Галина Владимировна Чикунова
Консультация для педагогов «Детское экспериментирование»
Консультация для педагогов «Детское экспериментирование»
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Дети пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена от природы. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, тем быстрее развиваются его познавательные способности. Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?
Публикация «Консультация для педагогов „Детское экспериментирование“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Умелое планирование детского экспериментирования, отбор познавательного материала, разработка проектов изучения с детьми того или иного явления окружающей действительности с разных сторон, позволяет выделять связь с живой и неживой природой, с социальным и предметным миром. Для успешной деятельности в будущем, для приобретения опыта социально уверенного поведения, для развития социальных способностей ребенка, применима мудрость древних китайцев: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».
Особенности детского эксперимента.
- Детское экспериментирование – игра. Как и игру, продолжительность опыта не следует жестко регламентировать.
- Детское экспериментирование свободно от обязательности. Во время любого эксперимента ребенок сохраняет ощущение внутренней свободы.
- Дети не могут работать, не разговаривая. Проговаривание своих действий – один из факторов развития ребенка дошкольного возраста. Необходимо создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению, но улавливая грань между творческим общением и нарушением дисциплины.
- Не увлекаться чрезмерным фиксированием результатов эксперимента. Главная задача эксперимента – это обучение ребенка размышлению, а не формулирование выводов.
- Право ребенка на ошибку. Педагог обсуждает с детьми тот результат, который получился в реальной жизни. Непредусмотренный результат не является неправильным.
- Строгое соблюдение правил безопасности. До начала эксперимента дети воспринимают инструкции по правилам безопасности, но, увлекаясь работой, часто забывают о них. Поэтому за соблюдением правил следит педагог.
Эксперименты незаметно и органично вплетаются во все виды деятельности и составляют с ними единое целое. Эксперименты не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.