Брагина Ольга
Детско-родительский клуб «Мы — экспериментаторы»
▼ Скачать + Заказать документы
Детско-родительский клуб «Мы - экспериментаторы»
Воспитание - очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо уметь воспитывать, а для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребенка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь ему в успешной адаптации к условиям детского сада, понимании его индивидуальных особенностей и развитии его способностей.
Маленький человек охвачен жаждой познания и освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы, притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? К сожалению, «мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом, равнодушно относящимся к любым нововведениям.
Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребёнка.
На сегодняшний период в дошкольном образовании в свете ФГОС ДО особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
В детском саду уделяется много внимания детскому экспериментированию: организуется исследовательская деятельность детей, создаются специальные проблемные ситуации, проводится организованная образовательная деятельность, реализуются исследовательские проекты, проводится работа по дополнительному образованию в форме кружков. В группах созданы условия для развития детской познавательной деятельности: во всех центрах экспериментально-исследовательской деятельности имеются материалы для проведения опытов и наблюдений.
На встречах клуба мы обсуждаем особенности исследовательского обучения, роль в нем семьи, на конкретных примерах апробируем способы познания, знакомим с этапами и особенностями проведения исследования. Причем родители и дети выступают как полноправные участники, они предлагают темы следующих встреч, формы проведения и предъявления результатов. Тематика отражает «миры» вокруг нас: мир животных, растений, природных явлений, вещей и т. д. а тему конкретной встречи мы определяем вместе. Это происходит как в самом начале учебного года, когда проводится анкетирование родителей (Приложение 1, так в течение клубных встреч. Поэтому план встреч клуба может корректироваться в течение года. Мы предлагаем примерный вариант.
Кроме того, помимо традиционных встреч, в клубе проводятся детско-взрослые мастер-классы, где семья проводит с остальными членами клуба исследование, которое они подготовили дома, а также проведение и участие в акциях, досуговых мероприятиях детского сада. По итогам работы клуба составляются наглядные материалы, которые представляются на сайте «Лаборатория Всезнамуса», в группе Вконтакте «Клуб «Мы – экспериментаторы», в ежеквартальных выпусках журнала «Новости профессора Всезнамуса».
Цель работы клуба: создание позитивного микросоциума, в котором каждый его участник (взрослый или ребенок) может творчески организовать совместную исследовательскую, проектную деятельность.
Задачи детского-родительского клуба:
• создать условия для совместной познавательно – исследовательской деятельности;
• познакомить родителей с особенностями организации исследования, проектирования;
• повышать мотивацию к участию в совместных мероприятиях детского сада;
• развивать и поддерживать интерес детей к исследованиям, помогать овладеть способами практического взаимодействия с окружающей средой через участие в совместных детско-родительских исследовательских проектах;
• поддерживать у детей инициативу, любознательность, самостоятельность;
• содействовать в создании групп родителей по интересам, детских коллективов.
Основные принципы работы Клуба:
• добровольность,
• компетентность,
• индивидуальный подход,
• открытость,
• постоянная обратная связь,
• соблюдение педагогической этики,
• взаимное развивающее влияние.
Условия работы клуба:
• заседания клуба проводятся по согласованию с родителями детей (1 раз в 2 месяца);
• работа клуба ведется согласно плану работы детско-родительского клуба;
• тематика заседаний должна касаться вопросов экспериментально-исследовательской деятельности с детьми и развития их познавательной активности;
• формы общения могут быть разными: наглядные, вербальные, игровые.
Предполагаемый результат:
• родители повысят свой уровень психолого-педагогической компетентности в создании условий для развития личности ребенка;
• у дошкольников повысится уровень познавательной активности;
• родители и дети приобретут практические навыки по экспериментальной и исследовательской деятельности в соответствии с возрастными возможностями детей;
• приобретут практические навыки по гармонизации детско-родительских отношений, обогащению форм игрового взаимодействия в семье дошкольника.
Тематический план работы детско-родительского клуба
«Мы – экспериментаторы»
Темы Форма работы Месяц Результат Ответственные
Выявление предпочтений и ожиданий родителей по поводу мероприятий клуба.
Анкетирование родителей Сентябрь Количественный и качественный анализ
анкетирования Воспитатели, старший воспитатель
«О детском исследовании» (знакомство с планом работы Клуба, с особенностями исследовательской деятельности дошкольников; помощь членов клуба в сборке и подготовке оборудования для экспериментирования)
Практический семинар для детей и родителей Ноябрь Памятка для родителей «Чего
нельзя и что нужно делать», создание развивающей предметной среды.
Воспитатели, старший воспитатель
«Химия на кухне» (изучение явлений, которые происходят с обычными веществами, окружающими детей в повседневной жизни) Практический семинар для детей и родителей Январь Развитие познавательного интереса, умения правильно строить экспериментальную деятельность Воспитатели, старший воспитатель
«Магнитный театр» (создание условий для совместной детско-родительской деятельности, закрепление представлений о понятиях «свет» и «тень», использовании свойств магнита в создании теневого театра) Практический семинар для детей и родителей Март Создание оборудования для теневого театра. Воспитатели, старший воспитатель
«Экспериментаниум» (посещение научно-развлекательного центра с целью развития познавательной активности, повышения интеллектуального уровня дошкольников) Экскурсия Апрель Фотоальбом «Наша экскурсия в музей занимательных наук» Воспитатели, старший воспитатель, родители.
«Фестиваль семейных проектов» (демонстрация семейными командами своего опыта исследовательской деятельности) Презентации проектов детьми и родителями Май Детско-родительские исследовательские проекты Воспитатели, старший воспитатель, родители.