Евгения Шестакова
Детский сад и семья: Современные формы взаимодействия
▼ Скачать + Заказать документы
От того, как прошло детство,
Кто вёл ребёнка за руку в детские годы
Что вошло в его разум и сердце
Из окружающего мира -в решающей степени зависит,
Каким человеком станет сегодняшний малыш.
В. А. Сухомлинский
Детство – важнейший период в жизни человека. В это время формируется фундамент для становления личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале жизненного пути рядом с доверчивым малышом находится самые главные люди в его жизни - родители. Благодаря их любви, заботе, эмоциональной близости и поддержке ребёнок растёт и развивается, у него возникает чувство доверия к миру и окружающим его людям.
Публикация «Детский сад и семья: Современные формы взаимодействия» размещена в разделах
Работа с семьёй – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьёй. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определённых усилий.
Семья сегодня испытывает дефицит компетентности по вопросам формирование у детей позитивных, социальных установок по взаимодействию со специалистами при необходимости консультативной психолого-педагогической, специальной, медицинской и социально-правовой помощи.
И педагог, и родитель – взрослые люди, корые имеют свои психологические особенности. возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.
С принятием Закона РФ «Об образовании», «Типовым положением о дошкольных образовательных учреждениях» одной из основных задач, стоящих перед детским садом является» взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка» возникли предпосылки для равноправного, творческого, заинтересованного взаимодействия семьи и образовательных учреждений.
Термин «взаимодействие» предполагает обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение.
Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. Также оно подразумевает обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом.
На современном этапе семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».
Цель взаимодействия – установление партнерских отношений участников педагогического процесса, приобщение родителей к жизни детского сада.
Новые подходы к взаимодействию педагогов и родителей: переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству как межличностному общению педагога с родителями диалогической направленности. Ключевым понятием здесь является диалог, под которым подразумевается личностно равноправное общение, совместное приобретение опыта.
Во многих регионах России семейная политика признается из приоритетных направлений социальной политики. В Иванове и Москве, Саранске и Петрозаводске созданы и действуют городские советы родительской общественности. В Чебоксарах и Чувашской Республики проводятся программе мероприятия, в рамках объявленного Главой Чувашской Республики 2017 года – Годом Матери и Отца. В том числе о проектах «Семья – главное в жизни каждого человека» и «Гармония в доме – высшая реальность семейного счастья», успешно реализуемых ЧРОО «Союз женщин Чувашии», Чебоксарским институтом Московского Политеха и ОО «Доброе дело». А также в Чувашской Республике действует Совет отцов при общественной организации «Чувашский республиканский совет женщин».
У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать всё, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.
Современные дошкольные учреждения много делают для того, чтобы общение с родителями было насыщено и интересно. С одной стороны, педагоги сохраняют все лучшее и проверенное временем, а с другой стороны ищут и стремиться внедрять новые формы взаимодействия с семьями воспитанников, основная задача которых –достижение реального сотрудничества между дошкольными учреждениями и семьёй.
Взаимодействие педагогов и родителей детей дошкольного возраста можно осуществляться через:
• Приобщения родителей к педагогическому процессу;
• Расширение сферы участия родителей в организации жизни образовательных учреждений;
• Пребывание родителей на занятиях в удобное для них время;
• Информационно- педагогические материалы;
• Разнообразные формы совместной деятельности детей и родителей;
• Проявление понимания, терпимости т такта в воспитании и обучении ребёнка, стремление учитывать его интересы, не игнорируя чувства и эмоции.
Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых – обогатить их педагогическим знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.
К коллективным форам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. В настоящее время собрания вытесняются новыми форами, такими как «Устный журнал», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», родительские конференции, семинары- практикумы - их основная цель- обмен опытом семейного воспитания и др.
К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями; этот одна из наиболее доступных форм установления связи с семьёй. Цель педагогической беседы – обмен мнениями по тому и иному вопросу; её особенность – активное участие и воспитателей, и родителей.
Существуют» заочные» консультации. Готовится ящик (конверт) для вопроса родителей. Читая почту, педагог может заранее подготовить полный ответ, изучив ту или иную литературу поданному вопросу, посоветоваться с коллегами или переадресовать вопрос.
Тематические консультации организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей.
Отдельную группу составляют наглядно- информационные методы они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных методов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографий, выставки детских работ, стенды.