обложили его соломой, облили бензином и подожгли.
Воспитатель: В огне заживо сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей до 16-тилетнего возраста. Какое преступление перед миром совершил Юзик Иотко, Миша Каминский, которым исполнился всего лишь год?
Воспитатель: Единственный взрослый свидетель хатынской трагедии 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский, обгоревший и израненный пришел в сознание поздно ночью, когда фашистов уже не было в деревне. Ему пришлось пережить еще один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашел своего израненного сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.
Воспитатель: Самому маленькому жителю Хатыни Толику Яскевичу было всего 7 недель. Его старший брат Владимир Яскевич, которому было 13 лет смог спастись. До недавнего времени он проживал в одной из белорусских деревень и являлся единственным живым свидетелем хатынской трагедии.
Воспитатель: В марте 1943-го, гитлеровские каратели дотла сожгли районный центр Корюковку Черниговской области, бросив в огненную могилу 7000 жителей, главным образом стариков, женщин, детей. Этот факт отметила комиссия, готовившая материалы к Нюрнбергскому процессу, как самое массовое уничтожение мирных жителей на оккупированных территориях за весь период Второй мировой войны.
Воспитатель: 19 июня 1944 года немецкие оккупанты сожгли белорусскую деревню Дальва. В пламени пожара погибли 44 человека: 29 детей, 13 женщин и 2 мужчины. Избежать страшной участи удалось немногим.
Воспитатель: Один из них Николай Петрович Гирилович. Случай помог ему остаться в живых. В это время он пас коня на лужайке в лесу и услышал, как раздался взрыв, а затем автоматную очередь. Вскочив на ноги, посмотрел в сторону Дальвы и увидел, как над деревней поднимается огромный черный столб дыма. Бросился бежать к Дальве, поднялся на пригорок и остановился. Страшная картина предстала перед глазами подростка - горела вся деревня, никого из жителей в деревне не было.
Воспитатель: Дети в суровые годы войны вместе со взрослыми сражались на фронтах и в тылу врага. Сыны полков, маленькие солдаты, маленькие мальчишки в шинелях – называли фронтовики юных патриотов, которые вместе со взрослыми участвовали в защите Родины. Летопись сороковых годов полна примеров мужества и героизма детей. Имена и подвиги не остались неизвестными.
Воспитатель: Ребята, а кто-нибудь из вас знает имена юных героев? Может кто-то знает историю их величайшего подвига?
Сейчас я Вам предлагаю послушать несколько историй, биографий детей-героев. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.
Марат Казей (Слайд 4 - 5)
. Война обрушилась на белорусскую землю. В деревню, где жил Марат с мамой, Анной Александровной Казей, ворвались фашисты. Осенью Марату уже не пришлось идти в школу в пятый класс. Школьное здание фашисты превратили в свою казарму. Враг лютовал.
За связь с партизанами была схвачена Анна Александровна Казей, и вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Гневом и ненавистью к врагу наполнилось сердце мальчика. Вместе с сестрой, комсомолкой Адой, пионер Марат Казей ушел к партизанам в Станьковский лес. Он стал разведчиком в штабе партизанской бригады. Проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске.
Марат участвовал в боях и неизменно проявлял отвагу, бесстрашие, вместе с опытными подрывниками минировал железную дорогу.
Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их. и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. В городе Минске поставлен памятник юному герою.
Связисты, разведчики, пулеметчики, санитары, оружейники, музыканты – они всегда оставались озорными ребятишками, однако свои нелегкие солдатские обязанности выполняли по-взрослому и с полной отдачей сил.
Леня Голиков (Слайд 6-7)
Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.
Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады.
Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.
Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады.
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.
Бесстрашными и мужественными были эти мальчишки и девчонки – орлята, так их называли. Они верили в победу, в свои силы. На их плечи взвалилась тяжелая ноша войны – детство в огне и пожаре, смерть близких и дорогих людей.
Зина Портнова (Слайд 8-9)
Война застала ленинградскую пионерку Зину Портнову в деревне Зуя, куда она приехала на каникулы, - это неподалеку от станции Оболь Витебской области. В Оболи была создана подпольная комсомольско-молодежная организация "Юные мстители", и Зину избрали членом ее комитета. Она участвовала в дерзких операциях против врага, в диверсиях, распространяла листовки, по заданию партизанского отряда вела разведку.
. Стоял декабрь 1943 года. Зина возвращалась с задания. В деревне Мостище ее выдал предатель. Фашисты схватили юную партизанку, пытали. Ответом врагу было молчание Зины, ее презрение и ненависть, решимость бороться до конца. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрела в гестаповца.
Вбежавший на выстрел офицер был также убит наповал. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли ее.
Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась стойкой, мужественной, несгибаемой. И Родина посмертно отметила ее подвиг высшим своим званием - званием Героя Советского Союза.
4. Физминутка
Мое солнышко проснулось, (открывают глазки) Нежно-нежно потянулась! (потягиваются) Глазки вытерла рукой (трут глазки)
Тихо топнула ногой. (топают ножкой)
Огляделась: где же все, (оглядываются в разные стороны)
Не идут они ко мне? (поднимают плечи вверх вниз)
Может, мне еще поспать? (сложили ручки у щеки)
Или может поиграть? (топают ножкой)
Валя Котик (Слайд 10-11)
Он родился 11 февраля 1930 года в селе Хмелевка Шепетовского района Хмельницкой области. Учился в школе №4 города Шепетовки, был признанным вожаком пионеров, своих ровесников.
Когда в Шепетовку ворвались фашисты, Валя Котик вместе с друзьями решил бороться с врагом. Ребята собрали на месте боев оружие, которое потом партизаны на возу с сеном переправили в отряд.
Присмотревшись к мальчику, коммунисты доверили Вале быть связным и разведчиком в своей подпольной организации. Он узнавал расположение вражеских постов, порядок смены караула.
Фашисты наметили карательную операцию против партизан, а Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.
Когда в городе начались аресты, Валя вместе с мамой и братом Виктором ушел к партизанам. Пионер, которому только-только исполнилось четырнадцать лет, сражался плечом к плечу со взрослыми, освобождая родную землю. На его счету - шесть вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награжден орденом отечественной войны 1 степени, медалью "Партизану Отечественной войны" 2 степени.
Валя Котик погиб как герой, и Родина посмертно удостоила его званием Героя Советского Союза. Перед школой, в которой учился этот отважный пионер, поставлен ему памятник.
Надя Богданова (Слайд 12-13)
Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.
В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде "дяди Вани" Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов, всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом вместе с бойцами-партизанами взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелон с военным снаряжением, минировала объекты.
Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым вывесила она 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву - расстреливать, сил у неё уже не оставалось - упала в ров, на мгновение, опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой.
Второй раз её схватили в конце 43-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжигали на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В. П. Филатов вернул Наде зрение.
Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко - её командир - говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь.
Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.
(Слайд 14)
Юные, безусые герои!
Юными остались вы навек!
Перед вашим вдруг ожившим строем
Мы стоим, не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причина,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины,
Девочки достойные поэм.
Воспитатель: ПРИШЕЛ ЧАС - ОНИ ПОКАЗАЛИ, КАКИМ ОГРОМНЫМ МОЖЕТ СТАТЬ МАЛЕНЬКОЕ ДЕТСКОЕ СЕРДЦЕ, КОГДА РАЗГОРАЕТСЯ В НЕМ СВЯЩЕННАЯ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ И НЕНАВИСТЬ К ЕЕ ВРАГАМ.
Воспитатель: На хрупкие плечи мальчишек и девчонок легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.
ПОЧТИМ ПАМЯТЬ ВСЕХ ПОГИБШИХ ЗА РОДИНУ МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ.
5. Итог:
Воспитатель: Сегодня мы опять вспоминаем ту войну. Для того, чтобы помнить всегда тех, кто сделал всё, чтобы мы, живущие сейчас, могли смеяться и плакать, радоваться и огорчаться, учиться, работать - да просто жить. Пусть каждый из вас почувствует на себе строгие глаза павших, чистоту их сердец, ощутит ответственность перед памятью этих людей. Родина помнит своих героев. В каждом городе, селе есть памятники героям Великой Отечественной войны.
Воспитатель: Во время Второй мировой войны всего в мире погибло 13 миллионов детей. Кто теперь скажет, сколько среди них было русских ребят, сколько белорусских, польских или французских? Погибали дети – граждане Мира.
Жил мальчик на хуторе Мшинском,
За дальним кордоном лесным,
Когда появились фашисты,
Он стал партизаном связным.
Ходил он, как нищий, по селам
С холщовой сумой на плече,
В отцовых ботинках тяжелых
И мамином рваном плаще.
То в окна стучался немые,
То брел к старикам на покос.
И танк подрывался на мине,
И поезд летел под откос…
Забылось негромкое имя,
Осталась лишь кличка – Связной.
Он пережил осень и зиму.
Его расстреляли весной…
Воспитатель: Помните! Через века, через года. Помните,
О тех, кто уже ни придет никогда,
Помните!
Тех. Кто шел в бой за Родину. Выстоял и победил.
Тех, выстоял в стужу блокадных ночей.
Тех, кто улетел вместе с дымом из Бухенвальдских печей.
Тех, кто на речных переправах шел, словно камень ко дну.
Тех, кто на века безымянный канул в фашистском плену.
Тех, кто ради победы сердце отдать был готов.
Всех, кто ушел в бессмертие. Помните!
(Слайд 15)
На этом наше занятие закончено. Всех благодарю за внимание.