Татьяна Власова
Детско-родительский проект по поликультурному воспитанию с детьми младшего дошкольного возраста «Кукольный сундучок»
▼ Скачать + Заказать документы
С целью заинтересованности детей в своей работе я стараюсь применять современные образовательные технологии. Одной из наиболее перспективных и результативных является технология проектной деятельности. Поскольку ориентирована она на познавательную активность воспитанников.
Публикация «Детско-родительский проект по поликультурному воспитанию с детьми младшего дошкольного возраста „Кукольный сундучок“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Игрушки. Консультации для родителей
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Средняя группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Толерантность. Проекты
- Темочки
Я представляю вашему вниманию детско-родительский проект по поликультурному воспитанию с детьми младшего дошкольного возраста на тему «Кукольный сундучок»
Этот проект выбран не случайно. Я набрала ясельную группу. Для того чтобы адаптация детей проходила безболезненно, я принесла в группу тряпичную куклу. По утрам она вместе со мной встречала детей, отвлекала от грустных мыслей, увлекала за собой в группу, приходила на образовательную деятельность и играла в сюжетные игры. Затем мы с родителями решили, что кукле нужны подружки. Изготовлением подружек занимались родители вместе с детьми дома. Ребятишек стали встречать куклы сделанные руками родителей, с ними можно играть чувствовать родительскую теплоту. Считаем, что тема актуальна и востребована.
Цель работы – это способствовать единению семьи, приобщая к народной культуре через совместное творчество.
Задачи: Привлечь внимание родителей к истории куклы, выделяя её достоинства; развивать фантазию, вкус, творческое воображение; знакомить с элементарными приёмами рукоделия.
Формы работы: Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребёнка к родной культуре». Мастер-класс для родителей «Изготовление народных кукол». Организация выставки самодельных кукол.
Т. к. дети наши ещё маленькие и самостоятельное изготовление кукол для них сложно, а проект детско-родительский, то мы решили знакомить детей с русской народной культурой через музыкальные произведения, знакомство с малыми фольклорными произведениями, народными играми и т. д.
Паспорт проекта
Участники проекта : дети первой младшей группы, воспитатель группы, музыкальный руководитель, родители.
Вид проекта :
- по количеству участников: коллективный
- по контингенту участников: дети 2-3 лет и их родители, воспитатель группы, музыкальный руководитель.
- по характеру деятельности: игровой, познавательный, творческий
- по продолжительности: долгосрочный
Образовательные области:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
Продолжительность проекта : долгосрочный (октябрь-март)
Место проведения: группа детского сада
Форма проведения: групповая
Продукт реализации проекта :
- Создание мини-музея тряпичных кукол в группе.
- Альбом «Тряпичная кукла»
«Народные сказки и народная игрушка подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка» Н. Д. Бартрам
Актуальность
Кукла - первая среди игрушек. Она известна с глубокой древности, оставаясь вечно юной. Ее история прослеживается со времен строительства египетских пирамид до наших дней. На нее не влияет время, она по-прежнему находит свой путь к сердцам детей и взрослых. Игровая культура народов России формировалась на протяжении многих веков, передавалась из поколения в поколение, отражала различные стороны традиционной культуры семейного и общественного быта. Народная кукла всегда давала большие возможности для самовыражения. Дети самого разного возраста старалась создать своими руками простую и тоже время красивую и многофункциональную игрушку. Сегодня невозможно полностью возродить традиционную культуру наших предков, восстановить естественные связи и способы передачи культурного наследия. Мир меняется, значительная часть того, что принадлежало крестьянскому быту, исчезло. Но как хочется хоть что-то сохранить, чтобы это не пропало без следа. Возродить в душах детей интерес к прошлому, необычному, загадочному, такому старому, но новому для современных детей.
Цель:
Приобщение детей к истокам русской народной культуры, к традициям, обычаям русского народа.
Создание мини – музея тряпичной народной куклы.
Задачи:
Знакомить детей с русской народной куклой.
Развивать у детей любознательность, эмоциональную отзывчивость.
Развивать умение овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми. Воспитывать любовь к русской народной игрушке.
Совершенствовать коммуникативные способности детей.
Содержание работы над проектом по этапам :
1этап – организационный
постановка цели и задач проекта;
изучение теоретической и методической литературы по данной проблеме;
преобразование развивающей среды с учетом возрастных особенностей и новых требований; информирование родителей о проекте, его целях и задачах, формах и методах работы с детьми.
2этап – продуктивный
Виды деятельности Формы и методы работы Работа с детьми
1 Игровая деятельность Сюжетно – ролевые игры Дидактические игры Настольно – печатные игры Подвижные игры «День рождения куклы», «Мама и дочка»«Наши куклы», «Купание куклы», «Уложим куклу спать»,
«Из чего кукла сделана», «Одень Машеньку» «Подбери красивый сарафан для куклы», «Наряди куклу»«Народные игры – забавы»
2 Ознакомление с художественной литературой Чтение, заучивание Цикл потешек, сказок, стихов о куклах В. Берестова, К. Ушинского, С. Маршака, А. Барто
3. Художественно – продуктивная деятельность: рисование, лепка, ручной труд «Красивый сарафан для куклы», рисование узоров на платках «Куклы - пеленашки», «Нарядим куклу» «Изготовление куклы из ткани»
4 Театрализованная деятельность Показ театра «Русские народные сказки»
5 Познавательно – исследовательская деятельность
Беседы «Любимые игрушки ребят», «В гости к кукле»; Знакомство с «Куклой – пеленашкой»; «Куклой - зайчиком»
Рассматривание альбома «Какие разные куклы»; иллюстрации; Презентация «Народные куклы»; Рассматривание сюжетной картины «Как мы играем с куклами»
«Моя любимая игрушка»; «Кукла – любимая игрушка»
Досуговая деятельность Развлечение в музее «В гости к хозяюшке»
3 этап – презентативный
Подготовка и представление результатов деятельности.
Презентация мини – музея «Куклы из прошлого»
Альбом «Тряпичные куклы»
Взаимодействие с семьёй
Индивидуальные беседы с родителями о важности данной проблемы;
Консультации «Народная кукла как средство приобщения ребенка к народной культуре»;
Сбор информации о тряпичных куклах;
Участие в мастер-классах по изготовлению тряпичных кукол
Участие в создании мини – музея.
Литература
1. М. Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и младшего школьного возраста : Практическое пособие. – М. : Айрис-пресс, 2003.
2. О. Л. Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП. : Детство-Пресс,2004
3. И. Н. Котова, А. С. Котова. Русские обряды и традиции. Народная Кукла. -СПб: «Паритет» 2008.
4. Е. В. Берестнёва Н. В. Догаева. Кукольный сундучок. - Москва «Белый город» 6. Т. Сысоева Кукольный календарь Каргополь 2006г