Ольга Шевченко
Детско-родительский проект «Читательская среда в группе» как способ развития самостоятельности и инициативы у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Формировать у детей интерес к художественной литературе – одна из важных задач, образовательной программы ДОУ. Развитие интереса к чтению в дошкольном возрасте способствует развитию у детей самостоятельности и уверенности в себе, пониманию того, что из книг можно извлечь знания, необходимые в жизни.
Публикация «Детско-родительский проект „Читательская среда в группе“ как способ развития самостоятельности и инициативы у дошкольников» размещена в разделах
- Книги, чтение. Проекты
- Оформление детских садов
- Проекты. Проектная деятельность
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
Книга может являться универсальным контекстом образовательного процесса, позволяющим интегрировать различные виды детской деятельности, наполнить их единым смыслом и идеей, выдвинутой детским сообществом.
Поэтому мы и создали в группе вокруг дошкольников развивающую читательскую среду.
Читательская среда – это часть мотивирующей образовательной среды группы, не только инструмент для формирования предпосылок функциональной читательской грамотности, но и для проявления инициативы и самостоятельности.
Важно, что такая среда создается взрослыми для детей и вместе с детьми.
Так начался наш долгосрочный детско-родительский проект «Читающая семья».Современная детская книга полифункциональная, развлекает, поучает, расширяет кругозор, развивает фантазию, рисует картину современного общества;
Знакомство с книгой начинается традиционно в уютной книжной зоне в группе
На полках в свободном доступе для детей размещены книги разных жанров, журналы по теме недели или приуроченные к какому-либо событию, с учетом интересов детей.
В своей практике я использую прием неформального чтения. Читаю детям во время отдыха или в режимных моментах, не сидя на стульчиках, а разместившись на удобных пуфиках или подушках.
Создаю проблемные ситуации, побуждаю к пересказу или словотворчеству, предлагаю обыграть или продолжить сюжет сказки или прочитанного рассказа.
Выбрать книгу или запланировать работу с детьми по теме мне помогает книжный календарь.
В основе книжного календаря – адвент-календарь. Это пособие с пятью кармашками. В каждом кармашке задания, шифровки, ребусы, раскраски, к детским произведениям. Совсем недавно к юбилею Николая Носова в книжном календаре подготовила для детей задания к прочитанным произведениям. В книжном центре к концу недели дети сами размещают свои собственные рисунки, ребусы и загадки. Приносят книги этого писателя из дома.
Дети постоянно возвращаются к чтению любимых историй и рассматриванию иллюстрации книг, которые им предложил книжный календарь.
В приемной для родителей вместе с детьми сделали Поле для книжных вопросов, для того чтобы поддерживать интерес к детскому чтению в группе и для осуществления обратной связи, чтобы поближе познакомиться с семьями воспитанников.
Поле содержит тему, предложение, вопрос к родителям о читательских предпочтениях их детей. Например, мы адресовали им такое предложение: «Дорогие мамы и папы, а также их родители! Поделитесь, какие книжные предпочтения у вашего малыша? Что вы с огромным интересом прочитали в последнее время?».
Дети задают вопросы об авторах книг, им интересно настоящее имя писателя или их детство. Мы рассказываем об интересных фактах из жизни писателей с помощью Буктрейлера – книжной истории. В содержании буктрейлера заложено творческое задание – нарисовать, создать макет, ответить на вопрос, поразмышлять или раскрыть тайну произведения. Музыкальное и визуальное сопровождение помогает дополнить содержание книги и привлечь к нему внимание детей.
Работу с буктрейлероммы выстраиваем в таком порядке. Сначала выбираем несколько книг автора, его портрет, иллюстрации к произведениям или изображения по содержанию. После просмотра видео предлагаем детям самим выбрать книги для совместного чтения. Непонятные, новые слова из произведений, которые понравились детям, выписываю печатными буквами. Дети делают к этим словам рисунки. Так они совместно создают библиотеку или копилку новых слов. Книги, о которых рассказывал буктрейлер обязательно оставляем в группе на некоторое время.
Чтение художественной литературы учит детей самостоятельно оценивать, принимать решения, поделиться своими эмоциями, проявить свой творческий опыт и инициативу.
Для обогащения кругозора детей в группе создана коллекция энциклопедий,
которые с интересом рассматривают и читают дети. Задают вопросы. Все вопросы мы впечатываем в «Парковку вопросов» и совместно ищем на них ответ.
Семейный марафон по созданию авторской детской книги
Семейный марафон – интересное совместное творческое дело дошкольников и родителей. Он проходит в течение четырех недель. Педагоги готовят задания для семей один раз в неделю и вывешивают их в раздевальной комнате. Дети и родители выполняют задания дома в своем режиме. +
В каждом задании есть вопросы для детей, которые задают родители. Дошкольники должны придумать, рассказать историю, ответить на вопросы и нарисовать к ответам рисунки. Задача родителей – записать их ответы и собрать все истории, выдумки вместе с рисунками в авторскую детскую книгу. Через месяц дети и родители представляют свои книги в группе : читают их и обсуждают с остальными воспитанниками. Ни одна книга не бывает похожей на другую, хотя задания марафона для всех одинаковые.
Книжный калейдоскоп
«Книжный калейдоскоп» – это конкурс, который объединяет дошкольников. В течение года дети и родители выбирают произведение, автора или любимую книгу, по которым создают семейный проект. Это может быть презентация, газета, мультфильм, рисунок, поделка, драматизация и др. В апреле мы планируем провести в группе фестиваль, на котором дети вместе с родителями представят свои проекты.
Активно используемся QR-коды на стенде «Читающая семья» в приемной. С их помощью предлагаем родителям радиоспектакли, аудиосказки, детские буктрейлеры.
Сейчас для семейного чтения предлагаем несколько предновогодних сказок и историй, которые родители дома читают вместе с детьми или слушают аудио сказку.
Придя в детский сад, дети напротив своего имени в клетке рисуют снежинку.