Гульназ Султанова
Детско-родительский тренинг «Семейные радости»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: гармонизация детско-родительских отношений.
Задачи:
• содействовать созданию единой развивающей образовательной среды, способствующей формированию социально-эмоциональных компетенций у детей;
• создать условия для вовлечения родителей в активную совместную деятельность в области социально-эмоционального развития детей и дальнейшего заинтересованного участия детей и родителей в занятиях с педагогом-психологом.
Формат проведения: очный
Длительность мероприятия: 40 мин.
Публикация «Детско-родительский тренинг „Семейные радости“» размещена в разделах
Оборудование: листы бумаги формата А4 (по количеству семей); фломастеры; цветные карандаши; ромашка, цветные коврики, воздушные шарики, платочки, кубик Эмоции, стулья, карточки «Рисунки на спине»
Ход тренинга.
Вступительное слово педагога-психолога. (4 мин.) Педагог-психолог: Здравствуйте, уважаемые родители и дети! Я рада вас приветствовать и благодарю, что нашли возможность прийти вместе. Сегодня во время нашего занятия приглашаю вас отправиться в путешествие и узнать в чем секрет счастливой и ладной семьи. А чтобы путешествие состоялось, прошу вас проявлять активность, смелость, выполнять задания по моему сигналу, помогать друг другу при необходимости. Согласны? Хорошо, тогда пора отправляться в путь и для начала предлагаю представить друг друга.
Упражнение 1. «Вместе с мамой»
Педагог-психолог: Предлагаю представить друг друга. Для этого сначала ребенок представляет своего родителя «Как зовут маму (или папу, что любит делать (в свободное время, интересы, в какие игры любят играть вместе». Затем представленный родитель представляет своего ребенка и любимые игры с ним. Таким образом, представляются все участники, передавая друг другу мяч.
Родительско-детские пары представляют друг друга.
Очень важно, что в семье была поддержка друг друга и понимание. Поэтому я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Наши чувства».
Упражнение 2. Игра «Наши чувства» (5 мин.)
Цель: настрой на совместную работу.
Оборудование: кубик с изображением эмоций.
Описание: участникам предлагается по очереди кидать кубик.
• Если кубик кидает ребёнок, то ему необходимо продолжить фразу: «Мама (папа) называют выпавшую эмоцию (злится, радуется, грустит и т. д., когда …»
• Если кубик кидает родитель, то ему необходимо продолжить фразу: «Называют имя ребёнка, затем выпавшую эмоцию на кубике и говорит, когда их ребёнок испытывает выпавшую эмоцию».
Педагог-психолог: Спасибо за представление друг друга, здорово, что у каждого есть свои интересы и совместные увлечения, а сейчас пора отправляться в путь всем вместе. Готовы?
Упражнение 3. Игра-разминка «Автомобили»
Подготовьте музыкальное сопровождение: Кукутики «Еду на машине».
Педагог-психолог: В наше путешествие мы с вами отправимся на «автомобилях». Для этого делимся на пары. Взрослый встает сзади ребенка. Ребенок – автомобиль, взрослый водитель. Прикосновение к голове ребенка – газ, к правому плечу – поворот направо, к левому плечу – поворот налево, к спине – задний ход. Скорость движения выбирает ребенок. Как только зазвучит музыка – поехали, как только музыка закончится – это сигнал, что мы на месте – приехали.
Предложите участникам поделиться впечатлениями от данной игры.
Вопросы для обсуждения:
1. Как чувствовали себя автомобили?
2. Как чувствовали себя водители?
3. Легко ли было или были какие-то трудности?
Подведите родителей к выводу, что у каждого свой индивидуальный стиль, свой темп и скорость движения. В общении, воспитании и развитии детей очень важно учитывать психологические и физиологические особенности своего ребенка.
Упражнение 4. «Слепой и поводырь»
Подготовьте музыкальное сопровождение: Кукутики «Пузыри». Выстройте «тропу препятствий» – расставьте стулья, также препятствиями могут послужить другие участники игры.
Педагог-психолог: Сейчас я предлагаю вам подобно котятам, которые только что родились и не видят ничего вокруг, поиграть в игру «Слепой и поводырь». Ваши мамы будут в роли «поводыря» – мамой-кошкой, а вы – маленькими слепыми котятами. Задача мамы – провести своего котенка через разные препятствия, чтобы он не ударился и не упал. Движение начинаем только по моей команде и звучании музыки, останавливаемся тоже по сигналу.
При выполнении задания котятам одевают маски. Затем меняются ролями: дети становятся «поводырями», а родители – «слепые котята». Упражнение рекомендуется проводить по одной паре «родитель – ребенок», или в просторном помещении можно проводить одновременно со всеми родительско-детскими парами. Как только упражнение выполнено, все возвращаются в круг и делятся своими впечатлениями.
1. Что чувствовали «слепой» и «поводырь»?
2. В какой роли больше понравилось?
3. Чем данное упражнение было для вас полезным?
Упражнение 5. «Каким я вижу тебя…»
Предложите отдельно сесть команде родителей и отдельно команде детей. Каждому родителю дайте по одному лепестку от ромашки и предложите написать на нем одно самое важное качество ребенка, которое они бы хотели видеть в нем. Команда детей обсуждает совместно с ведущим, какими бы они хотели видеть своих родителей. Взрослый за детьми записывает их мысли на каждом из лепестков.
Затем каждой команде зачитайте содержимое с лепестков ромашек. Обратите внимание на реалистичность выполнения ожиданий и важность учета возрастных особенностей детей. Упражнение завершите позитивными выводами и аплодисментами.
Упражнение 6. Игра «Мы любим друг друга»
Попросите родителя и ребенка сесть друг напротив друга. Далее родитель и ребенок повторяют слова за ведущим, показывают на части тела и обнимаются в конце. Я – дрозд и ты – дрозд.
У меня – нос, и у тебя – нос.
У меня щечки красные.
И у тебя щечки красные.
У меня губки алые.
И у тебя губки алые.
Мы с тобой два друга,
Любим мы друг друга.
Упражнение7. “Семейный герб и гимн”
Материалы: бумага, краски, кисточки, вода, фломастеры, карандаши цветные и простые, ластик.
Ведущий рассказывает участникам о том, что с давних пор люди составляют гербы своей семьи из разных символов, которые отражают в лаконичной форме жизненную философию, главную ценность семьи. Участникам в парах “родитель – ребёнок” предлагается нарисовать свой герб, это не обязательно должно быть что-то конкретное, может быть сочетание цветов, геометрических фигур, цветовых пятен и др.
Затем все рисунки выкладываются в цент круга на полу и ведущий предлагает каждому рассказать про свой герб, что он символизирует. При этом необходимо спросить участников об их чувствах во время рассказа о своём гербе (когда все участники выскажутся, группе предложить – если есть желание, что-то изменить в своём гербе).
Рядом с гербом предлагается написать свой жизненный девиз. Девиз должен быть кратким и отражать суть жизненных устремлений, позиций, идею или цель семьи.
После завершения работы идет обсуждение.
Вопросы для обсуждения: что нового узнали участники группы о себе и других, какие чувства они испытывают сейчас, чем бы хотели поделиться друг с другом.
Примечание: рисование должно быть совместным. Изображение герба и девиза заставляют сконцентрироваться на главном и общем, что ценят в жизни дети и родители, чем дорожат.
Упражнение 8. “Найди свою маму”
Инструкция: ребенку завязываются платком глаза. Мамы участницы садятся на стулья в ряд. Ребенок, постепенно обходя ряд, на ощупь должен найти свою маму. Играют все участники. Обратное можно предложить родителям—с закрытыми глазами отыскать своего ребенка.
Упражнение 9. «Цвет и движение»
Цель: это упражнение на внимательность.
Оборудование: 4 коврика (зеленый, красный, синий, желтый)
Описание: Если я встану на зеленый цвет, то вы качаете головой в стороны, если встану на красный, то хлопаете. На синий – прыжки на месте, на желтый – ходьба по кругу.
Упражнение 10. «Непослушные шарики»
Цель: снять эмоциональное напряжение, способствовать дальнейшему сплочению группы.
Оборудование: 2 воздушных шарика
Описание: А теперь возьмемся за руки, образуя замкнутую фигуру. Я выдаю группе 2 воздушных шарика. Задача участников – любыми способами, но, не расцепляя рук, удерживать шарики в воздухе как можно дольше.
Упражнение 11. «Рисунки на спине»
Делимся на 2 команды: детей и родителей, встаем друг за другом, образуя «паровозик». Первый игрок получает карточку с рисунком и последний игрок так же получает набор карточек. Первый участник рисует узор на спине впереди стоящему игроку, тот в свою очередь передает узор впереди стоящему и так до тех пор, пока узор не дойдет за спины последнего игрока, которому необходимо найти карточку с соответствующим узором. Затем карточки первого и последнего игрока сравниваются и определяется правильность выполнения.
Притча «Ладная семья»
Педагог-психолог: А сейчас я хочу рассказать вам притчу «Ладная семья»: Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился.
Три слова были начертаны на бумаге, а какие – попробуйте отгадать.
Каждой диаде из родителя и ребенка вручается по конверту, в котором размещены буквы. Родителю и ребенку нужно составить и прочитать получившееся слово: Любовь, Прощение, Терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
– И все?
– Да, – ответил старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
– И мира тоже.
Этап 5. Завершающий
Подведение итогов занятия
Педагог-психолог: Дорогие друзья, наше занятие подошло к завершению и сейчас хочется услышать от вас обратную связь. Поднимите, пожалуйста, руки те, кому было интересно. Кому понравилось в путешествии взаимодействовать вместе? Кому понравилось рисовать вместе и быть настоящими художниками? Чем оказалось полезным для вас данное занятие-путешествие? Спасибо, сегодня нам удалось вместе с вами совершить путешествие, в котором узнали настоящие секреты счастливой и ладной семьи. Любите, прощайте, терпите, радуйтесь, помогайте друг другу, а самое главное проводите чаще время вместе, играйте и будьте счастливы».
Упражнение 12. «Большая счастливая семья»
Дорогие друзья, и в завершении я предлагаю всем вместе изобразить для общей фотографии одну большую счастливую семью – так как вы ее ощущаете. Спасибо! Аплодисменты всем! До новых встреч. Каждый в подарок получает рамочку для своей картины и картотеку игр для оптимизации родительско-детских отношений.