Екатерина Назарова
Детско-взрослый проект «Волшебные краски»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание:
Пояснительная записка
Матрица проекта
Сценарий совместной деятельности по решению задач
Список литературы
Пояснительная записка
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Публикация «Детско-взрослый проект „Волшебные краски“» размещена в разделах
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.
Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина (2004) ; К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин (2001) .
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу не-принужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, само-стоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию:
Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.) .
Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость) ;
Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Матрица проекта
Название проекта : «Волшебные краски»
Образовательная тема проекта : «Формирование культуры здорового образа жизни дошкольников через нетрадиционные техники рисования»
Проблемное поле проекта : Недостаточный уровень развития у дошкольников художественного творчества и активизации творческого потенциала.
Цель :развитие художественно-творческих способностей детей старшего
дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи: познакомить детей с различными техниками нетрадиционного рисования; учить активно и творчески применять усвоенные способы в изобразительной деятельности; вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними; способствовать формированию учебно-познавательной компетентности: восприятие, внимание, воображение, мышление; формировать коммуникативную компетентность; развивать у детей наблюдательность,умение видеть характерные эстетические признаки окружающих объектов; поощрять стремление детей к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники выполнения работ.
Ожидаемый результат:
1. Повышение активности каждого ребёнка - участника проекта в использова-нии нетрадиционных техник и материалов в самостоятельной деятельности.
2 .Проявление устойчивого интереса к изобразительной деятельности у детей старшей группы.
3 .Развитие сенсорных умений, мелкой моторики.
4 .Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития изобразительных умений детей, переориентация ценностных установок в значимости данного вида детской деятельности.
5. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ
СЦЕНАРИЙ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ
Планируемое время на реализацию проекта по этапам
Срок реализации проекта : 1 год (сентябрь –май, 2018-2019г.) .
В месяц по 3 занятия.
Продолжительность: долгосрочный.
Вид проекта - творческий.
Участники проекта :
Дети – старший дошкольный возраст
Педагоги – воспитатели группы.
Родители – папы и мамы, участвующие в подготовке и реализации проекта.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный этап.
Определение проблемы, цели и задач проекта.
Изучение методической литературы, публикаций в журналах «Дошкольное воспитание», посещение сайтов по теме проекта.
Анализ многообразия художественных техник рисования, подбор нетрадиционных подходящих для старшего дошкольного возраста;
Оформление наглядных пособий, организация предметно-развивающей среды.
Нахождение и установление эффективных связей с родителями.
Стартовая диагностика уровня развития творческих способностей детей.
Разработка тематического перспективного плана.
Создание словаря по данной теме.
1 этап.
Выявление уровня художественных способностей в изобразительном творчестве детей:
• экспериментирование с разными художественными и изобрази-тельными материалами при решении творческих задач;
• умение использовать возможности различных изобразительных и художественных материалов для создания художественного образа;
• умение пользоваться различным оборудованием и инструментами;
• самостоятельно «открывать» для себя способы действия с различ-ными предметами, делая выводы в процессе анализа собственных действий;
• Развитие художественного вкуса.
• Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
• Изучение творческого потенциала воспитателей, анкетирование родителей.
• Создание программно-методических и организационных условий для реализации инновационного проекта.
• Разработка учебной программы «Мир фантазий» по развитию художественного творчества на основе пособий Г. Н. Давыдовой «Нетрадиционные техники рисования в детском саду».
• Разработка цикла занятий с детьми и воспитателями в рамках проекта.
• Разработка плана развлечений, конкурсов и выставок.
Составление дидактических игр и упражнений на развитие творческого вооб-ражения, в каждом из которых сочетались бы элементы разных видов изобразительной деятельности: лепка, рисование, нетрадиционные техники.
Продукты проекта :
• для детей: коллективные и индивидуальные творческие работы, альбом «Мир фантазии».
• для педагогов: картотека дидактических игр по изобразительной деятельности, конспекты мероприятий;
• для родителей: консультации, выставки детского творчества.
Система работы проекта.
Работа с педагогами.
Консультации:
1. «Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве».
2. «Развитие творческого воображения на занятиях по изобразительной дея-тельности».
Семинары-практикумы:
1. «Знакомство с нетрадиционными техниками рисования и их роль в развитии детей дошкольного возраста»
2. «Увлекательное рисование».
Организация работы по реализации проекта.
Работа с детьми
Совместная деятельность взрослого и ребенка; самостоятельная деятельность детей; рассматривание образцов, фотографий, иллюстраций; чтение и обсуждение художественной литературы; продуктивная деятельность под музыку, рисование иллюстраций; игры и упражнения под тексты стихотворений; наблюдение за природой; рассматривание и обсуждение предметов; физкультминутки; оформление выставки.
Работа с родителями
• Знакомство родителей с нетрадиционными способами рисования, привлечение их к совместному с детьми творчеству. Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т. д.). Оформление уголка для родителей по данной теме.
Целесообразны следующие формы работы с родителями:
Беседы: с элементами практикума:
«Рисуя – играем». Цель: показать родителям значение совместных творческих игр в семье для творческого развития ребенка.
• мастер класс;
• выставки детских работ для родителей;
• конкурсы совместных работ родителей и детей на различные темы с использованием нетрадиционного рисования;
• анкетирование;
• рекомендации
• консультации:
1. «Использование нетрадиционных приемов рисования в развитии
креативности детей».
2. «Развитие общения детей и родителей в процессе занятий по рисованию».
Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т. д.).
Совместная деятельность родителей и детей.
Открытые занятия.
1.«Разноцветные бабочки».
Развлечение по изобразительной деятельности
«Путешествие в страну «Рисовандию».
Выставки рисунков и конкурсы.
1. «Осенние мотивы».
2. «Разноцветные кляксы».
3. «В мире животных».
4. «Времена года».
5. Выставка работ семейного творчества.
2 этап.
Совместная художественная деятельность детей и родителей при подготовке выставок и конкурсов рисунков.
Проведение мониторинга удовлетворенности родителей эффективностью взаимодействия с детским садом в развитии творческих художественных способностей детей.
Подведение итогов работы – диагностика, выставка работ семейного творчества в детском саду.
Реализация проекта.
Создание развивающей среды на основе различных видов искусства, предметного окружения.
Специальное оборудование и мебель: имеются мольберты, столы можно рас-ставлять по-разному, в зависимости от темы и формы проведения занятия.
Среда украшена репродукциями картин, произведениями народного искусства, выставкой авторских работ сотрудников ДОУ и родителей предметами детского творчества.
Для рисования имеются необходимые разнообразные художественные мате-риалы, от качества которых в известной мере зависят результаты обучения детей.
Заключительный этап
• Изготовление альбома «Мир фантазий».
• Проведения мастер - класса для родителей по нетрадиционному рисованию «Удивительное рисование».
• Выставка детских рисунков и совместных работ родителей и детей на заданную тему.
• Разработка «Методических рекомендаций» для педагогов и родителей по использованию нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста.
• Проведение диагностики развития художественно-творческих способностей детей.
Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Ноутбук
Проекционное оборудование
Фотоаппарат
Необходимые изобразительные материалы: акварельные краски, гуашь, карандаши, фломастеры, мелки, пластилин, свечи восковые, ватные палочки, кисточки разных размеров, клеевые щетки, кусочки поролона, детские ножницы с тупыми концами, ткани, природный материал, копировальная бумага различных цветов, остатки шерстяных или полушерстяных ниток, сюжетные открытки, клей, бумага цветная, картон, красивой формы гладкие камушки, ракушки, трубочки от коктейля, колпачки, растительный материал, поролон.
Заключение
Проект : «Волшебные краски» направлен на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством использования нетрадиционных техник рисования.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.
Важное условие развития ребенка - оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.
Список литературы.
1. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 –М. : “Издательство Скрипторий 2003”, 2014.
2. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2 –М. : “Издательство Скрипторий 2003”, 2017.
3. Екжанова, Е. А. Изобразительная деятельность в воспитании и обучении дошкольников с разным уровнем умственной недостаточности. – СПб: Сотис, 2013.
4. Казакова, Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техника рисования: планирование, конспекты занятий М. : ТЦ Сфера, 2015
5. КомароваТ. С. Теория и методика изобразительной деятельности дошкольника. М., 2017.
6. Ямова,Л. Р. Детские радости в рисунке. – СПб,«Палитра», 2018