Наталья Аксенова
Детский проект познавательного содержания «Мир кукольного театра»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное
образовательное учреждение г. Иркутска
детский сад № 155 г. Иркутск
познавательного содержания
«Мир
кукольного
театра»
Воспитанник старшей группы
Уткин Никита 6 лет
Воспитатель Н. Е. Аксёнова
МБДОУ детского сада №155
Публикация «Детский проект познавательного содержания „Мир кукольного театра“» размещена в разделах
- Детские проекты, исследовательная деятельность
- Проекты
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
г. Иркутска Свердловского округа
Содержание.
1. Тема, цель, задачи.
2. Этапы подготовки и реализации проекта. Модель трех вопросов.
3. Основная часть.
4. Заключение
5. Презентация проекта.
6. Приложение.
Тема: «Мир кукольного театра»
Цель: уточнить знания о кукольном театре, его особенностях, истории его развития, разновидностях. Развивать положительные нравственные качества, прививать любовь к искусству театра.
Задачи: усвоение знаний о кукольном театре; закрепление знаний о правилах поведения в театре.
Этапы подготовки и реализации проекта.
1 этап: подготовительный
- определение содержания проекта
2 этап: реализация проекта
- подборка информации, иллюстраций, сбор материалов
3 этап: подготовка к презентации
- поход в кукольный театр с мамой
- выставка рисунков и фотографий
Модель трех вопросов.
1. Что я знаю?
Что такое кукольный театр. В театре показывают сказки для детей. Специальные люди- актеры оживляют кукол, говорят за них, двигают их на сцене. Я знаю, как нужно вести себя в театре.
2. Что я хотел узнать?
Из чего делают кукол для спектаклей? Кто делает кукол? Кто командует всеми актерами в кукольном театре?
3. Что нужно сделать, чтобы узнать?
Посмотреть энциклопедию; спросить у родителей; найти вместе с мамой информацию в интернете; посмотреть передачи по телевизору; сходить с родителями в кукольный театр.
Основная часть
Театр кукол — одна из разновидностей кукольного вида пространственно-временного искусства, в который входят мультипликационное и не мультипликационное анимационное киноискусство, кукольное искусство эстрады и художественные кукольные программы телевидения. В спектаклях театра кукол внешность и физические действия персонажей изображаются и/или обозначаются, как правило, объёмными, полу объёмными (барельефными или горельефными) и плоскими куклами (куклами-актёрами) Куклы-актёры обычно управляются и приводятся в движение людьми, актёрами-кукловодами, а иногда автоматическими механическими или механически-электрически-электронными устройствами. В последнем случае куклы-актёры называются куклами-роботами. Следует отметить, что словосочетание «кукольный театр» является некорректным и обижает профессиональное достоинство кукольников, поскольку прилагательное «кукольный» ассоциируется с понятием «ненастоящий». Правильно говорить: «театр кукол», так, кстати, называются все профессиональные театры анимации.
Среди театров кукол различают три основных типа:
1. Театр верховых кукол (перчаточных, гапитно-тростевых и кукол иных конструкций, управляемых снизу. Актёры-кукловоды в театрах этого типа обычно скрыты от зрителей ширмой, но бывает и так, что они не скрываются и видны зрителям целиком или на половину своего роста.
2. Театр низовых кукол (кукол-марионеток, управляемых сверху с помощью ниток, прутов или проволоками. Актёры-кукловоды в театрах этого типа чаще всего тоже скрыты от зрителей, но не ширмой, а верхней занавеской или падугой. В некоторых случаях актёры-кукловоды, как и в театрах верховых кукол, видны зрителям целиком или на половину своего роста.
3. Театр кукол срединных (не верховых и не низовых) кукол, управляемых на уровне актёров-кукловодов. Срединные куклы бывают объёмными, управляемыми актёрами-кукловодами либо со стороны, либо изнутри кукол больших размеров, внутри которых находится актёр-кукловод. К числу срединных кукол относятся, в частности, куклы Театра теней. В таких театрах актёры-кукловоды не видны зрителям, так как находится за экраном, на который проецируются тени от плоских или не плоских кукол-актёров. В качестве срединных кукол-актёров используются куклы-марионетки, управляемые сзади кукол видимыми или не видимыми зрителям актёрами-кукловодами. Либо перчаточные куклы или куклы-актёры других конструкций.
В последнее время всё чаще театр кукол представляет собой сценическое взаимодействие актёров-кукловодов с куклами (актёры «играют в открытую», то есть, не скрыты от зрителей ширмой или каким-либо иным объектом). В XX веке начало этому взаимодействию положил С. В. Образцов в той самой эстрадной миниатюре, в которой действовали два персонажа: малыш по имени Тяпа и его отец. Но фактически подобные взаимодействия актёров-кукловодов и кукол-актёров привели к размыванию границ между кукольным и не кукольными видами пространственно — временно го искусства. Профессиональные кукольники всё же призывают не злоупотреблять «третьим жанром», а использовать в основном выразительные средства, присущие театру кукол.
Следует отметить, что специфическая самобытность искусства театра кукол и в целом кукольного пространственно -временно го искусства образуется не только и не столько благодаря куклам-актёрам, сколько в силу единой совокупности многих особенностей. Причём одни особенности свойственны кукольному искусству, а другие являются общими для кукольного искусства и всех или некоторых других видов пространственно-временно го искусства. Например, такие общие особенности, как композиционное построение драматургической основы спектаклей: экспозиция, завязка, кульминация, развязка (или финал без развязки). Кроме того, широко используются общие жанры, реалистические и художественно-условные формы, пантомимический и не пантомимический варианты сценических действий и т. д. и т. п.
История развития
Искусство кукольников очень старое — в разных странах возникали свои, ставшие затем традиционными, виды кукол и типы представлений. Есть сведения о существовании ритуальных мистерий в Египте, во время которых женщины носили куклу Озириса. В Древней Греции кукольный театр существовал в эпоху эллинизма. Истоки кукольного театра — в языческих обрядах, играх с овеществлёнными символами богов. Упоминание об игровых куклах встречаются у Геродота, Ксенофонта, Аристотеля, Горация, Марка Аврелия, Апулея. [1] Однако в Древнюю Грецию и Древний Рим кукольные представления, условно говоря, эстрадного типа и искусство театра кукол пришли с бродячими группами кукольников из Древней Индии (сухопутными и морскими путями через Древний Иран) и Древнего Китая.
Народные кукольные театры Древнего Рима родственен древнеримской комедии ателлане с комическим героем-шутом Макком, прообразом будущего Пульчинеллы.
История театра кукол в России
Первое известие о существовании в России кукольного театра датировано 1636 годом, зафиксировано немецким путешественником Адамом Олеарием.
В 1700 году состоялись первые в России гастроли кукольников : одна труппа проехала по городам Украины, а вторая по волжским городам до Астрахани. В 1733 году, по приглашению Анны Ивановны в Москве и Санкт-Петербурге работали четыре кукольных театра из числа итальянских комедиантов, приехавших в составе труппы комедии дель арте.
Искусство театра кукол – одно из самых древних искусств, ведь куклы – это та игра, в которую человечество играло ещё в пору своего детства. Кто и когда сотворил первую куклу? Кто вдохнул в неё жизнь? И зачем? Чтобы позабавить малых ребятишек? Или же увековечить бренное человеческое тело? Вряд ли кто-нибудь сможет точно ответить на эти простые вопросы. Говорят, первыми в куклы начали играть не дети, а боги!
Собственно театральные куклы появились в 10 веке в Китае. Искусство марионеток получило развитие и достигло высшего уровня в Древней Бирме и Шри-Ланке, а также при итальянских княжеских дворах 16 –18 веков. В это же время кукольные представления завоевали популярность и среди европейской аристократии.
Театр кукол был популярен и в народе, – до 19 века он служил орудием карикатуры и сатиры – от запретов средневековых куклу можно было раз - и за пазуху спрятать! А в 19 веке кукольники переключили своё внимание на детскую аудиторию, в парках стали устраиваться массовые представления для детей. В 20-е годы 20 века С. Образцов создал в Москве Большой кукольный театр, и с этого времени театры кукол, работающие для детей и взрослых, стали открываться по всей стране.
8 января 1935 года на базе ТРАМа (ныне - ТЮЗ) актерами Московского "Театра детской книги" им. А. Б. Халатова, гастролировавшего в Иркутске, был организован Восточно-Сибирский театр кукол и марионеток. В день открытия была показана премьера спектакля "Еж, Петрушка и две обезьяны" по пьесе С. Зак. Позднее театр был переименован в Иркутский областной театр кукол.
50 с лишним лет труппа была разъездной, не имела своего здания. Коллектив исколесил всю область, выезжал на гастроли в Красноярский край, в города Западной Сибири и Дальнего Востока, добрался до зрителей Якутии и Сахалина, участвовал в региональных фестивалях кукольных театров, выезжал на гастроли за рубеж - в Германию.
Начав свою работу с маленьких одноактных пьес и инсценировок, театр, постоянно совершенствуясь, перешел к более сложным постановкам. Гоголь и Пушкин, Толстой и Родари, Чехов и Бажов, Гайдар и Маляревский заняли достойное место в репертуаре театра. В последние годы и этот ряд пополнился новыми именами авторов: Я. Экхольм, В. Рабадан, Л. Устинов, М. Сергеев, К. Машаду, С. Седов, Э. Рауд, Д. Биссет.
Неоднократно коллектив награждался Почетными грамотами Министерства культуры России и Союза. В 1982 году за высокий художественный уровень спектаклей театр стал лауреатом премии Иркутского комсомола им. Иосифа Уткина.
В 1987 году театр обрел свой дом (отреставрированный кинотеатр "Мир") и имя ("Аистенок"). Сегодня творческое руководство в коллективе осуществляет главный режиссер Людвиг Устинов, административное - директор Андрей Калиниченко. В труппе театра 15 профессиональных актеров, в репертуарной афише - 24 названия. Спектакли адресованы дошкольникам и младшим школьникам, появились работы и для взрослого зрителя ("Божественная комедия" И. Штока и "Лекарь поневоле" Ж. -Б. Мольера).
Сегодняшний репертуар - это и спектакли по мотивам русских сказок ("Колобок", "Машенька и Медведь", "Морозко", "Три медведя", и сказки современных авторов ("Чудо-репка", "Чудеса в животе", "Сказки для тигра", "Гнездо" и др.). Есть у театра спектакль-долгожитель "Сладкий родник" по пьесе дагестанского писателя А. Абу-Бакара. Около 800 раз он был показан зрителям - премьера его состоялась в декабре 1982 года, а он до сих пор не сходит с афиш.
Виды кукол
Марионетка (в том числе штоковая)
Петрушечная (перчаточная) кукла
Кукла на вертикальном гапите
Кукла на горизонтальном гапите
Гапитно-тростевая кукла
Кукла на тростях
Пятачковая кукла
Вертепная
Планшетная (выводная) кукла
Мимирующая
Кукла театра теней (в том числе яванская)
Ростовая кукла
Тантамареска
Заключение
Цели и задачи, поставленные на начальном этапе работы над проектом, выполнены. Никита узнал много нового и интересного о мире театра кукол, какие бывают виды кукол, их сходства и отличия. Никита вместе с родителями побывал на нескольких представлениях, поучаствовал в одном из спектаклей. Нарисовал полюбившихся героев. Подобрал вместе с мамой фотографии и иллюстрации, связанные с театром кукол.
Литература
1. Театральная энциклопедия. Том 5. Главный редактор П. А. Марков М. : Советская энциклопедия, 1967 г. стр. 118—126
2. Новая Российская энциклопедия: В 12 т. / Редкол. : А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян, В. М. Карев и др. — М. : ООО «Издательство „Энциклопедия“», 2004 — Т. 1 : Россия. — 2003—960 с. : ил.
3. Перетц В. Н. Кукольный театр на Руси (Исторический очерк) // Ежегодник императорских театров. — Приложения. — Кн. 1. — Спб., 1895. — С. 85-185.
4. Шафранюк В. А. Кукольное пространственно-временное искусство.
Презентация проекта.
Никита У. : «Я очень часто с мамой и папой бываю в театре кукол. Моя мама работает там актрисой, а папа- главный режиссёр театра. Театр, это место, где кукол оживляют, говорят за них, двигают их актеры- кукловоды. Режиссер в театре главный, он командует, чтобы все выступали, говорит, что кому делать. На Новый год я участвовал в спектакле, играл рыцаря, мне очень понравилось выступать на сцене. Родители много мне рассказывают о театре, как себя там нужно вести. А еще я узнал, что кукол делает специальный театральный художник. Их делают из дерева, папье- маше, ткани. А художник их придумывает и шьет и вышивает им костюмы. Мне больше нравятся куклы с добрыми, смешными лицами.»