Лучший педагог года

Детский мастер-класс по ПИД как средство развития коммуникативных навыков и естественно-научной грамотности дошкольников

Светлана Валова
Детский мастер-класс по ПИД как средство развития коммуникативных навыков и естественно-научной грамотности дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

"Детский мастер-класс в организации познавательно-исследовательской деятельности как средство развития коммуникативных навыков и естественно-научной грамотности дошкольников"

КАК ЭТО БЫЛО ("ВЧЕРА"). Идея организации детского мастер-класса как формы обучения в нашем ДОУ родилась не сразу и не вдруг. Педагоги апробировали и внедряли разные технологии и практики. Идея превратилась в реальность год назад в процессе педагогического мозгового штурма: как заинтересовать детей, увлечь в мир открытий, пусть даже самых маленьких и совсем незначительных ("Не прорастут зерна доброго и вечного, не дадут они ростков, плодов от них не будет, если не горят желанием детские глаза", а также на основе наблюдений за воспитанниками: если один ребенок научился что-нибудь делать, необходимое и привлекательное лично для него, то он, как правило, будет делать это по просьбе всех детей в группе.

Публикация «Детский мастер-класс по ПИД как средство развития коммуникативных навыков и естественно-научной грамотности дошкольников» размещена в разделах

Вскоре возникла идея организовать в детском саду такую культурную практику, Данная культурная практика, когда умеющий ребенок мог бы передать свой опыт другим детям, и которая обладает всеми характеристиками, предложенными ФГОС ДО, оказалась наиболее удачной в организации познавательно-исследовательской деятельности. Цель детского мастер-класса, как и познавательно-исследовательской деятельности - развитие познавательно-творческой активности детей.

Первый мастер-класс, основной принцип которого - "Я знаю, как это сделать, и я научу вас", у нас состоялся, когда моя воспитанница показала всем в группе нарисованные дома акварельные рисунки из клякс с помощью обыкновенной пластмассовой трубочки от сока. Ребята заинтересовались, попросили показать, захотели сделать свои шедевры акварелью с помощью трубочки, говоря методическим языком - в нетрадиционной технике рисования - кляксографии.

Для детей с ОВЗ данная культурная практика очень актуальна, т. к. направлена на развитие личности ребенка, способного принять себя таким, какой он есть, способного чувствовать себя полноценным членом общества. Организация познавательно-исследовательской деятельности детей с ОВЗ не просто важна, а необходима. Данная группа детей - с разными индивидуальными особенностями, у многих таких деток отмечаются незрелость мотивационной, коммуникативной сфер, недостаточный уровень познавательной активности и внимания, общая познавательная пассивность и сниженный самоконтроль. Поэтому использование активных форм, методов и приёмов обучения (а именно таковой и является познавательно-исследовательская деятельность) является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в педагогической работе.

Предполагаемый результат:

1. Сформированность эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, проявление познавательного интереса к занятиям.

2. Улучшение речевого развития.

3. Сформированность коммуникативных навыков.

КАК ЭТО ЕСТЬ ("СЕЙЧАС").Данную культурную практику в образовательном процессе мы используем первый год. Педагогами оформлены мини-лаборатории (при участии родителей, включающие в себя оборудование для проведения опытов и экспериментов, созданы условия для постоянного доступа к материалам, обеспечивающим детское экспериментирование, подобрана литература по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду, собраны картотеки опытов и экспериментов, написаны конспекты к занятиям, мастер-классам по программе в виде обучающих сказок, которые учитывают особенности восприятия и развития детей старшего дошкольного возраста, правила при организации детского мастер-класса, для участвующих в нем, определенная структура его проведения. Дети учатся взаимодействовать в совместном поиске, принимать собственные решения, анализировать, задавать вопросы и т. д. Конечно, есть у нас и некоторые трудности - не все эксперименты можем осуществить, т. к. не накоплены техническо-материальная база, интересные современные методические разработки.

Специфика организации экспериментирования, подготовка и проведение опытов с детьми с ОВЗ немного отличается от таковых в общеобразовательных группах детского сада (простые эксперименты, меньшая самостоятельность детей, соблюдение четкой последовательности действий, наличие определенных правил, схем, наглядности и др.). Организуя детское экспериментирование, мы подбираем педагогические приемы, связанные с обеспечением поддержки речевой инструкции наглядной, формировании способности к связному высказыванию, а также «проговариванию» собственных практических действий с целью перевода речи во «внутренний план».

При организации экспериментальной деятельности, мастер-классов воспитанникам требовалась помощь взрослого: дробная/многоступенчатая инструкция; многократное повторение (напоминание) цели, задач, этапов деятельности с опорой на наглядный план/схему; адаптация (упрощение) эксперимента (сокращение количества этапов опыта, распределение нагрузки между взрослым и воспитанником). Для наших воспитанников очень важным условием является использование педагогом наглядных средств подкрепления словесной инструкции: схемы, графические изображения цели, задач, гипотезы и этапов деятельности. В связи с тем, что детки испытывают трудности при связном высказывании, мы применяли следующие приемы при презентации детьми результатов эксперимента: опорные, уточняющие вопросы; прием «закончи фразу», опорные фразы/картинки/алгоритмы/пиктограммы/модели. С целью формирования внутренней речи во время экспериментирования добивались от ребенка «проговаривания» инструкций, собственных действий.

В ходе реализации этой культурной практики дети приобрели опыт публичных выступлений, почувствовали себя успешными, значимыми, стали более ответственными. Использование мастер-класса в образовательном процессе позволило повысить активность детей, раскрыть их творческие способности, побудило пробовать самостоятельно разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении.

Работу осуществляем при тесном взаимодействии с родителями, так как только в триединстве педагог+родитель+ребенок можно достичь максимального результата.

КАК ЭТО БУДЕТ ("ЗАВТРА").При правильной организации работы у детей старшего дошкольного возраста будет сформирована привычка задавать вопросы и самостоятельно искать на них ответы, уметь доказывать, в том числе и экспериментально, свою точку зрения.

Организация и внедрение в образовательный процесс во всех группах ДОУ данной культурной практики, организация конкурсов по мастер-классам (детей, родителей, педагогов, родительских консультаций, собраний, творческих встреч, досугов и др.

Ценностью детских мастер-классов является:

Для детей, дающих мастер-класс:

- Приобретение опыта публичных выступлений;

- Формирование коммуникативных навыков;

- Возможность почувствовать себя успешным, значимым;

- Формирование ответственности;

- Развитие инициативности.

Для детей, участвующих в мастер-классе:

- Овладение новыми способами действий;

- Приобретение опыта коллективной деятельности;

- Формирование умения регулировать своё поведение, подчиняться правилам.

- Развитие вопросительности;

- Стимул самостоятельного поиска новых способов действий.

Ценностью детских мастер-классов:

Для педагога:

- способ поддержки детских инициатив;

- способ сплочения группы;

- возможность сделать образовательный процесс увлекательным для детей;

- возможность посмотреть на своих воспитанников со стороны;

- возможность выстроить сотрудничество с родителями.

Для родителей:

- возможность увидеть своего ребёнка в новом свете, испытать гордость за него:

- увидеть «зону ближайшего развития» своего ребёнка;

- способ участия в реализации образовательной программы.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей https://youtu.be/iMXNHBrcchgУважаемые коллеги! сегодня, в день Российской анимации хочется поделиться опытом работы с дошкольниками по развитию.

Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы)Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков (из опыта работы) Ксения Арзамасова. Детская журналистика для развития речевых, познавательных и социально-коммуникативных навыков. Презентация опыта работы.

Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи»Консультация «Детский календарь» как средство развития театрализованной деятельности дошкольников в условиях ДОУ и семьи» «Воспитывает все:люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего — люди. Из них на первом месте — родители и педагоги». Макаренко А. С.

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития групповых коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии»Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития групповых коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Игры для развития коммуникативных навыков с использованием методов арт-терапии» Дата проведения: 22 сентября.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Детский мастер-класс по ПИД как средство развития коммуникативных навыков и естественно-научной грамотности дошкольников
Опубликовано: 19 сентября 2024 в 09:48
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Детский мастер-класс по ПИД как средство развития коммуникативных навыков и естественно-научной грамотности дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Валова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД