Анна Павлущенко
Детско-родительский исследовательский проект «Что значит мое имя?»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №31 «БУРАТИНО»
СТАНИЦЫ ЮГО-СЕВЕРНОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТИХОРЕЦКИЙ РАЙОН
Детско - родительский исследовательский проект «Что значит мое имя?»
Вид проекта : семейный, информационно-творческий
По количеству человек: групповой
Продолжительность проекта : краткосрочный
Участники проекта : воспитанники группы от 4 до 6 лет, родители, воспитатель
Темочки:
Руководитель проекта : воспитатель Павлущенко Анна Викторовна
2023 год
Структура в содержании проекта.
1. Введение.
2. Основная часть
3. Выводы
4. Заключение.
5. Используемая литература.
6. Приложения
Актуальность: Имя – это не просто слово. За каждым именем стоит определённая личность, человек, который отличен от других, единственный и неповторимый. С самого раннего детства и на протяжении всей жизни ни одно слово не слышит человек так часто, как имя.
Информация, знания о своем имени и других именах полезны, важны и нужны для формирования у детей представлений о себе. Благодаря этим знаниям у детей расширится кругозор, разовьется любознательность, познавательный интерес, сформируются личностные качества.
Вовлечение родителей в реализацию проекта позволит повысить родительскую активность в жизнедеятельности группы.
Гипотеза: «Не имя красит человека, а человек имя»
Задачи проекта :
• Узнать о значении и истории происхождении своего имени, о роли имени в жизни человека.
• Развивать навыки исследовательской деятельности
• Прививать любовь к своему имени и к имени окружающих
• Выяснить, знают ли ребята известных людей с определенным именем, их роль в истории.
• Систематизировать и оформить добытые при исследовании материалы.
Проблема: низкий уровень сформированности знаний у детей о своем имени; отсутствие желания узнать о своем имени больше.
Предмет исследования : имена воспитанников группы.
Объект исследования : воспитанники группы
Ожидаемый результат: обогащение представлений детей о собственном имени, о его значении и происхождении; получение представлений об «истории» имен; развитие интереса к самопознанию и исследовательской деятельности; повышение уровня коммуникативной компетентности;
Методы исследования :
Практические: беседы с детьми «Как можно обращаться к сверстникам и взрослым людям», «Как меняется мое имя»; подвижные игры «Я знаю 5 имен мальчиков (девочек) с мячом, игра «Узнай меня», «Камешек», игра-викторина «Имена», дидактическая игра «Назови ласково»; чтение художественной литературы; собственные наблюдения и представление результатов реализации проекта : изготовление плакатов, альбомов, рисунков о своем имени.
Теоретические: изучение литературных источников и информации в Интернете с помощью родителей, наблюдение, обобщение.
Этапы реализации проекта.
I-ый подготовительный.
Введение
Работая над реализацией патриотического воспитания, я предложила родителям принять участие в детско – родительском проекте «Что значит мое имя?» В родительском чате поместила объявление.
Уважаемые родители!
Просим вас вместе с вашими детьми принять участие в детско - родительском проекте «Что значит мое имя?». Совместно с ребятами вы должны выяснить:
• значение имени ребенка и историю его возникновения;
• отыскать художественные произведения, в которых персонажи названы так же, как и малыш;
• узнать, какие известные люди носили имя вашего ребенка;
• оформить весь собранный результаты вашего поиска в виде, плаката, альбома, рисунка, презентации.
II-ой основной.
Родители вместе с детьми активно принялись собирать информацию по заданной теме. С помощью интернет ресурсов, и изучая литературные источники, взрослые и дети узнавали историю возникновения своего имени, что означает и как звучит на разных языках, в честь кого ребенок получил его, кто из известных людей носил это имя. Результаты своей работы родители вместе с ребятами оформили в виде, плаката, альбома, рисунков, презентации.
В группе вместе с воспитателем ребята провели беседы «Как можно обращаться к сверстникам и взрослым людям», «Как меняется мое имя»; играли в подвижные игры «Я знаю 5 имен мальчиков (девочек) с мячом, «Узнай меня», «Камешек», в дидактическую игру «Назови ласково». Провели игру- викторину «Имена», прочли рассказы об именах.
Ребята, участвуя в проекте, пробовали свои силы в исследовательской работе, узнали много нового о своем имени, появилось желание продолжить работу в будущем.
Когда дети вместе с родителями закончили свои исследования и были подготовлены материалы, каждый рассказал о своем имени, презентовал интересные факты, показал иллюстрации, рисунки, плакат. У детей возникло чувство гордости за свое имя.
Имя человека - это судьба человека, это тот символ, который сопровождает человека всю его жизнь, символ, с которым человек проходит сквозь радость и горе, сквозь улыбки и слёзы, сквозь удачи и неприятности. Именно поэтому, знать происхождение имени, его толкование и значение, понимать все тонкости и тайны, которые скрывает имя человека - это так важно и необходимо каждому из нас.
III. Анализ результатов и выводы
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Улучшились отношения между старшими и младшими членами семьи. Проект способствовал сплочению в семье.
Какие бы имена мы не носили, только от нас зависит какой след оставит наше имя на земле. Проведенное нами исследование позволяет сделать следующие выводы: Имена – особые слова, они должны быть у всех людей, каждый человек имеет свое имя.
Имя много значит для человека и может повлиять на его характер.
IV. Заключение
Важно помнить, что имя – это не наряд, который можно надевать по праздникам, можно подарить или выбросить. Значение имени - часть личности, дается оно только единожды и сопровождает человека всю жизнь.
Наша гипотеза подтвердилась, что «Не имя красит человека, а человек имя»
5. Используемая литература.
1. Петровский Н. А. «Словарь русских личных имён» - АСТ, 2005 г.
2. Л. В. Успенский «Ты и твое имя». Л., Детская литература, 1972 г.
3. А. В. Суперанская, А. В. Суслова «О русских именах». Санкт-Петербург, Азбука-классика, 2001 г
4. А. Б. Кузвесов «Что в имени твоем?» 5. Мороз И. В. «Тайна имени» Харьков: Книжный клуб, 2006
6. Интернет ресурсы. Википедия
6. Приложения
Игра-викторина «Имена» :
1. Назовите самые распространенные имена сказочных героев.
2. Какими «сказочными» именами называют современных людей? (Иванушка – Иван – Ваня, Машенька, Василиса и т. д.)
3. А какие имена есть только в сказках, а в жизни нет? (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч и т. д.).
4. Назовите имена, которыми одинаково можно назвать и мальчика, и девочку. (Саша, Женя, Валя).
5. А как же узнать, к кому ты обращаешься? (Либо по-другому назвать это имя – ЕвгениЯ – ЕвгениЙ; ВалентиН – ВалентинА; или обратиться по фамилии).
Игра «Узнай меня» :
Дети становятся в круг, а желающему Водяному завязывают глаза и сажают в середину круга. Взявшись за руки, дети ходят вокруг него и говорят хором: «Дедушка Водяной, что сидишь ты под водой? Выходи хоть на час и узнай одного из нас!».
Ребята останавливаются, Водяной встает, подходит к игроку, ощупывает его и должен назвать его имя. Если отгадал, ему развязывают глаза, а тот, чье имя отгадано становится Водяным.
Дидактическая игра с мячом «Назови ласково» :
Один игрок, бросая мяч другому, называет свое полное имя. Принимающий должен быстро произнести его уменьшительно-ласкательный вариант и поймать мяч.
Игра в кругу «Камешек» :
Пока вы маленькие и имена ваши маленькие, а потом они будут расти вместе с вами. Имя ребенку выбирают родители, а отчество переходит от отца. Давайте поиграем с нашим именем и отчеством. Посмотрим, как.
У меня в руках камешек.
Камешек ты передай
И скорее отвечай.
Как тебя будут называть,
Когда ты вырастешь? (передает камешек сидящему в кругу ребенку). Дети передают друг другу камешек и говорят свое имя и свое отчество.
Рассказы:
«ЧУДЕСНОЕ ИМЯ»
У белой кошки Феи родился котенок. Весь беленький. Только самый кончик хвоста — черный.
Очень похож на меня, — с гордостью говорил черный кот Нини.
Да у нее лишь кончик хвоста твой, — сказала белая кошка Фея.
Имя тоже мое! — заявил черный кот.
Котенка будут звать, как и меня, — Нини!
Разве может котенок зваться Нини, если из него никогда не вырастет кот? - спросила кошка Фея.
Феей он зваться тоже не будет. Ни под каким видом!
А что ты собственно имеешь против Феи!
Одной Феи в доме вполне достаточно,— отрезал Нини. Фея обиделась.
Ну и родители у меня! — воскликнул беленький котенок с черным хвостом.
— Не успел я родиться, как они уже поцарапались из-за меня. Хотя по мне сразу видно, как меня зовут!
Видно? — удивились Нини и Фея.
Яснее ясного,— сказал котенок. — Кончик хвоста — Нини. Все остальное — Фея. Вместе получается: Нинифея.
«ПЕТЯ»
Мальчик Петя ходил в детский сад и был самым обычным мальчиком.
Звали его по-разному: мама-Петенька, папа-Петр, бабушка-Птенчик наш ненаглядный. Только вот дедушки у Пети не было.
Рядом с детским садом был речной порт, и все дети мечтали, чтобы их сводили туда на экскурсию и показали, как разгружают и грузят баржи.
Иногда в тихий час, когда голоса детей смолкали, можно было услышать, как переговариваются между собой пароходы.
- «Уууу,- гудел один, я иду вверх по реке, везу топливо на север, чтобы дети не мерзли зимой».
- «Дудуду., - отвечал другой, я везу фрукты и овощи, быстрее пропустите меня, дети ждут бананы».
Скоро Петина группа пошла на долгожданную экскурсию в порт. В порту было очень шумно. Подъемные краны поднимали связки бревен, контейнеры с грузом и укладывали их в трюмы. В ожидании погрузки стояло множество кораблей с разными названиями: «Смелый», «Чайка», «Лагуна» - папа Миши Иванова прочитал их детям.
Вдруг ребята увидели, как вдали показался еще один корабль. Он медленно шел посередине реки и тащил за собой баржу, груженую лесом. Когда он поравнялся с причалом, Петя увидел на борту надпись. Но прочитать ее не смог. «Как называется этот корабль?» - спросили дети у воспитателя.
«Петр Смирнов»,- ответила Марина Николаевна. «Так нашего Петю зовут», -возразили дети. - Разве может корабль называться именем мальчика?».
«Был на реке такой капитан, - сказал папа Миши Иванова, - звали его Петр Сергеевич Смирнов, хороший был человек. Много добра он сделал за свою жизнь. Вот и назвали корабль именем хорошего человека». – «Так моего дедушку звали, - сказал Петя. – Мне бабушка рассказывала. И меня так назвали – Петр Смирнов».
Корабли, как люди, имеют свои имена. Гордись, Петя, своим именем».