Косинкина Татьяна
Детско — родительский проект «Тренажёры для дыхательной гимнастики»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Тренажёры для дыхательной гимнастики»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» структурное подразделение «Детский сад»
Авторы и руководители проекта: Косинкина Т. А.
Вид: краткосрочный (03.09.2021 – 10.09.2021)
Тип: Информационно-практико-ориентированный: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные (потребность социума в хорошем здоровье) и свои собственные интересы.
Участники: старшей группы «Смешарики», родители, воспитатель группы.
Публикация «Детско — родительский проект „Тренажёры для дыхательной гимнастики“» размещена в разделах
- Дыхательная гимнастика и упражнения
- Дыхательная гимнастика. Самодельные игры и пособия
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Актуальность проекта:
«Дышим правильно –
говорим легко,
болеем мало»
А. Н. Стрельникова
В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля умственной нагрузки и в режиме дня. Вследствие этого нередко наблюдается переутомление детей, снижение их функциональных возможностей, что отрицательно влияет не только на состояние здоровья дошкольников, но и на перспективы их дальнейшего развития.
Поэтому большое внимание следует уделять дыхательным упражнениям во всех видах деятельности, что способствует развитию дыхательной мускулатуры, увеличению подвижности грудной клетки и диафрагмы, улучшению кровообращения в легких, повышению иммунитета.
Современная медицина считает, что выработка правильного дыхания – залог хорошего здоровья. Поэтому важно уделять большое внимание выработке правильного дыхания. Во второй половине XX в. роль дыхательной гимнастики в оздоровлении человека приобрела особую значимость. В это время было разработано множество методик, нашедших широкое применение, как в традиционной, так и в нетрадиционной медицине. Наиболее известной и широко используемой стала дыхательная методика А. Н. Стрельниковой.
Главной особенностью методик является формирование поведенческих реакций, направленных на сохранение и укрепление здоровья ребёнка через привычку «правильного» дыхания. В ритме современной жизни люди не задумываются над тем, как мы дышим. Поэтому первоначальной задачей педагога является стремление обратить внимание не только детей, но и их родителей на формирование правильной методики дыхания (спортивного, речевого и т. д.). Дыхательная гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики простудных заболеваний и заболеваний органов дыхания у детей, но и общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений с применением тренажёров для развития дыхания развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем. Данный проект поможет родителям задуматься о проблеме «правильного» дыхания.
Проблема:
Наблюдая за детьми своей группы, выявили, что у многих детей проблемы с правильным звукопроизношением, так как недостаточно развит речевой аппарат. Некоторые дети часто болеют, имеют слабый иммунитет. К сожалению, многие родители уповают только на помощь специалистов, не предполагая, что сами могут оказать детям достаточную помощь в повышении физического здоровья детей и укреплению иммунитета в домашних условиях, благодаря тренажёрам для дыхательной гимнастики, сделанные своими руками
Создалась реальная проблемная ситуация, было обращено внимание родителей и детей на необходимость знаний о пользе правильного дыхания для организма посредством тренажёров для развития дыхания. Ребята совместно с родителями проявили активный, познавательный интерес к созданию тренажёров для дыхательной гимнастики своими руками. Это послужило сильной мотивацией поисково-исследовательской работы для приобретения знаний и практических навыков по проектированию конструкции тренажера и конструированию задуманного продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Гипотеза:
Мы предполагаем, если ребёнок в старшем дошкольном возрасте получит необходимые знания и практические навыки «правильного» дыхания посредством использования тренажёров для развития дыхания, осознанную потребность в систематических занятиях дыхательной гимнастики во всех видах деятельности, то в дальнейшем он сохранит и приумножит своё здоровье.
Можно ожидать, что лишь при условии взаимодействия родителей, детей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на «правильное» дыхание.
В связи с этим нами был разработан проект, благодаря которому пропагандируется здоровый образ жизни.
Цель проекта:
Создание условий для формирования у детей и их родителей понимания о неразрывной связи между «правильным» дыханием человека и его здоровьем.
Формирование у родителей и воспитанников позиции признания ценности тренажёров для дыхательной гимнастики, привычки к здоровому образу жизни, стремления творить свое здоровье.
Задачи:
1. Продолжать формировать у родителей и воспитанников знания и практические навыки «правильного» дыхания. Осознанную потребность в систематических дыхательных гимнастиках посредством использования тренажёров для развития дыхания, изготовленных в совместной их деятельности.
2. Формировать первоначальные простейшие представления о себе, как отдельном человеке, об элементарном значении каждого органа для нормальной жизнедеятельности человека.
3. Совершенствовать у детей потребность в использовании тренажёров для развития дыхания, интерес к дыхательной гимнастике.
4. Развивать интерес к процессу познавательной, исследовательской и поисковой деятельности. Создать условия для высказывания своего мнения по возникшей проблеме в контексте темы, развитие уверенности в себе; развитие логики, познавательных и творческих способностей, способности сравнивать, анализировать, обобщать, рассуждать.
5. Повышать педагогическую компетентность родителей по вопросу сохранения и укрепления здоровья ребенка. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместном с детьми конструировании тренажёров для дыхательной гимнастики и их применением.
Этапы реализации проекта
«Тренажёры для дыхательной гимнастики»
Первый этап: организационный
- постановка целей и задач;
- изучение понятий, касающихся темы проекта;
- планирование тематической образовательной деятельности;
- пополнение предметно-развивающей среды;
Второй этап: практический
-познавательно – речевое: чтение художественной литературы «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис, «Я - человек, ты - человек», К. Чуковский «Айболит», «Мойдодыр»; Л. Баль «Букварь здоровья»; С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»;
Заучивание стихотворений А. Иванова «Чтоб здоровым быть сполна», «Быть здоровым это модно», «Здоровый образ жизни»;
-народный фольклор: потешки, загадки, пословицы;
-презентации: «Здоровым быть здорово», «Дышим правильно, красиво», «Как мы дышим» (Приключение Кислородинки);
-создание альбома: «Тренажёры для дыхательной гимнастики»;
-исследовательская деятельность: «Воздух вокруг нас», «Воздух внутри нас», ««Имеет ли воздух запах?», «Воздух перемещает предметы», «Имеет ли воздух вес», «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой», «Воздушные вихри», «Слышим воздух»
- конкурс рисунков: «Мой любимый тренажёр для дыхательной гимнастики»;
- игра – соревнование «Будем здоровы!»;
- развлечение «Путешествие в осенний лес» (с использованием дыхательных гимнастик);
- работа с энциклопедиями по темам: «Занимательная анатомия для детей», «Букварь здоровья»;
- организация экскурсии в тренажерный зал, в медицинский кабинет;
- оформление книжек - малышек к конкурсу «Мой режим дня», «Если хочешь быть здоров – закаляйся»
- инсценировка «Мы ходили по площадке, вместе строили загадки»;
- социологический опрос среди детей «Что нужно делать, чтобы быть здоровым?» (в начале проекта и в конце).
Третий этап: итоговый
Вся работа по данному проекту прошла по всем образовательным областям:
Познание: «Здоровый образ жизни».
Коммуникация: Беседа: «Здоровье – волшебная страна», «Как устроен человек», «Чтоб здоровым быть всегда, нужно дыхательной гимнастикой заниматься!»
Составление рассказов: «Технологические цепочки».
Словесная игра: «По-турецки мы сидели…» на восстановление дыхания.
Художественное творчество:
Рисование: «Всем ребятам расскажу – с физкультурой я дружу», «Мой друг мячик».
Ручной труд: «Моделирование фигурок человека из проволоки, поролона, пенопласта и др. материалов».
Аппликация: «Человек в движении».
Лепка: «Мой Тренажёр».
Социализация:
Сюжетно-ролевая игра: «Интервью для журнала», «Оживлялки», «Больница»,
«Антоша заболел», «Полезный завтрак».
Дидактическая игра: «Узелки на память», «Угадай-ка», ТРИЗ «Хорошо – плохо», «Правила чистюли», «Назови части тела и лица», «Чудесный мешочек», «Полезное – неполезное».
Инсценировка мини спектакля: «Секреты здоровья».
Физическая культура:
Подвижная игра: «Переправа с грузом на голове»; «Веселая ходьба», «Держи равновесие», «Мы весёлые ребята», «Медведь и пчёлы», «У медведя во бору», «Шёл козёл по лесу», «Чай – чай, выручай», «Воробушки и автомобиль», «Бездомный заяц, «Мышеловка».
Здоровье: развлечение «Поездка в Спортландию».
Реализация проекта с родителями
1. Консультации, беседы: папки-передвижки «Комплекс дыхательных гимнастик «Будьте здоровы!», «Умеем ли мы правильно дышать», «Правильное дыхание – основная составляющая развития речи дошкольника». «Здоровый образ жизни семьи», «Здоровье - всему голова».
2. Буклеты: «Речевое дыхание», «Тренажёры для развития дыхания»
3. Совместная деятельность по изготовлению тренажёров для занятия дыхательной гимнастикой: футболисты, рыбалка, весёлый шар, бабочки на поляне, слоник и другие.
4. Фотовыставка: «За здоровьем в детский сад!»
5. Мастер – класс «Тренажёр – весёлый человечек»
Выход
Творческая мастерская «Мастерим тренажёры вместе»
Продукты проекта
Оформлена подборка наглядного и практического материала для детей.
Создан фотоальбом детских рисунков «Мой любимый тренажёр для дыхательной гимнастики»;
Оформлена подборка консультаций для родителей: «Дышим правильно, красиво», «Дыхательные упражнения с детьми в семье», «Как мы дышим», «Учусь дышать вместе с мамой».
Конкурс рисунков «Мы за здоровый образ жизни»
Оформление вместе с родителями стенгазеты «Будьте здоровы!».
Данные материалы могут быть использованы по ознакомлению детей с окружающим миром, в беседе о здоровом образе жизни, в ходе занятий физической культуры.
Вывод:
В итоге можно прийти к такому выводу: у детей значительно повысился интерес и осознанная потребность в систематических занятиях дыхательной гимнастикой посредством тренажёров для развития дыхания. Формируются знания и умения «правильного» дыхания.
Возросло желание родителей конструировать вместе с детьми тренажёры для дыхательной гимнастики, применять их на практике.
Из этого следует, что в дальнейшем ребёнок сохранит и приумножит своё здоровье.
Гипотеза подтвердилась.
Литература
1. Горбатенко О. Ф., Кардаильская Т. А., Попова Г. П. Физкультурно-оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия, упражнения, спортивно-досуговые мероприятия. – Волгоград: Учитель, 2008 г.
2. "Дыхательная гимнастика по методу Бутейко", под ред. Никитиной А. К. и Лосева В. Н., Москва "Здоровье", 1993г.
3. Кочетковская И. Н. Парадоксальная гимнастика Стрельниковой. - М.,
1989.
4. Орлова Л. «Большая энциклопедия дыхательных гимнастик», 2007г.
5. Подольянская Е. И. Формы оздоровления детей 4-7 лет: кинезиологическая и дыхательная гимнастики, комплексы утренних зарядок. – Волгоград: Учитель, 2009 г.
6. С. Л. Сон, Т. В. Шипошина, Н. В. Иванова «Сказки страны здоровья». Беседы с детьми о здоровом образе жизни. - М. : ТЦ Сфера, 2019 г.
7. Смирнова Л. «1000+1 совет о дыхании», 2006г.
8. Щетинин М. Н. "Дыхательная гимнастика Стрельниковой". Изд-во "Физкультура и спорт". Москва. 2002 г.
9. 16. Фролова Т. Энциклопедия для любознательных «Отчего и почему». изд. Махаон, 2008 год.
8. Яковлева Л., Юдиной Р. Дошкольное воспитание. - 1997. - № 2. - С. 14-20.