Татьяна Филиппова
Детский исследовательский проект «Зимующие птицы» (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Детско-исследовательский проект «Зимующие птицы»
Филиппова Татьяна Борисовна
Воспитатель 1 квалификационной категории
Детско-исследовательский проект «Зимующие птицы»
Тип проекта : творчески-исследовательский
Вид проекта : групповой.
Продолжительность: краткосрочный.
Публикация «Детский исследовательский проект „Зимующие птицы“ (подготовительная группа)» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Темочки
Возраст детей-участников: подготовительная группа
Участники: педагог, дети и родители группы.
Актуальность:
В холодное время года зимующим птицам жизненно важно прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают.
Проведя диагностическую беседу, предложив детям демонстрационный материал (карточки с изображением зимующих птиц, удалось установить, что из 18 опрошенных воспитанников:
меньше половины группы (7 детей) узнали и назвали правильно почти всех предъявленных птиц,
каждый четвёртый (4ребёнка) смог узнать и уверенно назвать 6 птиц,
а каждый восьмой (2 ребёнка) смог вспомнить и назвать только 2-3 птиц.
Из этого следует, что дети имеют малый опыт наблюдения за птицами в природе. У большинства опрошенных детей не сформированы навыки оказания помощи птицам зимой.
Цель: расширение и обогащение знаний о зимующих птицах.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
2. Пополнить развивающую среду группы материалами и оборудованием по теме проекта.
3. Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
4. Исследовать, каким кормом питаются птицы нашей местности.
Подготовительный этап
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.
- Определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов.
- Подбор необходимой литературы по данной теме.
Основной этап.
Методы исследования : беседы, дидактические игры, чтение художественной литературы, отгадывание загадок.
Взаимодействие с детьми.
1 неделя.
Задача: закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц.
Понедельник - беседа «Что ты знаешь о птицах?»
Вторник - дидактические игры «Птички на кормушках», «Каких птиц зимой не увидишь?».
Цель. Уточнить знания детей об особенностях обитания зимующих птиц (чем они питаются).
Рис. 1. Зимующие птицы.
Чтение художественной литературы: В. Звягиной «Воробей», С. А. Есенина «Поёт зима, аукает», Т. Евдошенко «Берегите птиц», Ю. Никонова «Зимние гости».
Рассматривание изображений зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.
Среда -Отгадывание загадок о зимующих птицах.
Грудка ярче, чем заря,
У кого?.
У снегиря. Всех я за день навещу,
Всё, что знаю, растрещу.
Сорока.
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика.
Синица. В серой шубке перьевой,
И в морозы он герой,
Назови его скорей,
Кто там скачет?
Воробей.
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей,
Прячется в морозных кронах,
А зовут её …
Ворона. Эти птички с хохолком,
Очень яркие притом.
На рябину прилетели,
Птички эти…
Свиристели.
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица – почтальон,
Пролетит любой маршрут.
Голубь. Над жуком и короедом
Держит он всегда победу.
По деревьям тук да тук:
Кто для леса верный друг?
Дятел.
Рисование «Снегири на ветке рябины»
Цель. Учить передавать внешний вид снегирей.
Четверг- изготовление шапочек – масок с изображениями птиц для подвижных игр.
Рис. 2. Маска сороки.
Пятница -дидактические игры «Четвёртый лишний», «Один – много».
2 неделя.
Задача: пополнить развивающую среду группового помещения материалами и оборудованием по теме проекта.
Понедельник– внести в уголок книг подборку литературы о птицах.
Вторник – заучивание стихотворения «Воробей» Н. Рубцов.
Среда- оформление альбома: «Зимующие птицы».
Четверг- оформление картотеки загадок, стихов о птицах.
- ведение дневника наблюдений прилёта птиц к кормушке (ежедневно).
Рис. 3. Календарь наблюдений за птицами зимой.
Пятница- оформление плаката «Зимующие птицы».
3 неделя.
Задача: воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время.
Понедельник -беседа «Трудно птицам зимовать».
Вторник- заучивание стихотворений А. Прокофьева «Снегири», А. Барто «Свиристели», скороговорок, считалок о птицах.
Среда -рисование «Моя любимая птичка».
Пятница -чтение худ. литературы: Л. Воронкова «Птичьи кормушки», В. Сухомлинский «Как синичка меня будит», О. Григорьева «Синица», А. Яшин «Покормите птиц зимой»;
- заготовка корма для птиц;
- подвижные игры «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках», «Совушка – сова»;
- прослушивание записи голосов зимующих птиц.
Взаимодействие с родителями
1 неделя.
Понедельник– оформление ширмы «Зимующие птицы».
2 неделя.
Консультации– «Покормите птиц зимой», «Они остались зимовать, мы им будем помогать».
Заключительный этап.
Взаимодействие с родителями
Изготовление с детьми поделок -«Мастерим кормушки для птиц»
Работа с детьми
«Торт для зимующих птиц»
Воспитатель. Я предлагаю вам для синиц приготовить торт. Наш торт будет трехслойный, над изготовлением каждого слоя будет работать группа. Объединитесь в три группы и подойдите к столу. На столе продукты, которые вам понадобятся для приготовления торта.
Задание первой группе. Вы должны будете приготовить самый большой слой торта. Основным ингредиентом этого слоя является растопленное свиное сало, сухари и семя подсолнечника. Ваша задача - все ингредиенты перемешать и поместить в большую емкость.
Задание второй группе. Вам предстоит приготовить средний слой торта. Ингредиенты: отварной рис, очищенные несоленые орехи, сыр. Всё перемешайте и поместите в среднюю ёмкость.
Задание третьей группе. Вы будете готовить самый верхний слой - он самый маленький. Ингредиенты: размоченные овсяные хлопья, сухофрукты. Всё перемешайте и поместите в маленькую ёмкость.
Ожидаемый результат:
-у детей сформируется система знаний о зимующих птицах, целостное представление о жизни зимующих птиц.
-у детей появится желание помогать птицам в зимнее время года.