Светлана Валова
Детский мастер-класс по ПИД как средство развития коммуникативных навыков и естественно-научной грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
"Детский мастер-класс в организации познавательно-исследовательской деятельности как средство развития коммуникативных навыков и естественно-научной грамотности дошкольников"
КАК ЭТО БЫЛО ("ВЧЕРА"). Идея организации детского мастер-класса как формы обучения в нашем ДОУ родилась не сразу и не вдруг. Педагоги апробировали и внедряли разные технологии и практики. Идея превратилась в реальность год назад в процессе педагогического мозгового штурма: как заинтересовать детей, увлечь в мир открытий, пусть даже самых маленьких и совсем незначительных ("Не прорастут зерна доброго и вечного, не дадут они ростков, плодов от них не будет, если не горят желанием детские глаза", а также на основе наблюдений за воспитанниками: если один ребенок научился что-нибудь делать, необходимое и привлекательное лично для него, то он, как правило, будет делать это по просьбе всех детей в группе.
Публикация «Детский мастер-класс по ПИД как средство развития коммуникативных навыков и естественно-научной грамотности дошкольников» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Вскоре возникла идея организовать в детском саду такую культурную практику, Данная культурная практика, когда умеющий ребенок мог бы передать свой опыт другим детям, и которая обладает всеми характеристиками, предложенными ФГОС ДО, оказалась наиболее удачной в организации познавательно-исследовательской деятельности. Цель детского мастер-класса, как и познавательно-исследовательской деятельности - развитие познавательно-творческой активности детей.
Первый мастер-класс, основной принцип которого - "Я знаю, как это сделать, и я научу вас", у нас состоялся, когда моя воспитанница показала всем в группе нарисованные дома акварельные рисунки из клякс с помощью обыкновенной пластмассовой трубочки от сока. Ребята заинтересовались, попросили показать, захотели сделать свои шедевры акварелью с помощью трубочки, говоря методическим языком - в нетрадиционной технике рисования - кляксографии.
Для детей с ОВЗ данная культурная практика очень актуальна, т. к. направлена на развитие личности ребенка, способного принять себя таким, какой он есть, способного чувствовать себя полноценным членом общества. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ не просто важна, а необходима. Данная группа детей - с разными индивидуальными особенностями, у многих таких деток отмечаются незрелость мотивационной, коммуникативной сфер, недостаточный уровень познавательной активности и внимания, общая познавательная пассивность и сниженный самоконтроль. Поэтому использование активных форм, методов и приёмов обучения (а именно таковой и является познавательно-исследовательская деятельность) является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в педагогической работе.
Предполагаемый результат:
1. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, проявление познавательного интереса к занятиям.
2. Улучшение речевого развития.
3. Сформированность коммуникативных навыков.
КАК ЭТО ЕСТЬ ("СЕЙЧАС").Данную культурную практику в образовательном процессе мы используем первый год. Педагогами оформлены мини-лаборатории (при участии родителей, включающие в себя оборудование для проведения опытов и экспериментов, созданы условия для постоянного доступа к материалам, обеспечивающим детское экспериментирование, подобрана литература по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду, собраны картотеки опытов и экспериментов, написаны конспекты к занятиям, мастер-классам по программе в виде обучающих сказок, которые учитывают особенности восприятия и развития детей старшего дошкольного возраста, правила при организации детского мастер-класса, для участвующих в нем, определенная структура его проведения. Дети учатся взаимодействовать в совместном поиске, принимать собственные решения, анализировать, задавать вопросы и т. д. Конечно, есть у нас и некоторые трудности - не все эксперименты можем осуществить, т. к. не накоплены техническо-материальная база, интересные современные методические разработки.
Специфика организации экспериментирования, подготовка и проведение опытов с детьми с ОВЗ немного отличается от таковых в общеобразовательных группах детского сада (простые эксперименты, меньшая самостоятельность детей, соблюдение четкой последовательности действий, наличие определенных правил, схем, наглядности и др.). Организуя детское экспериментирование, мы подбираем педагогические приемы, связанные с обеспечением поддержки речевой инструкции наглядной, формировании способности к связному высказыванию, а также «проговариванию» собственных практических действий с целью перевода речи во «внутренний план».
При организации экспериментальной деятельности, мастер-классов воспитанникам требовалась помощь взрослого: дробная/многоступенчатая инструкция; многократное повторение (напоминание) цели, задач, этапов деятельности с опорой на наглядный план/схему; адаптация (упрощение) эксперимента (сокращение количества этапов опыта, распределение нагрузки между взрослым и воспитанником). Для наших воспитанников очень важным условием является использование педагогом наглядных средств подкрепления словесной инструкции: схемы, графические изображения цели, задач, гипотезы и этапов деятельности. В связи с тем, что детки испытывают трудности при связном высказывании, мы применяли следующие приемы при презентации детьми результатов эксперимента: опорные, уточняющие вопросы; прием «закончи фразу», опорные фразы/картинки/алгоритмы/пиктограммы/модели. С целью формирования внутренней речи во время экспериментирования добивались от ребенка «проговаривания» инструкций, собственных действий.
В ходе реализации этой культурной практики дети приобрели опыт публичных выступлений, почувствовали себя успешными, значимыми, стали более ответственными. Использование мастер-класса в образовательном процессе позволило повысить активность детей, раскрыть их творческие способности, побудило пробовать самостоятельно разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении.
Работу осуществляем при тесном взаимодействии с родителями, так как только в триединстве педагог+родитель+ребенок можно достичь максимального результата.
КАК ЭТО БУДЕТ ("ЗАВТРА").При правильной организации работы у детей старшего дошкольного возраста будет сформирована привычка задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы, уметь доказывать, в том числе и экспериментально, свою точку зрения.
Организация и внедрение в образовательный процесс во всех группах ДОУ данной культурной практики, организация конкурсов по мастер-классам (детей, родителей, педагогов, родительских консультаций, собраний, творческих встреч, досугов и др.
Ценностью детских мастер-классов является:
Для детей, дающих мастер-класс:
- Приобретение опыта публичных выступлений;
- Формирование коммуникативных навыков;
- Возможность почувствовать себя успешным, значимым;
- Формирование ответственности;
- Развитие инициативности.
Для детей, участвующих в мастер-классе:
- Овладение новыми способами действий;
- Приобретение опыта коллективной деятельности;
- Формирование умения регулировать своё поведение, подчиняться правилам.
- Развитие вопросительности;
- Стимул самостоятельного поиска новых способов действий.
Ценностью детских мастер-классов:
Для педагога:
- способ поддержки детских инициатив;
- способ сплочения группы;
- возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей;
- возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны;
- возможность выстроить сотрудничество с родителями.
Для родителей:
- возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него:
- увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;
- способ участия в реализации образовательной программы.