Енина Светлана Николаевна
Детско-родительский образовательный проект «Мы наследники героев Отечества»
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №105 компенсирующего вида Невского района
Санкт-Петербурга
Детско-родительский образовательный проект
«Мы наследники героев Отечества»
Старший воспитатель ГБДОУ детский сад № 105
Енина Светлана Николаевна
Санкт – Петербург
Детско-родительский образовательный проект
«Мы наследники героев Отечества», по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Детско-родительский образовательный проект „Мы наследники героев Отечества“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Вид проекта : групповой, нравственно – патриотический, познавательно-творческий.
Участники: дети логопедической группы, воспитатели, родители, бабушки, ветераны и герои Великой Отечественной войны.
Образовательная область : социально-коммуникативное развитие,художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, познавательное развитие, воспитание гражданско-патриотических чувств
Актуальность:
Патриотизм в современных условиях – это, с одной стороны, преданность своему Отечеству, а с другой – сохранение культурной самобытности каждого народа, входящего в состав России, синтез духовно – нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств личности. Патриотизм – чувство принадлежности к родине, стране, к месту, где человек родился, любовь и преданность, стремление служить интересам отечества.
Проблема патриотического воспитания дошкольников обсуждается в настоящее время все чаще. Ее актуальность очевидна, так как в современном обществе материальные ценности доминируют над духовными, утеряны общие цели, происходит резкое расслоение общества, наблюдаются враждебность, эгоизм; у детей искажены представления о доброте и милосердии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Большинство старших дошкольников могут ответить на вопросы: в каком городе они живут, в какой стране, кто президент России, а на вопрос «Кто является героем?» дети почему-то называют персонажей современных фильмов и мультфильмов: Человек - паук, Терминатор, черепашки Ниндзя и др. А ведь наша страна издавна славится своими защитниками, которые
совершали подвиги и охраняли границы родной земли. Много славных полководцев и простых солдат прославляли Россию с древних времен до наших дней. В этой связи в дошкольных учреждениях просто необходимо проводить целенаправленную работу с детьми по начальному формированию гражданственности и приобщению детей к истории нашей Родины. Знакомя детей с защитниками Отечества, мы зарождаем в них чувства гордости и любви к Отчизне.
Цели проекта :
формирование духовно – нравственной личности дошкольников, гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, активной адаптации в социуме;
заложить нравственные начала в детях через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны;
воспитание детей в нравственно – патриотическом духе.
Работа с детьми:
Задачи:
формирование у детей представлений о событиях истории Отечества, героизме его народа;
способствовать накоплению патриотических чувств, читая и обсуждая литературные произведения;
воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;
содействие гармонизации отношений между взрослыми и детьми;
обогащать и расширять словарный запас детей.
формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды произведений о войне;
развивать артистические способности;
развивать у детей образное мышление, творческие способности;
формировать навыки сотрудничества;
воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;
побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;
воспитывать храбрость, мужество, стремление любить, беречь и защищать свою Родину;
способствовать осознанию и необходимости помнить, какой ценой досталась победа в войне;
воспитывать уважение к ветеранам, пробуждать желание заботиться о них.
Работа с родителями:
Задачи:
заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней;
развитие совместного творчества родителей и детей;
участие в сборе музейных экспонатов, содействие в сборе информации, оформление стендов, фотовыставок;
посещение с детьми мемориалов – памятников в честь защитников Родины;
организовать сотрудничество с советом ветеранов района.
создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду.
Обеспечение: подборка художественной литературы: иллюстрации к празднику победы «Благодарим солдаты, вас, за мирный дом, за мир, в котором мы живем!»; таблицы – раскраски: «Памятник солдату», «Чтобы солдатом стать спорт нужно уважать»; диск «Песни военных лет»; буклет «Салют Победы» (по заказу администрации Невского района Санкт-Петербурга, методическая литература (цикл тематических бесед – рассказов: «Навстречу Дню Победы!» Л. Е. Белоусова); видеоролик «Ленинград в дни блокады» (источник – интернет); ТСО; методические рекомендации по работе с комплектами плакатов «этнокалендарь Санкт – Петербурга, 2011, 2012 г»,
Предполагаемый результат:
развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
сформировать представления у детей о событиях в истории Отечества, героизме народа;
развитие интереса к творчеству на военно – патриотическую тему;
способствовать воспитанию мужества, храбрости, стремлению защищать и уважать традиции своего народа;
развить в детях чувство собственного достоинства, самостоятельности, независимости, сохраняя доброжелательные отношения между сверстниками;
совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей;
содействие творческому развитию детей;
развитие эмоциональной отзывчивости;
гармонизация отношений между взрослыми и детьми.
Продукт проектной деятельности :
Панорама: «Блокадный Ленинград» (рисование, лепка, создание макета Ростральных колонн); совместное детско-родительское творчество : «Война глазами детей» (оформление выставки); работа по аппликации: «Поляна тюльпанов для ветеранов»; оформление тематической выставки в книжном уголке (фотографии военных лет, письма с фронта, похоронки); изготовление открыток и сувениров.
Презентация проекта :
открытое мероприятие с участием ветеранов Великой Отечественной войны, родителей, бабушек и дедушек;
вечер досуга: «Никто не забыт и ничто не забыто», (посвященный дню Победы)
праздничный концерт, посвященный дню снятия блокады: «Ленинград в дни блокады»;
вечер досуга, посвященный дню снятия блокады: «Такое разве забывают?».
Основные этапы реализации проекта :
Подготовительный:
опрос родителей и детей о том, как в семье отмечают праздник День победы, есть ли альбомы или фотографии дальних или близких родственников или знакомых участников Великой Отечественной войны, письма с фронта, книги о войне;
обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта;
подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности;
составление плана работы.
Основной:
Работа на занятиях.
Раздел программы
Тема занятия Ответственный
Развитие речи
1. Беседа об армии в мирное время. Пословицы об армии.
2. В музее Славы (Л. Кондрыкинская) и рассказы детей по теме «Памятники героям отечества».
3. Цикл тематических бесед в НОД: «Наше Отечество»; «Нападение Германии. Начало войны»; «Блокада Ленинграда»; «Дорога жизни», «Прорыв блокады»; «Письма с фронта»; «Оборона Москвы»; «Сталинградская битва»; «Солдаты идут в бой»; «Салют Победы».
4. «Партизаны народом любимы, поэтому непобедимы».
5. Составление рассказов по картинам на военную тематику.
6. Составление рассказов по набору игрушек на военную тематику.
7. Составление рассказов на тему: «Чем мне запомнился праздник День Победы».
воспитатели
Художественная литература
1. М. Исаковский «Навек запомни»;
2. А. Твардовский «Рассказ танкиста»;
3. Л. Кассиль «Сестра», «Богатыри», «Памятник советскому солдату»;
4. С. Баруздин «За Родину», «Слава»;
5. С. Алексеев «Дом»;
6. С. Михалков «Люди празднуют Победу», «День Победы»;
6. М. Познанская «В цветы все улицы одеты»;
7. Д. Чибисов «Над могилой»; В. Высоцкий «Братские могилы»;
8. А. Смирнов «Кто был на войне»;
9. М. Пляцковский «Май 45-го года»;
10. Е. Благинина «Шинель»;
11. О. Высотская «Вечный огонь».
воспитатели
Художественное творчество (рисование, лепка, аппликация) «Пограничник с собакой» - лепка, рисование; «Пограничная застава» - лепка; «Военные учения» - лепка; «Корабли на рейде» - аппликация; «Блокадный Ленинград» - панорама рисование, аппликация; «Поляна тюльпанов для ветеранов» -коллективная работа по аппликации; совместное творчество с родителями «Мир глазами детей»; «Вечный огонь» - рисование; «Сражение в небе».
воспитатели
Конструирование «Военный корабль» - конструктор; «Крепость»; Конструирование из бумаги по технике оригами – самолеты, пилотки, кораблики, тюльпаны, треугольные письма, журавлики, открытки для ветеранов – гвоздики.
воспитатели
Ознакомление с окружающим 1. «Знакомство со службой пограничников»; «Город – герой Москва» (Дошкольникам о защитниках Отечества/под ред. Л. Кондрыкинской).
2. «Битва под Москвой» (Т. Подрезова. Планирование и конспекты занятий по развитию речи).
3. Н. С. Голицина «Занятия в детском саду. Перспективное планирование» Цикл бесед: «Есть такая профессия - Родину защищать»; «Какие бывают военные специальности»; «Дети в годы войны»; «Что такое героизм»; «Мы помним героев»; «История моей страны, история моего города».
4. Беседы и рассматривание материалов из семейных архивов (фотографий, фронтовых писем, орденов и медалей).
5. Рассматривание и обсуждение репродукций картин и плакатов на военную тему: «Воин Красной Армии, спаси!» (худ. В. Корецкий);
«Родина – мать зовет!» (худ. И. М. Тоидзе); «Мать партизана» (С. В. Герасимов); «Отдых после боя», «Салют победы» (худ. Ю. Непринцев); «Парад на Красной площади» (К. Юон); «Возвращение домой» (В. Штраних,
В. Костецкий); «Письмо с фронта» (А. Локтионов).
воспитатели
Игровая деятельность Сюжетно – ролевые игры: «Мы – военные»; «Служба спасения»; «Подводная лодка»; «Конкурс песни военных лет»; «Экскурсия в музей военной техники»; «Моряки»; «Пограничники»; «Военный госпиталь».
Словесно – дидактические игры: «Отгадай, какую военную технику я задумала?» (по типу игры «Да – нет»); «Слова рассыпались. Составь предложения»; «Один – много»; «Кто что делает?»; «Скажи иначе» (Отечество – Отчизна, Родина и т. д.).
Дидактические игры и упражнения: «Путешествие во времени»; «Собери планшет командира»; «Собери санитарную сумку»; «Выложи фигуру»; «По земле, по воде, или по воздуху»; «Собери солдата на фронт» :
Развивающие и логические игры: «Чья эмблема?»; «Кто больше назовет родов войск?»; «Найди отличия» (сравнение двух картинок); «По какой дорожке должен пройти пограничник, чтобы прийти к своей части».
Подвижные игры: «Летчики – на аэродром!»; «Поймай диверсантов»; «Переправа»; «Полоса препятствий»; «По окопу – огонь!».
Подвижные игры с элементами спорта.
воспитатели
Музыка
П. И. Чайковский «Марш деревянных солдатиков»; Е. Тиличеева «Самолеты» - образные упражнения.
Е. Дога «Вальс»; муз. А. Филлипенко сл. Т. Волгиной «Бравые солдаты»;
сл. Н. Соловьевой муз. Г. Струве «Моя Россия»; сл. М. Пляцковского муз. В. Шаинского «Мир похож на цветной луг»; сл. Л. Ошанин муз О. Островского «Пусть всегда будет солнце»; сл. В. Харитонова муз. Д. Тухманова марш «День победы»;
сл. Б. Ковынева муз. Е. Петербургского «22 июня ровно в 4 часа»;
сл. М Исаковского муз. М Блантера «Катюша»; сл. В. Лебедева – Кумача муз. А. Александрова «Священная война»; «Ленинградские мальчишки».
воспитатели
Совместная деятельность детей и воспитателя.
1. Чтение произведений о войне.
2. Рассматривание репродукций картин и плакатов на военную тему.
3. Сюжетно – ролевые, режиссерские, подвижные, дидактические, развивающие, логические игры на военную и армейскую тематику.
4. Конкурс чтецов стихотворений о войне.
5. Викторина «Мое Отечество».
6. Изготовление макетов «Блокадный город», «Пограничная застава».
7. Оформление выставки «Помним и чтим» (в книжном уголке).
8. Досуг, посвященный годовщине Победы в ВОВ.
9. Тематический досуг: «Тема войны в поэзии А. Т. Твардовского».
10. Вечер досуга «Ленинград в дни блокады», «Блокада…Такое разве забывают?»
11. Оформление выставки детских работ на военную тему.
Самостоятельная деятельность детей.
1. Рассматривание иллюстраций, плакатов и репродукций на тему войны в различных книгах и пособиях.
2. Самостоятельная изобразительная деятельность на военную тему
(рисование, раскраски, лепка, аппликация, ручной труд).
3. Разные виды игр с содержанием темы военных действий.
Совместная деятельность детей и родителей.
1. Чтение литературных произведений, предложенных воспитателями, на военную тематику.
2. Просмотр художественных и документальных фильмов и видеороликов о войне, доступных пониманию детей старшего дошкольного возраста.
3. Заучивание стихотворений о войне и военных действиях.
4. Совместное творчество родителей и детей по теме: «Война глазами детей».
5. Изготовление костюмов для игр и инсценировок на военно – патриотическую тему.
6. Организация и посещение мест боевой славы нашего города.
7. Фотоотчет в виде газет о посещении мест боевой славы в Санкт – Петербурге и пригородах.
Заключительный этап:
1. Оформление выставки «Чтим и помним» (фотографии из семейных архивов, письма с фронта, похоронки, газеты военных лет).
2. Оформление выставки совместного творчества родителей и детей: «Война глазами детей».
3. Проведение праздничного тематического концерта «Мы – наследники Великой Победы» для ветеранов ВОВ.
4. Обсуждение и подведение итогов о проекте на родительском собрании.
Список использованной литературы.
1. Александрова Е. Ю. и др. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград, 2007.
2. Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников: Метод. Пособие, М., 2005.
3. Баранникова О. Н. Уроки гражданственности и патриотизма в детском саду : Практ. Пособие. М. ,2007. 12. А. Я. Ветохина, З. С. Дмитриенко. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт – Петербург Детство-Пресс 2010.
4. А. Я. Ветохина, З. С. Дмитриенко. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Санкт –Петербург Детство-Пресс 2010.
5. Виноградова Н. А., Позднякова Н. В. Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников. Практ. Пособие М. ,2008.
6. Дошкольникам о защитниках Отечества : Метод. пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ / Под. Ред. Л. А. Кондрыкинской. М. ,2005.
7. Зацепина М. Б. Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников: Пособие для педагогов ДОУ. Для работы с детьми 5 -7 лет. М., 2008.
8. ЗеленоваН. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско – патриотическое воспитание дошкольников. Старшая группа. М. ,2007.
9. Комратова Н. Т., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. М. ,2007.
10. Подрезова Т. И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ //Патриотическое воспитание. М., 2007.
11. Скоролупова О. А., Тихонова Т. М. Игра – как праздник! : Сценарии тематических игровых недель в ДОУ М., 2006.
12. Фесюкова Л. Б. Креативные задания и схемы для детей 4-7 лет. М. ,2008.